Разрешаю________________
Допускаю________________
Оценка за урок: _____________
План-конспект
урока математики
в 4 «В» классе
04.04.2018г.
дата
Консультация учителя________________
Консультация методиста ______________
План-конспект урока
УМК «Школа России» Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.
Математика: Учебник 4 класс, 2 часть, стр. 58
Тема: «Письменное деление с остатком на двузначное число».
Цель: создать благоприятные условия для ознакомления и формирования у детей умения выполнять деление на двузначное число с остатком.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по изучению «Письменного деления с остатком на двузначное число», систематизировать и обобщать знания по теме, совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Развивающие: способствовать развитию вычислительных навыков, умению логически рассуждать и мыслить, умению владеть математической речью, работать в парах, расширять кругозор детей, внимание, наблюдательность; умение анализировать новую информацию, выделять главное, делать выводы; развивать познавательный интерес, речь, память слуховое и зрительное восприятие.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к математике, воспитывать самостоятельность, аккуратность в ведении рабочих тетрадей; воспитывать бережное отношение к книгам.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата, проведение физминуток.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к предмету, к математики, логическому мышлению, вниманию, воображению, памяти, развитию речи; уважению и доброжелательному отношению обучающихся и помощи друг другу.
Метапредметные:
Формирование познавательных УУД: умение осознавать познавательную задачу и стремиться её решить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, читать, извлекая нужную информацию.
Формирование регулятивных УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Формирование коммуникативных УУД: умение строить монологическое высказывание на заданную тема, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию.
Предметные: формировать умение навыка деления с остатком на двухзначное число, применять алгоритм деления многозначного числа в столбик.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Тип урока: комбинированный.
Основные образовательные ресурсы: учебник по математике, раздаточный материал (карточка с заданиями для усвоения темы).
Ход урока:
I. Организация начала урока.
1) Приветствие.
У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Дмитриевна, и сегодня урок математики у вас проведу я.
2) Проверка готовности к уроку.
У: Посмотрите наличие всего необходимого для урока на парте: учебник, тетрадь, пенал.
3) Мотивация к обучению и познанию.
У.: - Я надеюсь, что на этом уроке вы откроете для себя новые знания, будете работать с радостью и с удовольствием. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте удачи, хорошего настроения на весь учебный день.
II. Актуализация умений и знаний.
У.: - Сейчас у нас с вами будет математический диктант. Открываем тетрадки свои и записываем число, классная работа. Мне нужен самый смелый, кто будет решать на доске, кто желает?
О.: - Ответы учеников.
У.: - Итак ваша задача, записывать ответы в столбик на задание, которое я буду читать.
Найдите частное чисел 640 и 40 (640:40).
Первый множитель 90, второй множитель 40 чему равно произведение (90*40).
Уменьшаемое 1200, вычитаемое 350. Чему равна разность (1200-350).
Записать число, которое больше 60 в 15 раз (60*15).
Во сколько раз 20 меньше 1000 (1000/20).
Из какого числа, надо вычесть 800, чтобы получилось 856. (800+856).
У.: - Так, давайте проверим, как справились вы с математическим диктантам.
Ответы:
16
3600
850
900
50
1656
- А теперь оцените свою работу.
Критерии оценивания:
нет ошибок – 5
1-2 ошибки – 4
3 ошибки - 3
4 и более ошибок - 2
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
Введение в тему
У.: - Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего урока вам необходимо будет расшифровать шифр. На доске вы видите буквы и цифры. Каждая буква имеет свою цифру. Расставь буквы по порядку, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия.
Н П Е И Ь Е М Н О С 7 1 10 2 4 6 5 8 9 3 | ПИСЬМЕННОЕ |
Е Л Д Н Е И Е 2 3 1 5 4 6 7 | ДЕЛЕНИЕ |
С 1 | С |
О С Т А О Т М К 7 2 5 4 1 3 8 6 | ОСТАТКОМ |
А Н 2 1 | НА |
А В Д У Н З Ч Н О Е 6 2 1 3 8 4 7 5 9 10 | ДВУЗНАЧНОЕ |
С И Л Ч О 3 2 4 1 5 | ЧИСЛО |
У.: - Так что у нас получилось? Какая тема урока?
О.: - Письменное деление с остатком на двузначное число.
У.: - Верно, сегодня на уроке мы познакомимся с письменным приёмом деления на двузначное число с остатком. Прежде, чем мы продолжим, попробуйте определить задачи урока, используя «слова-помощники», которые вы видите на доске.
Познакомимся.. |
Узнаем.. |
Будем учиться.. |
О.: - Познакомимся с письменным приёмом деления на двузначное число с остатком: узнаем, как правило, деления на двузначное число с остатком; будем учиться решать примеры и задачи с применением деления на двузначное число с остатком.
У.: - Молодцы! В путь за новыми знаниями. Для начала давайте вспомним, как делить на двузначное число?
Вначале делим на 10 делимое и делитель.
Затем делим получившиеся числа, как при делении на однозначное число.
Получившееся частное – это пробная цифра, её нельзя сразу писать в частном. Нужно проверить.
Умножаем пробное частное на делитель, если результат совпал с делимым, то частное подходит. Записываем её под чертой.


Запись на доске:

У.: - Сравните записи? Чем похожи эти записи?
О.: - Они делятся на двухзначное число. Деление с остатком.
У.: - Чем отличаются?
О.: - Второе числовое выражение вычислено неверно, так как остаток не может быть больше делителя.
У.: - Верно. Кто хочет решить второе числовое выражение с объяснением у доски?
О.: - Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях.
У.: - Какой можем сделать вывод?
О.: - При делении с остатком на двузначное число рассуждают так же, как и при делении без остатка.
2. Работа с учебником
У.: - Открываем учебник на странице 58 № 211. Прочитайте задание. Что нам нужно сделать?
О.: - Найти частное и остаток и проверить решение.
У.: - Верно. Первый пример, мы решим все вместе возле доски, остальные по рядам. У доски по представителю от ряда.
У.: - Проверим 1 ряд? Есть ли ошибки? Исправьте.
О.: - Ответ будет 4 с остатком 30.
У.: - Проверим 2 ряд?
О: - Ответ будет 6 с остатком 10.
У.: - Проверим 3 ряд?
О.: - Ответ будет 6 с остатком 7.
Задача № 212.
У.: - Молодцы, прочитайте задачу под №212.
О.: - Читают.
У.: - Кто совершил первый полет в космос?
О: - Юрий Гагарин.
У.: - Когда произошло это событие?
О.: - 12 апреля 1961 года.
У.: - Что нам известно в задаче?
О.: - Полет космонавтов длился 290 часов.
У.: - Какой вопрос стоит в задаче? Что нам нужно узнать?
О.: - Сколько суток и часов были космонавты в полёте?
У.: - Верно. Какие знания мы используем при решении этой задачи?
О.: - Единицы времени.
У.: - Кто мне скажет, сколько часов в одних сутках?
О.: - 24 часа.
У.: - Чтобы узнать, сколько космонавты были в полете, что нам необходимо сделать?
О.: - Нам нужно 290 разделить на 24.
У.: - Верно, тем самым мы что узнаем?
О.: - Сколько суток и часов были космонавты в полёте.
У.: - Запишите решение задачи самостоятельно. Один ученик возле доски.
- | 2 | 9 | 0 | 2 | 4 |
2 | 4 | | 1 | 2 |
| - | 5 | 0 | | |
| 4 | 8 | | |
| | | 2 | | |
У.: - Какой ответ?
О.: - Ответ 12 с остатком 2.
У.: - То есть космонавты были в космосе: 12 полных суток и 2 часа
Проверка: 12 полных суток = 288 часов
290-288= 2 Часа
Задача № 214
У.: - Прочитайте задачу. О чём идёт речь в первом предложении?
О.: - В международном автопробеге участвовало 350 машин.
У.: - Запишем краткую запись в тетради. Один ученик на доске.
О.: - Всего- 350 м
У.: - О чём идёт речь во втором предложении?
О.: - Экипаж каждой машины состоял из трех спортсменов.
У.: - Запишем краткую запись
О.: - 1 экипаж машины -3 спортсмена
У.: - О чём идёт речь в третьем предложении?
О.: - До финиша не дошли 105 машин.
У.: - Запишем краткую запись
О.: - Не дошли-105 м
У.: - О чём идёт речь в четвертом предложении?
О.: - Сколько машин и сколько спортсменов прибыли к финишу?
У.: - Запишем краткую запись
О.: - Прибыло - ? м
Спортсменов- ?
У.: - Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
О.: - Нет.
У.: - Что мы сначала можем узнать? (кол-во машин или спортсменов)
О: - Количество машин.
У.: - А как мы можем это узнать?
О.: - Можно узнать таким действием 350 – 150 = 245
У.: - Итак на один вопрос мы уже ответили. Как теперь найти, сколько спортсменов прибыли к финишу?
Записываем решение и ответ в тетрадь.
О.: - Находим, сколько спортсменов прибыли 245 * 3 = 735.
Всего- 350 м
1 экипаж машины -3 спортсмена
Не дошли-105 м
Прибыло - ? м
Спортсменов- ?
1) 350-105=245 машин пришли к финишу
2) 245*3=735 спортсменов прибыли к финишу
Ответ: 245 машин пришли к финишу, 735 спортсменов прибыли к финишу.
Проверка:
7 | 3 | 5 | 3 |
6 | | | 2 | 4 | 5 |
- | 1 | 3 | | | |
1 | 2 | | | |
| - | 1 | 5 | | |
| 1 | 5 | | |
| | | 0 | | |
IV. Физминутка.
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали 1,2,3.
Ножками потопали 1,2,3,
Сели, встали, встали, сели,
И друг друга не задели
Мы немножко отдохнем,
И опять считать начнем.
У.: - Сейчас мы выполним с вами задание из учебника старица 58, задание под чертой. Все решают в тетради, кто-то возле доски.
1 пример:
2 пример:
3 пример:
4 пример:
| × | 6 | 0 | 9 | | | 2 | 7 | | 4 | 2 | 6 | 3 | 1 | 2 | 1 | 8 | | 1 | 6 | 4 | 4 | 3 | - | 4 | 3 | 2 | 0 | 6 | 0 | 4 | 2 | 0 | | 7 | 2 | | - | 1 | 2 | 0 | | | | 1 | 2 | 0 | | | | | | | 0 | | | 1 | 6 | 4 | 4 |
- | | 7 | 2 |
| 1 | 5 | 7 | 2 |
У.: - Молодцы ребята, вы хорошо справились!
V. Закрепление изученного материала.
У.: - Я предлагаю вам воспользоваться своими знаниями, чтобы выполнить задания по карточкам. Здесь задания трёх уровней сложности.
1 вариант ФИО______________________________________ |
Выполни деление с остатком: 460 : 29 428 : 63 | |
Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком. 526 : 25 920 : 92 685 : 27 | |
Вставить пропущенные цифры, чтобы запись была верной. ... : 83 = 7 ( ост. 4) ... : 29 = 8 (ост. 15) | |
2 вариант ФИО______________________________________ |
Выполни деление с остатком: 637 : 73 387 : 96 |
|
Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком. 720 : 80 449 : 64 194 : 48 | |
Вставить пропущенные цифры, чтобы запись была верной. ... : 82 = 8 ( ост. 70) ... : 82 = 7 (ост. 75) | |
У.: - Я думаю, вы справились с заданием. Сдайте работы для того чтобы мне посмотреть, как вы справились с заданием. Оценки узнаете на следующий урок.
VI. Итог урока. Рефлексия.
У.: - Какая тема и задача нашего сегодняшнего урока?
О.: - Тема урока - письменное деление с остатком на двузначное число. Мы ставили перед собой задачу научиться выполнять деление с остатком.
У: Верно. У вас на столах лежат альбомные листы. Обведите свою ладошку с помощью ручки и напишите:
«М» (мизинец) – мысли, знания, информация.
- Что нового я сегодня узнал? Какие знания приобрёл?
«Б» (безымянный) – близость к цели.
- Что я сегодня сделал и чего достиг?
«С» (средний) – состояние духа.
- Каким было моё настроение? Что было связано с положительными эмоциями?
«У» (указательный) –услуга, помощь, сотрудничество.
- Чем я сегодня помог другим? «Б» (большой палец) – бодрость, физическое состояние.
- Что я сегодня сделал для моего здоровья?
Кто хочет прочитать свои ответы, поднимите руку. (2-3 ребенка)
У: Остальные сдайте свои работы.
VII.Домашняя работа
Стр. 58 № 216
Стр. 58 № 218