План-конспект тематического мероприятия по решению задач поликультурного воспитания детей
Тема: «Национальные узоры славянских народов (русских, белорусских)»
Цели: сформировать интерес к культуре славянских народов, рассказать и показать особенности национального орнамента, а также воспитать у детей толерантное отношение к людям разных национальностей.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей создания узоров.
2. Совместно с детьми определить схожесть и особенности узоров славянских народов.
3. Научить детей создавать узоры славянских народов.
Оборудование и материалы.
Иллюстрации с изображением сарафана и рубахи, на которых присутствуют узоры славянских народов, а также изображения с узорами, вырезанные из бумаги силуэты одежды, гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки.
Участники: дети подготовительной группы, воспитатель.
Введение.
В окружающем нас мире существует большое количество разных национальностей и у каждой есть свои особенности. Наша задача – относиться ко всем также, как и к себе, ведь у нас гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд.
При отсутствии внимания к поликультурному воспитанию могут возникать различные негативные проявления в процессе общения детей, разных национальностей.
Поликультурное воспитание — это процесс подготовки детей к жизни в многонациональном обществе.
Функции поликультурного воспитания: формирование представлений о многообразии культур; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.
Формирование поликультурной личности должно начинаться с раннего детства, когда ребенок не заостряет внимание на различиях между людьми.
Ход занятия.
Рассказываем детям историю создания узоров, объясняем, что каждый узор нес определенный смысл. Узор несет в себе смысл, потому одежда, покрытая узорами, может рассказать информацию о его владельце. Узоры, нанесенные на стены, могут передать послания предков, рассказать о местности, в которой находилось поселение и многое другое. Далее показываем узоры на изображениях одежды и рассказываем о их многообразии. В российских и белорусских узорах есть много общего.
Вот, например:
1. Прямая горизонтальная линия обозначает землю, волнистая горизонтальная - воду, вертикальная линия - дождь; огонь обозначался крестом. Узор формируется из этих частей.
2. Образ матери обозначает плодородие. Женская фигура может напоминать дерево. Часто, вместо головы рисовался ромб – символ солнца.
3. Кроме солнца, ромбом обозначался бивень – оружие животного. Несколько ромбов обозначали удачную охоту.
4. Повторяющиеся символы плодородия, охоты, удачи обозначали, что человек просил о плодородии.
5. Узоры складывались из следующих элементов:
- Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными
линиями, реки, подземные воды – горизонтальными, «хляби небесные» -
горизонтальными. Косые линии - дождь, пересекающий путь к солнцу;
- Шестиконечный крест в круге или шестиграннике - знак грома. Он использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом.
- Квадрат, поделённый крестом на четыре части – вспаханное
поле.
- Елочка - символ долгой жизни.
- Спираль - символ мудрости.
-Треугольник - символ человека.
6. Для белорусских и русских узоров характерен геометрический орнамент.
Далее дети получают раздаточный материал и рисуют орнамент на вырезанных фигурах одежды. Получившиеся рисунки будут размещены вместе с остальными рисунками, получившимися в ходе проведения других занятий.
Заключение.
С раннего возраста детей необходимо приобщать к культуре разных народов. Через знакомство со схожими моментами и с различиями формируется представление о многообразии культур и национальностей. Благодаря освещению подобных вещей, у детей сложится позитивные взгляд на другие национальности.
Дошкольное образовательное учреждение должно служить основой поликультурного воспитания, так как в школе дети взрослеют и у многих возникают признаки агрессии. Грамотное поликультурное воспитание позволит избежать проявлений агрессии на почве национальностей и культурных отличий между детьми. Заложенный в детстве фундамент позволит построить на нем сформировавшуюся личность, со здоровым представлением о различных культурах.