СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект тематического мероприятия по решению задач поликультурного воспитания детей "Национальные узоры славянских народов (русских, белорусских)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект тематического мероприятия по решению задач поликультурного воспитания детей "Национальные узоры славянских народов (русских, белорусских)"»

План-конспект тематического мероприятия по решению задач поликультурного воспитания детей


Тема: «Национальные узоры славянских народов (русских, белорусских)»

Цели: сформировать интерес к культуре славянских народов, рассказать и показать особенности национального орнамента, а также воспитать у детей толерантное отношение к людям разных национальностей.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей создания узоров.

2. Совместно с детьми определить схожесть и особенности узоров славянских народов.

3. Научить детей создавать узоры славянских народов.

Оборудование и материалы.

Иллюстрации с изображением сарафана и рубахи, на которых присутствуют узоры славянских народов, а также изображения с узорами, вырезанные из бумаги силуэты одежды, гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки.

Участники: дети подготовительной группы, воспитатель.

Введение.

В окружающем нас мире существует большое количество разных национальностей и у каждой есть свои особенности. Наша задача – относиться ко всем также, как и к себе, ведь у нас гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд.

При отсутствии внимания к поликультурному воспитанию могут возникать различные негативные проявления в процессе общения детей, разных национальностей.

Поликультурное воспитание — это процесс подготовки детей к жизни в многонациональном обществе.

Функции поликультурного воспитания: формирование представлений о многообразии культур; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.

Формирование поликультурной личности должно начинаться с раннего детства, когда ребенок не заостряет внимание на различиях между людьми.

Ход занятия.

Рассказываем детям историю создания узоров, объясняем, что каждый узор нес определенный смысл. Узор несет в себе смысл, потому одежда, покрытая узорами, может рассказать информацию о его владельце. Узоры, нанесенные на стены, могут передать послания предков, рассказать о местности, в которой находилось поселение и многое другое. Далее показываем узоры на изображениях одежды и рассказываем о их многообразии. В российских и белорусских узорах есть много общего.

Вот, например:

1. Прямая горизонтальная линия обозначает землю, волнистая горизонтальная - воду, вертикальная линия - дождь; огонь обозначался крестом. Узор формируется из этих частей.

2. Образ матери обозначает плодородие. Женская фигура может напоминать дерево. Часто, вместо головы рисовался ромб – символ солнца.

3. Кроме солнца, ромбом обозначался бивень – оружие животного. Несколько ромбов обозначали удачную охоту.

4. Повторяющиеся символы плодородия, охоты, удачи обозначали, что человек просил о плодородии.

5. Узоры складывались из следующих элементов:

- Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными

линиями, реки, подземные воды – горизонтальными, «хляби небесные» -

горизонтальными. Косые линии - дождь, пересекающий путь к солнцу;

- Шестиконечный крест в круге или шестиграннике - знак грома. Он использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом.

- Квадрат, поделённый крестом на четыре части – вспаханное

поле.

- Елочка - символ долгой жизни.

- Спираль - символ мудрости.

-Треугольник - символ человека.

6. Для белорусских и русских узоров характерен геометрический орнамент.

Далее дети получают раздаточный материал и рисуют орнамент на вырезанных фигурах одежды. Получившиеся рисунки будут размещены вместе с остальными рисунками, получившимися в ходе проведения других занятий.

Заключение.

С раннего возраста детей необходимо приобщать к культуре разных народов. Через знакомство со схожими моментами и с различиями формируется представление о многообразии культур и национальностей. Благодаря освещению подобных вещей, у детей сложится позитивные взгляд на другие национальности.

Дошкольное образовательное учреждение должно служить основой поликультурного воспитания, так как в школе дети взрослеют и у многих возникают признаки агрессии. Грамотное поликультурное воспитание позволит избежать проявлений агрессии на почве национальностей и культурных отличий между детьми. Заложенный в детстве фундамент позволит построить на нем сформировавшуюся личность, со здоровым представлением о различных культурах.