План-конспект урока по русскому языку.
Ссылка на белорусский учебник https://www.aversev.by/rus/skachat/russkij-yazyk-6
Тема: Образование имён прилагательных путём сложения.
Цель урока: формирование навыка правильно образовывать имена прилагательные; изучение особенностей образования имён прилагательных и особенностей употребления такого приёма как сложение для образования имён прилагательных.
Задачи: 1) образовательные: познакомить особенностями образования имён прилагательных, сформировать умение образовывать имена прилагательные, путём сложения; повторить прошлые темы: «Образование имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок».
2) развивающие: развивать словарный запас, зрительное внимание, память, устную связную речь.
3) воспитательные: развивать интерес к изучению языка, формировать ценностное отношение к русскому языку, воспитывать нравственные качества личности.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник по русскому языку 6 класса, мультимедийная установка.
Ход урока.
Организационный момент.
«Здравствуйте, ребята. Начнём наш урок. Проверьте, пожалуйста, у всех ли есть учебники, тетради и ручки. Проверили? Хорошо сейчас мы отметим отсутствующих и начнём урок.
Объявление темы и целей.
«Ребята, тема нашего сегодняшнего урока – это образование имён прилагательных путём сложения. Наша задача – научиться образовывать имена прилагательные путём сложения, а также закрепить это умение. Начнём».
Опрос.
Ребята, у вас возникли какие-нибудь затруднения с выполнением домашнего задания? Хорошо, Давайте его проверим.
Проверка домашнего задания. «На дом вам было задано на странице 190, упражнение 384». В случае затруднений поясняется упражнение. Вызывать трёх учеников, которые прочитают свои образованные при помощи суффиксов и приставок имена прилагательные.
Способ проверки – выборочная проверка.
Думаю, вы хорошо справились с домашним заданием.
Индивидуальные задания. «Сначала мы должны повторить тему, которую мы рассматривали в прошлый раз. Я раздам вам листки. В них вам нужно будет записать только суффиксы или приставки тех имён прилагательных, которые я буду вам читать.
(Суффиксы: страш-н-ый, скольз-к-ий, зуб-н-ой, камыш-ов-ый, серебр-ян-ый, утр-енн-ий, звер-ин-ый, дв-ойн-ой, брат-ск-ий, дедушк-ин
Приставки: не-хороший, без-грамотный, пре-милый, пред-ыюньский, а-логичный, не-добрый, про-европейский, анти-монопольный, раз-весёлый, пре-странный).
Фронтальный опрос. Молодцы. Теперь давайте повторим то, что изучили на прошлом уроке. Закройте, пожалуйста, учебники и вспомните то, что вы повторяли дома. Итак:
Назовите способы образования имени прилагательного. (суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный, сложение)
От основ каких частей речи чаще всего образуются имена прилагательные при помощи суффиксального способа? (Основ имён существительных, числительных, прилагательных и глаголов)
Какие суффиксы чаще всего используются для образования имён прилагательных? (Чаще всего для образования имён прилагательных используются суффиксы: -н-, -ан- (-ян-), -енн-, -онн-, -к-, -ов-, -ев-, -ск-, -лив-, -чив-, -ист-, -ин- и др.).
От какой части речи образуются имена прилагательные приставочным способом? (от имён прилагательных)
Какие приставки чаще всего используются при образовании имён прилагательных? (не-, пре-, пред-, про-, анти-, а- и др).
«Ну что же, молодцы, ребята, вы справились с этим заданием и хорошо усвоили тему прошлого занятия. Продолжим нашу работу.
Объяснение нового материала.
А) Наблюдение над языковым материалом.
Откройте, пожалуйста, упражнение 389 на странице 192. Давайте внимательно прочитаем задание (Читает учитель). В тексте нам нужно назвать основы, использованные для образования имён прилагательных.
Далее читают 4 ученика.
Итак, как вы думаете, каким же ещё способом, кроме приставочного и суффиксального, можно образовать имена прилагательные? (Способом сложения)
Б) Чтение правила. «Правильно. Давайте посмотрим на правило на страницах 192 и 193. (Читают ученики).
Ответьте, пожалуйста:
Назовите способы образования имени прилагательного. (Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный, сложение)
Что может соединяться при образовании имён прилагательных путём сложения? (Основа и целое слово, две основы и суффикс, целые слова)
Что такое равноправные и неравноправные соединяемые слова и чем они отличаются друг от друга? (Равноправные слова не зависят друг от друга, между ними можно вставить союз и, а в неравноправных словах одно слово будет зависеть от второго и союз и вставить между ними нельзя).
При помощи чего образуются сложные прилагательные? (Соединительных морфем о,е,и,а,у,ух,ех, а также соединительной морфемы и суффикса одновременно)
Дети, запомните, что нужно ещё учитывать, что есть сложные прилагательные, образованные суффиксальным способом от сложных имён существительных с соединительной морфемой, такие как пешеход – пешеходный или пароход – пароходный.
Физкультминутка. «Хорошо, дети, давайте на минуту отвлечёмся от учёбы и сделаем физкультминутку. Встаньте и следуйте моим инструкциям:
Мы писали и устали,
Все мы дружно тихо встали,
Ножками потопали: раз, два, три (топают ногами).
Ручками похлопали: раз, два, три (хлопают руками).
Сели, встали, сели, встали,
Чтоб других не задевали.
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.
Ручки выше, шире плечи (вытягивают руки вверх),
Раз, два, три дыши ровней (машут руками),
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней (садятся на место).
Молодцы! Продолжаем урок».
Закрепление материала на теоретическом уровне.
А) (Работа по вариантам) Хорошо, ребята, давайте выполним упражнение 390 на странице 193. Нам нужно выписать по группам имена прилагательные и обозначить морфемы, при помощи которых образовались сложные прилагательные. (Выполняется упражнение полностью, к доске выходит ученик из каждого ряда и записывает слова из своей группы на доске).
(Научно-фантастический (б, «о», суффикс ск), пароходный (в, суф. н), левобережный (а, «о», суф н), средневековый (а, «е», суф ов), фабрично-заводской (б, «о», суф ск), красно-белый (б, «о»), вертолётный (в, суф н), девятидневный (а, «и», суф ев, н), многочисленный (а, «о», суф енн), двухатомный (а, «ух», суф н), малоизвестный (а, «о», суф н), четырёхбалльный (а, «ёх», суф н), двуликий (а, «у»).
Б) Дети, в упражнении 391 на странице 193 нам нужно по образцу заменить словосочетания из упражнения синонимичными, в которых зависимое слово будет выражено сложным прилагательным. (Выполняют все ученики, вызвать одного к доске).
(Высоконравственный человек, писчебумажный комбинат, пятиэтажная школа, высококлассный специалист, плодово-ягодные культуры)
Ставить оценки можно сразу после работы у доски.
В) В упражнении 392 на странице 193 нам нужно образовать сложные имена прилагательные, употребив их как зависимое слово словосочетания. Записать пример на доске. Составьте небольшие предложения с образованными сложными прилагательными. Выделите в сложных именах прилагательных морфемы, с помощью которых они образовались, это могут быть как суффиксы, так и соединительные морфемы. (Два словосочетания на ряд, время для выполнения – 2 минуты, после вызвать к доске учеников с трёх рядов)
(Бел-о-стволь-н-ая берёза, красн-о--белый флаг, высок-о-культур-н-ый человек, тёмн-о--синее небо, север-о—запад-н-ый район, целлюлозн-о—бумаж-н-ый комбинат).
В) Чтение правила
Дети, давайте обратимся к правилу на странице 194 (Читает ученик)
Скажите:
Как ещё, кроме сложения, могут быть образованы имена прилагательные и от чего? (Приставочно-суффиксальным способом от основ существительных и глаголов в результате присоединения приставки и суффикса)
Какие приставки и суффиксы чаще всего используются при образовании имён прилагательных? (приставки за, без, до, на, по, при, пред и суффиксы н, ск, ов).
Обратите внимание, дети, что само слово «приставочно-суффиксальный образовано путём сложения.
Г) На странице 194 есть упражнение 393. Нам нужно определить способ словообразования имён прилагательных и записать слова по образцу. Выполняют упражнения все, к доске выходят три ученика и записывают по четыре слова, распределённых по рядам. (+1 слово добавить)
(За океаном – прист-суф, наука и техника (сложение), перед рассветом (прист-суф), писать рукой (сложение), до срока (прист-суф), анти наука (прист-суф), разные голоса (сложение), книга (суфф), Чёрное море (сложение), при береге (прист-суф), без рода (прист-суф), фруктово-ягодный – фрукты и ягоды (сложение))
Подведение итогов урока. Ребята, давайте подведём итог того, что же мы сегодня узнали.
Назовите способы образования имени прилагательного. (Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный, сложение)
Что может соединяться при образовании имён прилагательных путём сложения? (Основа и целое слово, две основы и суффикс, целые слова)
Что такое равноправные и неравноправные соединяемые слова и чем они отличаются друг от друга? (Равноправные слова не зависят друг от друга, между ними можно вставить союз и, а в неравноправных словах одно слово будет зависеть от второго и союз и вставить между ними нельзя).
При помощи чего образуются сложные прилагательные? (Соединительных морфем о,е,и,а,у,ух,ех, а также соединительной морфемы и суффикса одновременно)
Как ещё, кроме сложения, могут быть образованы имена прилагательные и от чего? (Приставочно-суффиксальным способом от основ существительных и глаголов в результате присоединения приставки и суффикса)
Какие приставки и суффиксы чаще всего используются при образовании имён прилагательных? (приставки за, без, до, на, по, при, пред и суффиксы н, ск, ов).
Домашнее задание. (заранее записать на доске и пример). «Ребята, обратите внимание на доску. На ней записано домашнее задание. Откройте учебник на странице 194, упражнение 394. Прочитайте задание. Всё ли вам понятно? Выпишите имена прилагательные, образованные суффиксальным, приставочным способом и путём сложения и выделите в них морфемы, при помощи которых они образованы. Ещё повторите параграф 55, который мы сегодня прошли.
(Ставятся оценки за домашнее задание, активную работу, по критериям объясняются оценки).
Звенит звонок, вы можете быть свободны. До свидания, ребята.
4