СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект Технология (5 класс)

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект Технология (5 класс)»

Дата 22.11.2021 год

План-конспект урока по технологии.

Учитель Терещенко А.А.



Тема урока: Выпиливание лобзиком. Выпиливание лобзиком модель самолёта

Цели урока: 

  1. Обучающие: Повторить технологию раскройки фанеры. Закрепить навыки работы ручным лобзиком.

  2. Воспитательные: Привить чувство технической красоты и эстетики на основе демонстрации различных типов лобзиков.

  3. Развивающая: Развить чувство бережного отношения к инструменту.

Инструменты и оборудование: ручной лобзик, плоскогубцы.

Тип урока: 1. Комбинированный урок.

2. Урок закрепления и освоения практических навыков.

Ход урока: 

Урок первый.

1.Организационный момент.

2.Повторение устройства ручного лобзика. Фронтальный опрос.

3. Объяснение нового материала.

А). Достоинства и недостатки ручного лобзика.

Основным достоинством ручного лобзика является возможность выпиливания  как небольших так и очень маленьких отверстий сложной формы а также возможность поворота пилки на месте под любым углом. Кроме этого в ручной лобзик можно вставлять сверх тонкие пилки и даже специальные нити для получения сверхтонкого шва менее 0.1мм.

К недостаткам можно отнести ограничение доступа к месту распила установленное длиной рамки. Неудобство работы с материалами толще 7мм.

Б). Достоинства и недостатки ручного электролобзика.

 Главным достоинством этого инструмента является высокая скорость пиления а также возможность работы с материалом большой толщины до 50мм. Кроме того этим инструментом можно резать не только дерево, оргалит, доски но даже металлы.

 Недостатком является большая ширина (3-7мм) и толщина (1мм)пилки что делает поворот её на месте практически невозможным. Кроме того этим инструментом нельзя распилить маленькие детали.

В).Знакомство с модельным электролобзиком.

Модельный электролобзик представляет собой уменьшенную копию обычного электролобзика. Лишённой направляющего ролика.В отличии от обычного электролобзика он снабжён достаточно тонкой и узкой пилкой делающей тонкий шов. Таким инструментом можно делать сложные отверстия даже в изогнутых поверхностях (например в уже собранном рыцарском щите второго уровня).Но к сожалению у этого инструмента довольно низкий ресурс эксплуатации и высокая стоимость как самого инструмента так и пилок.

Г). Знакомство со стационарным электролобзиком.

Стационарный электролобзик представляет из себя уже не ручной электроинструмент а целый малогабаритный станок который снабжён узкой и тонкой пилкой,такой же как и у модельного электролобзика. Им быстро и достаточно точно можно выпилить очень небольшую деталь криволинейной формы, только вот отверстия вырезать им неудобно , ведь для этого пилку понадобится снять .Вдеть в отверстие. И снова поставить обратно. Кроме того этот станок снабжён штангой, чем-то напоминающей рамку простого лобзика, что сильно ограничивает возможность работы с большими деталями.

Д).Виды пилок.

1.Обычная пилка для ручного лобзика.

2.Круглая пилка для ручного лобзика.

3.Сверх-тонкая пилка для ручного лобзика.

4.Пилка с крупным зубом для фанеры и досок.

5.Пилка с мелким зубом для металлов.

6.Специальные пилки.

4.Проверка тетрадей.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ ПРИ ВЫПИЛИВАНИИ ЛОБЗИКОМ.

1.Надежно прикреплять выпиловочный столик к крышке верстака.

2.Правильно и надежно закреплять пилку в лобзике.

3.Во время работы не наклоняться низко над изделием.

4.Во время выпиливания нельзя держать левую руку близко к полотну пилки.

5.При выпиливании не делать рывков лобзиком и не допускать изгибов пилки.

5. Практическая работа  (выпиливание по кривой линии, выпиливание кругов, внутренних отверстий).

Форма работы – индивидуальная.

6.Показ видеоролика о работе столярной мастерской (5 мин.) (по возможности).

7.Подведение итогов урока.

Урок второй.

1. Технологический этап

2. Выпиливание лобзиком модель самолёта.









Технологический этап.

1. Разработка конструкции и технологии изготовления изделия

Технологический этап начинается с разработки технической документации (чертежей деталей и изделия в целом)

Практически:

Анализ рисунка показал , что данная модель будет состоять из следующих деталей – фюзеляж, крылья, хвостовое оперение, шасси и колеса.



2.Продолжение работы над проектом: доделка, покраска, установка деталей и т.д.

Уборка учащимися рабочих мест

Подведение итогов урока.

Выставление оценок в журнал и в дневники.

Домашнее задание: Прочитать параграф №16 ответить на вопросы.

                                             







класс

Ученики

26

26

1

Баранов Кирилл Евгеньевич


5

2

Мухаметшин Руслан Рустамович


5

3

Семёнов Александр Викторович


5

4

Хайруллин Айзат Рамисович

н

н

5

Хаялиев Рамазан Радисович


5

6

Шигапов Адель Рафаэлевич


5

7

Абдулхаев Ильмир Алмазович


5

8

Абзалов Нурсултан Ильшатович


5

9

Адиятуллин Адель Фанилевич

н

н

10

Гарифуллин Ильназ Ирекович


4

11

Гарифуллин Ильнур Ирекович


5

12

Гибадуллин Руслан Альбертович


5

13

Гисматуллин Алмаз Фаритович


5

14

Мифтахутдинов Ильгиз Фаритович


5

15

Мовсесян Руслан Анатольевич


5

16

Мухтаров Рамиль Фаритович


4

17

Садиков Салават Илдусович


5

18

Хуснутдинов Адель Алмазович


5

19

Шайхнуров Булат Алмазович

н

н





















































План урока по технологии 5 класс

Модуль: Технология обработки древесины .Элементы машиноведения.

Тема урока: Выпиливание лобзиком .Изготовление декоративной лопаточки по шаблону.

Задачи урока : 1.Познакомиться с одним из видов декоративно-прикладного творчества- техникой выпиливания лобзиком . 2. Научиться выполнять несложные работы в данной технике .

Цели урока:

* Ознакомить учащихся с первоначальными навыками работы с лобзиком.

* Дать возможность учащимся самостоятельно определить, в какой последовательности выпиливается заготовка по внутренним контурам.


* Способствовать развитию двигательной сферы ( овладение моторикой мелких мышц при разметке и выпиливании,)

* Развивать двигательную сноровку, соразмерность движений при работе.

* Развивать у школьников любознательность и умение анализировать.

* Применять полученные знания на практике.

* Совершенствовать экологическое воспитание учащихся.

* Прививать активную жизненную позицию.

* Воспитывать инициативу и самостоятельность.

* Воспитывать аккуратность, бережное отношение к инструменту и экономному расходованию материала.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: Словесный, наглядный, практический.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:



для учителя: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация «Выпиливание лобзиком», образцы выпиленных изделий, план-конспект урока.

для учеников: лобзик, пилки, заготовка из фанеры, выпиловочный столик, тетрадь, учебник, наждачная бумага, напильники разного сечения.

Дидактическое обеспечение:

- Фильм « Выпиливание лобзиком»

- Слайды « Работа с лобзиком», «Заготовки для поделок» «Инструменты». «Материалы для выпиливания.» « Правила техники безопасности» . « Посадка ученика.»




ПЛАН УРОКА

1.Организационный момент 1 мин.

2.Мотивация 4-5 мин.

3.Изучение нового материала 10-12 мин.

4.Обобщение и закрепление материала 8- 10 мин.

5.Рефлексия 40-45 мин.

6.Итог урока 2-3 мин.

7.Домашнее задание 1-2 мин.

8 Уборка рабочего места 2 мин.

ХОД УРОКА



1. Организационный момент .

приветствие, название темы.



2. Мотивация



Настройка учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний.

Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс.

Проверка выполнения домашнего задания: установление правильности и осознанности выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях; выяснение степени усвоения заданного на дом материала; использование различных форм контроля.

Актуализация знаний учащихся.

Ребята! В качестве домашнего задания, вам были заданы параграфы по темам: «Древесина – природный ,конструкционный материал» , « Виды пиломатериалов» , «Разметка заготовок из древесины».

Вспомним, какие породы древесины вы знаете, какими свойствами они обладают?

1. Какие из перечисленных пород древесины относятся к мягким, а какие к твердым породам:

– клён;

– осина;

– сосна;

– дуб;

 ель;

– берёза;

– липа;

– лиственница;

– ольха.
















Какие древесные материалы вы знаете? Предполагаемый ответ :ДСП -древесностружечные плиты, ДВП - древесноволокнистые плиты ,шпон, фанера.

Что такое фанера и область ее применения? Преимущества и недостатки.Предполагаемый ответ: Фанера- древесный материал, полученный путем склеивания трех и более тонких листов шпона. Для получения фанеры используют древесину березы, ольхи, бука, сосны. Фанеру широко применяют при производстве мебели, а также в судостроении и авиастроении. Фанера прочнее древесины, почти не рассыхается и не растрескивается , хорошо гнется и обрабатывается .Недостатком фанеры является то, что она боится сырости. Под действием воды и влаги фанера расслаивается.

Давайте вспомним ,что такое разметка и разметочный материал?

Ответы на вопросы по форме «Да», «Нет» написать на доске, ответы вписывать по ходу опроса.

Вопрос

Ответ Да/Нет

1

Разметкой называют нанесение линий контура будущего изделия на бумаге.



2

Контурные линии показывают границы обработки заготовки



3

Рейсмус имеет выдвижные ножки без острия.



4

Шаблон - образец повторяющий форму детали.



5

С помощью малки можно проводить линии под любым углом.



6

Припуск- избыточный слой заготовки ,подлежащий удалению при последующей обработке режущим инструментом.



Молодцы, хорошо справились с заданием. Теперь перейдем к новой теме «Выпиливание лобзиком»

3. Изучение нового материала

Учитель: Что заставляет людей, большую часть времени отдающих основной работе, заниматься выпиливанием? Заниматься творчеством человека побуждает желание самовыразиться, желание запечатлеть в своих творениях отношение к окружающему миру. Несмотря на кажущуюся простоту выпиливания, сделать самую простую вещь непросто. Но в любом случае человек делает вещь, украшающую быт, а главное, делает это с удовольствием и желанием. Многие посетители антикварных магазинов, музеев с интересом и удовольствием рассматривают предметы убранства, старинную мебель. Людям нравятся изделия, удобные для повседневной жизни и радующие своим внешним видом. Все чаще в отделке современной мебели встречаются элементы ручной работы. Очень многие желают иметь мебель, предметы домашнего обихода, существующие в единственном экземпляре.

Презентация «Выпиливание лобзиком»

4.-Обобщение и закрепление материала.

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с одним из видов декоративно -прикладного творчества- выпиливанием лобзиком.

Как вы уже поняли ,выпиливание лобзиком- од ин из распространенных видов художественно- прикладной обработки древесины. Он заключается в том., что изделиям из тонкой древесины или фанеры с помощью ручного лобзика придают необходимые криволинейные формы ( выпиливают).

Прежде чем приступить к выполнению практической части, хочу напомнить вам, о правилах безопасности на уроках. Только внимательное отношение и соблюдение безопасных условий труда дают положительные результаты (Показ слайдов).

Из просмотренного видеоматериала давайте вспомним следующее:

1.Из каких частей состоит лобзика 2.В чём сходство лобзика и ножовки? 3.Как проверить правильность установки пилки в рамку?



.

5. Рефлексия (самоконтроль) 40 - 45 мин.

Объяснение практической работы.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами будим выполнять практическую работу «Изготовление декоративной лопаточки».

- Учитель показывает образец.

На столе у вас лежат технологические карты, по которым вы будете работать и шаблоны.

Технологическая карта.

№ п\ п

Последовательность операций

Инструменты и приспособления

1



2



3



4



5..

Перенесите на заготовку из фанеры контур заготовки «Лопаточка»

Рассмотрите разметку ,определите места поворота пилки

Подготовьте выпиловочный столик и закрепите пилку в рамке лобзика

Выпилите контур изделия.



Зачистите изделие надфилями и шлифовальной шкуркой.

Шаблон ,простой карандаш

Заготовка фанеры с нанесенным на нее контуром

Лобзик ,пилки ,плоскогубцы ,выпиловочный столик



Лобзик ,пилки ,плоскогубцы ,выпиловочный столик

Надфили, напильники, шлифовальная шкурка.



Изучив технологическую карту и выполнив нанесение контура будущего изделия на заготовку вам необходимо приступить к выполнению практической части задания.

Практическая работа.

Целевые обходы учителем рабочих мест с целью проверки: -Организации рабочих мест учащихся.

-Соответствия рабочей позы учащихся требованиям охраны труда.

-Соблюдение темпа работы.



6. Подведение итогов урока.

- Какая тема урока у нас сегодня была?

- Какую цель мы ставили на урок? Достигли мы с вами этой цели?

- Давайте вместе подведем итог урока.

- Какие ошибки были допущены?

- Выбираем лучшие и худшие работы, обсуждаем и выставляем оценки.

7.- Домашнее задание: &17 Выжигание по дереву. Повторить породы древесины. Принести приборы для выжигания.

8. -Уборка учащимися рабочих мест.






































Приложение 2.



БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА

До начала работы

1.Надеть спецодежду, проверить, чтобы у нее не было свисающих концов.

Рукава надо застегнуть или закатать выше локтя.

2. Проверить столярный верстак, который должен быть прочным и устойчивым. Тиски должны быть исправны, прочно закреплены на верстаке, ходовой винт должен вращаться в гайке легко.



3. Подготовить рабочее место, освободить нужную для работы площадь,

удалив все посторонние предметы. Обеспечить достаточную освещенность.

Заготовить и разложить в соответствующем порядке требуемые для работы инструменты, приспособления и материалы.



4.Проверить исправность инструмента, правильность заправки.

Во время работы

1.Прочно зажать в тисках выпиловочный столик. Во время установки или снятия соблюдать осторожность, так как при падении деталь может нанести травму.



2. Опилки с верстака или обрабатываемой поверхности детали удалять только щеткой.



3. Соблюдать принятый темп работы и ритм в работе, чередовать работу с отдыхом, так как переутомление приводит к ошибкам.



4. Постоянно поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.

По окончании работы

1. Очистить инструмент от стружки.

2. Очистить от стружки тиски и столешницу верстака.

3. Убрать с верстака неиспользованные материалы и заготовки, а также обработанные изделия.



4.Сдать рабочее место дежурному по учебной мастерской.










ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ ПРИ ВЫПИЛИВАНИИ ЛОБЗИКОМ.

  1. Надежно прикреплять выпиловочный столик к крышке верстака.

  2. Правильно и надежно закреплять пилку в лобзике.

  3. Во время работы не наклоняться низко над изделием.

  4. Во время выпиливания нельзя держать левую руку близко к полотну пилки.

  5. При выпиливании не делать рывков лобзиком и не допускать изгибов пилки.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА.

Рабочим местом называется определенный участок производственной площади, участка мастерской закрепленным за каждым учащимся, предназначенный для выполнения определенной работы и оснащенный в соответствии с характером этой работы оборудованием, приспособлениями, инструментами и материалами.

Организация рабочего места является важнейшим звеном организации труда. Правильный выбор и размещение оборудования, инструмента и материалов на рабочем месте создают наиболее благоприятные условия.

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТРУДА.

Одним из важных вопросов организации труда является обеспечение санитарно-гигиенических условий труда :воздушная среда ,освещение, личная гигиена. Воздушная среда: воздух, его температура и влажность имеют важное значение для создания здоровых условий труда. Для помещений с незначительным избытком теплоты рекомендуются следующие температуры воздуха :при выполнении легких работ- + 18 + 20 С, средне тяжести- + 16 + 18С, тяжелых- + 14 + 16 С.

Освещение -рабочее место должно иметь достаточную освещенность, быть постоянным в течение рабочего времени равномерно распределенным по яркости, не оказывать слепящего действия.

Личная гигиена - меры сохранения здоровья человека, предупреждение и устранение условий, вредно влияют на здоровье.

Критерии оценок выполненных упражнений.

Тема: «Выпиливание лобзиком».

№ п/п

Правильность приёмов и способов работы

Организация труда и рабочего места, безопасные условия труда

«5»

Безошибочное, уверенное и вполне самостоятельное выполнение всех приемов: нанесения контура, выпиливании и обработка

Правильная и качественная организация труда и рабочего места .Соблюдение правил БУТ.

«4»

Правильное, самостоятельное выполнение основных

приемов выпиливания и обработки краев и незначительные ошибки в нанесении контура заготовки.

Соблюдение правил организации труда и рабочего места. Соблюдение правил БУТ при наличии единичных нарушений: нерациональное расположение инструмента.

«3»

Выполнение приемов нанесения контура заготовки и выпиливания с единичными нарушениями разметка произведена без припуска на обработку

Недочеты в организации рабочего места: нарушения в организации и безопасности труда, исправляемые после указания учителя, небрежная уборка рабочего места.

«2»

Грубые ошибки в приемах выпиливания и обработки или неумение выполнять упражнения.

Существенные недочеты в организации труда и рабочего места, беспорядок на рабочем месте, нарушение правил БУТ.




Текущий инструктаж.







  • Учитель знакомит детей с правилами безопасности труда.

  • Работать лобзиком с надежно закрепленными и исправными ручками.

  • Надежно крепить выпиловочный столик к верстаку.

  • Надежно закреплять пилку в рамке лобзика.

  • Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой.

  • Не сдувай опилки, по окончании работы применяй щетку-сметку.