СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект подгруппового логопедического занятия «Звук [ц], буква Ц. выделение звука в речи. Определение позиции звука в слове. Перелетные птицы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Коррекционно-образовательные: познакомить с согласным, твёрдым звуком [ц], закреплять навык произношения звука [ц]; упражнять в определении места звука в слове, уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах, расширение словарного запаса по лексической теме; совершенствование грамматического строя речи; согласование притяжательных с существительными в роде, числе; согласование существительных с числительными; развитие функции словообразования; образование сложных слов.

Коррекционно-развивающие: Развитие связной речи; развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления, развитие общей и мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности; воспитание любви к животному миру;

вызвать интерес к занятиям.

Оборудование: картинки с изображением признаков весны, аудиозапись пения птиц, картинки перелетных птиц: соловей, грач, ласточка, скворец, грач, гусь; картинки деревьев: дуб, сосна, береза; зеркала, пособие «Домики», картинки цапля, цветок, цыплёнок. пуговица, курица, кольцо, заяц, огурец, колодец; скворечник; пособие «Звуковички».

Просмотр содержимого документа
«План-конспект подгруппового логопедического занятия «Звук [ц], буква Ц. выделение звука в речи. Определение позиции звука в слове. Перелетные птицы».»

План-конспект подгруппового логопедического занятия

«Звук [ц], буква Ц. выделение звука в речи.

Определение позиции звука в слове. Перелетные птицы».

Цели:

Коррекционно-образовательные: познакомить с согласным, твёрдым звуком [ц], закреплять навык произношения звука [ц]; упражнять в определении места звука в слове, уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах, расширение словарного запаса по лексической теме; совершенствование грамматического строя речи; согласование притяжательных с существительными в роде, числе; согласование существительных с числительными; развитие функции словообразования; образование сложных слов.

Коррекционно-развивающие: Развитие связной речи; развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления, развитие общей и мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности; воспитание любви к животному миру;

вызвать интерес к занятиям.

Оборудование: картинки с изображением признаков весны, аудиозапись пения птиц, картинки перелетных птиц: соловей, грач, ласточка, скворец, грач, гусь; картинки деревьев: дуб, сосна, береза; зеркала, пособие «Домики», картинки цапля, цветок, цыплёнок. пуговица, курица, кольцо, заяц, огурец, колодец; скворечник; пособие «Звуковички».


Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед здоровается с детьми, которые стоят около стульчиков, читает стихотворение.

Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня на занятии мы продолжим разговор о весне. Давайте с вами сейчас возьмем карточки и выберем те, на которых изображены признаки весны.

(Дети поочередно на доске прикрепляют картинки с изображением признаков весны и садятся на свои места).

2. Объявление темы занятия.

Логопед: Ребята посмотрите, какая замечательная у нас получилась картина. А что это за звуки мы с вами сейчас слышим?

Прослушивание пения птиц.

Дети: Это пение птиц.

Логопед: Как мы называем птиц, которые прилетают к нам с теплых стран?

Дети: Перелетные.

Игра «Выбери картинку».

(На доску крепятся три плоскостных изображения деревьев, логопед раскладывает на столе картинки с изображением перелетных птиц)

Логопед: Сейчас я вам загадаю загадки, отгадав их, мы рассадим птиц на деревьях. На дуб или рядом с ним мы поместим птиц, в названии которых по одному слогу. На сосну или рядом с ней вы поместите птиц, в названии которых по два слога. На березу или рядом с ней вы поместите тех птиц в названии которых по три слога.

Логопед: Птичка, внешне неприметна,

Запоет среди ветвей

Так, что ахнем мы:

«Ведь это голосистый …»

Дети: Соловей.

Логопед: Мы в скворечнике живем

Песни звонкие поем.

Дети: Скворцы.

Логопед: Эту птицу всякий знает,

На лету она хватает

Мух, кузнечиков, сверчков,

Бабочек, стрекоз, жучков.

Дети: Ласточка.

Логопед: Ты его узнаешь сразу:

Черноклювый, черноглазый,

Он за плугом важный ходит,

Червяков, жуков находит.

Дети: Грач.

Логопед: Он твердит одно га-га

Кто обидел? Где? Когда?

Никого я не боюсь.

Ну конечно это?

Дети: Гусь

(Дети отгадывают загадки, и крепят птиц на соответствующее дерево).

Логопед: Какие птицы на дубе и рядом с ним?

Дети: Грач, гусь.

Логопед: Какие птицы на березе?

Дети: На березе ласточка и соловей.

Логопед: Какие птицы на сосне?

Дети: Скворец.

Логопед: Скворец один прилетел на сосну, ребята он очень расстроен, потерял свой любимый звук. Скворец любит, пет звук [ц]. Давайте ему поможем найти звук, выполняя задания.

Характеристика звука [ц].

Логопед: Давайте сейчас с вами произнесем звук [ц], и понаблюдаем за артикуляцией в зеркале. (Дети анализируют произношение звука [ц]). Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка прижата за верхними зубами. Сильная воздушная струя разбивает эту преграду. Голос не работает.

Логопед: Звук [ц] гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Логопед: Почему?

Дети: Он не поётся и во рту появляется преграда зубы и язык.

Логопед: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук Ц. Наше горлышко спит или работает?

Дети: Горлышко спит.

Логопед: Если горлышко спит, значит звук Ц какой?

Дети: Звук [Ц] глухой.

Логопед: А ещё я вам открою секрет, что этот звук всегда твёрдый. Итак, звук Ц согласный, твёрдый, глухой.

Речевая зарядка.

Логопед: Давайте с вами сейчас правильно повтори слоги и слова в коротрыз есть звук [Ц].

Ца - ца - ца - цапля, улица, пыльца.

Цы - цы - цы - зайцы, мельницы, птенцы.

Цо - цо - цо - деревцо, кольцо, крыльцо.

Ец - ец - ец - огурец, певец, пловец.

Ца - ца - ца - птица, улица, больница.

Игра «Внимательные ушки».

Логопед: Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ц], слог со звуком [ц], слово со звуком [ц].

А, Д, Ц, И, Ц, К, Р, Ц.

Логопед: Теперь в слогах:

На, Цу, До, Зи, Ац, Цы

Логопед: В словах:

Цапля, аист, ведро, яйцо, цыплёнок, роза, цветок, буквы, цифры.

Определение места звука в слове.

Логопед: Звуков много мы узнали,

Добрались до звука Ц.

Есть слова, где Ц – в начале,

В середине и в конце. На доске висят домики, в которых закрашены окошки, вам надо будет взять картинки и поселить в нужный домик.

(Дети поочереди подходят к доске и прикрепляют картинки под нужным домиком).

- в начале слова: цапля, цветок, цыплёнок.

- в середине: пуговица, курица, кольцо.

- в конце: заяц, огурец, колодец.

Логопед: Скажите мне, а где живет скворец, как называется его домик?

Дети: Скоречник.

Логопед: Сейчас мы с вами построим для скворца скворечник, выполнив физминутку.

Физминутка«Скворечник».

Распилю пилой дощечки –вжик, -вжик, -вжик, -вжик.

(Дети имитируют движения распиливания дощечки).

Сколочу из них скворечник -тук, -тук, -тук, -тук.

(Дети имитирую движения заколачивания гвоздей).

Прилетайте птицы в гости –к нам, -к нам, -к нам, -к нам.

(Выполняют движения махи руками к себе).

Мы скворечники повесим -тут и там, -тут и там.

(Наклоны с вытянутыми руками вверх, в стороны, вниз).

Логопед: Давайте с вами посмотрим на наших птиц и поиграем в игру.

Логопед: Давайте внимательно посмотрим на перелетных и птиц и сыграем в замечательную игру.

Игра «Назови одним словом».

Логопед: У ласточки длинный хвост, как о ней можно сказать?

Дети: Длиннохвостая.

Логопед: У ласточки длинные крылья. Ласточка, какая?

Дети: Длиннокрылая.

Логопед: У соловья звонкий голос. Соловей, какой?

Дети: Звонкоголосый.

Игра «Сосчитай птиц»

Логопед: Давайте еще немного поиграем. Сейчас мы с вами будем считать птиц: Одна ласточка, две ласточки; одна кукушка, две кукушки, пять кукушек; одна птица, две птицы, пять птиц; один аист, два аиста, пять аистов; один гусь, два гуся, пять гусей; один скворец, два скворца, пять скворцов.

Звуковой анализ слова «Скворец»

Логопед: Сколько слогов в слове сковрец?

Дети: Два

Логопед: Назовите первый слог.

Дети: Скво.

Логопед: Сколько в нем звуков, назовите их.

Дети: С, к, в, о.

Логопед: Назовите второй слог.

Дети: Рец.

Логопед: Сколько там звуков.

Дети: Р, е, ц.

Логопед: Давайте сейчас с вами выложим схему слова, возьмите пожалуйста ваших звуковиков. (Дети самостоятельно выкладывают схему слова).

3. Итог занятия

Логопед: Ребята, давайте вспомним, о чем мы разговаривали на нашем сегодняшнем занятии? Что вам понравилось больше всего? Наше занятие подошло к концу.