СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект учебного занятия на тему: "Принципы построения компьютеров. Принцип открытой архитектуры"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Студенты должны понять, как устроены компьютеры и осознать важность открытой архитектуры в современных технологиях, что поможет им в дальнейшем изучении информатики.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект учебного занятия на тему: "Принципы построения компьютеров. Принцип открытой архитектуры"»

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Прудовский аграрный техникум им. Л.П. Симиренко»


УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УПР

_________ Н.В. Ларионова

«___»__________2024 г.

Разработка план-конспект учебного занятия

Учебный предмет ОУП 08. ИНФОРМАТИКА

Тема: Принципы построения компьютеров. Принцип открытой архитектуры

Разработала:

Преподаватель информатики- Шаповал Е.А.


с. Пруды, 2024

План-конспект учебного занятия

Место провидения: Учебный кабинет.

Группа, профессия: первый курс, 11 гр., «Повар, кондитер»

Учебный предмет: Информатика.

Тема занятия №16: Принципы построения компьютеров. Принцип открытой архитектуры.

Преподаватель: Шаповал Е.А.

Тип занятия: комбинированное, формирование новых знаний.

Цели занятия:

Методическая:  Повышение эффективности познавательной деятельности обучающихся  через сотрудничество. Развитие у них операционно-логического мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Образовательная:

  • Приобрести знания об архитектуре компьютера, построения современного компьютера;

Воспитательные:

  • воспитание аккуратности, точности, самостоятельности, сотрудничества;

  • привитие обучающимся интереса к информатике.

Развивающие:

  • расширение кругозора;

  • развитие познавательного интереса.

Технологии:

Здоровьесберегающая:

  • оптимальное сочетание форм и методов, применяемых на занятии;

Информационные:

  • использование компьютера и других технических средств;

Тестов:

  • проверка знаний в виде тестов;

Технология проблемная и исследовательская:

  • последовательная постановка перед обучающимися проблем;

Дифференцированного подхода в обучении:

  • раскрытие индивидуальности, её развитие, проявление и обретения избирательности и устойчивости к социальным воздействиям.

Методы обучения, использованные на уроке:

  1. По источнику знаний:

    • Словесные (вербальные):

      • доказательные (объяснение);

      • повествовательные (рассказ).

    • Наглядные:

      • иллюстрации (презентация, картинки);

    • Практические:

      • тестовое задание.

  2. По характеру познавательной деятельности обучающихся:

    • объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

Материальная база, оборудование учебного занятия:

  • техническое:

  • персональный компьютер, подключенный к интерактивной доске, мультимедийный проектор, ноутбуки, подключение к сети Интернет;

  • информационно-коммуникационные:

  • компьютерные мультимедийные презентации:

  • дидактический материал:

  • информационные тексты, раздаточный материал.

Интеграция предметов: математика, информатика

Основная литература:

  • Информатика. М.С. Цветкова, И.Ю. Хлобыстова. – 3-е изд. – М.: «Академия», 2025.-416с

Дополнительные источники:

  • Подгорная, И. В. Информатика: практикум: учебное пособие / И. В. Подгорная, А. С. Ибрагим, Р. Г. Тлупова. — Нальчик: КБГУ, 2023. — 72 с.  https://e.lanbook.com/book/378980

  • Лопатин, В. М. Информатика: учебник для СПО / В. М. Лопатин, С. С. Кумков. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2025. — 212 с. https://e.lanbook.com/book/440138

Структура (этапы) занятия:

1.Организационный момент - 1 мин

2. Актуализация полученных знаний- 5 мин.

3.Объяснение темы и цели урока. – 3 мин

4.Изучение нового материала - 20 мин

5.Закрепление полученных знаний - 14 мин

6.Итог урока - 2 мин

Ход занятия

1.Организационный момент: приветствие, проверка готовности к занятию, проверка отсутствующих.(1 мин)

2.Актуализация полученных знаний. (5 мин)

«Мозговой штурм»

  • Перечислите основные устройства, входящие в состав персонального компьютера.

  • Перечислите периферийные устройства компьютера.

  • Какое мультимедийное оборудование вы знаете?

  • Что такое «винчестер», его функция?

  • Что такое «манипулятор», его функция?

  • Из чего состоит системный блок?

3.Объяснение темы и цели занятия. (3 мин)

Ребята, сегодня на занятии мы с вами изучаем тему: Принципы построения компьютеров. Принцип открытой архитектуры.

А значит целью нашего урока, будет познакомиться с архитектурой компьютера, составом современного компьютера;

Мотивация урока: Сегодня наша жизнь тесно связана с компьютерами. Они окружают нас всюду: и дома, и в учебном заведении, и на работе. Многие задачи нашей повседневной жизни мы можем решить с помощью этого современного помощника. Сегодня мы подробно поговорим об этом.

4.Изучение нового материала.(20 мин)

Демонстрируется презентация к уроку Архитектура компьютера.

Еще при создании первых ЭВМ знаменитый математик Джон Фон Нейман описал, как должен быть устроен компьютер, чтобы он был универсальным и эффективным устройством для обработки информации:

  1. арифметико – логическое устройство, выполняющее арифметические и логические операции;

  2. устройство управления, которое организует процесс выполнения программ;

  3. запоминающее устройство, или память для хранения программ и данных;

  4. внешнее устройство для ввода – вывода.

Современные компьютеры отличаются от этой схемы.



Конструктивно современные ПК выполнены в виде центрального системного блока, к которому через разъемы подключаются внешние устройства: дополнительные устройства памяти, клавиатура, дисплей, принтер и так далее.





Связь между устройствами компьютера отражается функциональной схемой.

Системный блок обычно включает в себя системную плату, блок питания, накопитель на дисках, разъемы для дополнительных устройств и платы расширения с контролерами – адаптерами внешних устройств.
На системной плате (материнской) размещаются: генератор тактовых импульсов; блоки (микросхемы) внутренней памяти; адаптеры клавиатуры, дисковых накопителей; контролер прерываний; таймер и другое.

Процессор – является основным устройством для выполнения команд.

Сопроцессор – дополняет возможности центрального процессора и расширяет набор команд.

Генератор тактовых импульсов – генерирует последовательность электрических импульсов.




Рисунок 1.

Промежуток между соседними импульсами определяет время одного такта работы машины или просто такт работы машины. Частота генератора тактовых импульсов является одной из основных характеристик ПК и во многом определяет скорость его работы, потому что каждая операция в ПК

выполняется за определенное количество тактов.

Порт ввода–вывода – аппаратура сопряжения, позволяющая подключить к микропроцессору другое устройство ПК.

Системная шина – это основная интерфейсная (обеспечивающая взаимодействие) система компьютера, обеспечивающая сопряжение и связь

всех его устройств между собой.
Системная шина обеспечивает три направления передачи информации:

  1. между микропроцессором и основной памятью;

  2. между микропроцессором и портами ввода-вывода внешних устройств;

  3. между основной памятью и портами ввода-вывода внешних устройств;


Все блоки, а точнее, их порты ввода-вывода, через соответствующие унифицированные разъемы (стыки) подключаться к шине единообразно: непосредственно или через контролеры адаптеры.


5. Закрепление материала.(14 мин)

Обучающие самостоятельно заполняют, предложенную преподавателем таблицу.

Обучающимся раздаются тесты для выполнения работы. Необходимо закрепить знания, полученные на занятии, ответить на вопросы теста.

Вопросы теста:

1.Что собой представляет современный компьютер?

а) Конструктивно современные ПК выполнены в виде центрального системного блока, к которому через разъемы подключаются внешние устройства;

б) Конструктивно современные ПК выполнены в виде большого блока, который подключается к внешним устройствам;

в) Конструктивно современные ПК выполнены в виде блока, который через разъемы подключает внешние устройства

2.Как знаменитый математик Джон Фон Нейман описывал компьютер?

а) Компьютер состоит из арифметико – логического устройства, устройства управления, запоминающего устройства, внешнего устройства для ввода – вывода;

б) Компьютер состоит из внутренних и внешних устройств;

в) компьютер состоит из внутренних, внешних и подключаемых устройств.

3.Как называется основное устройство для выполнения команд?

а) сопроцессор;

б) процессор;

в) генератор тактовых импульсов;

4.Какое устройство дополняет возможности центрального процессора и расширяет набор команд?

а) сопроцессор;

б) процессор;

в) генератор тактовых импульсов;

5.Какое устройство генерирует последовательность электрических импульсов?

а) сопроцессор;

б) процессор;

в) генератор тактовых импульсов;

6.Что определяет такт работы машины (ПК)?

а) Промежуток между всеми импульсами;

б) Промежуток между соседними импульсами;

в) Промежуток между тактами;

7.Что выполняет системная шина в компьютере?

а) обеспечивает сопряжение и связь всех его устройств между собой;

б) обеспечивает связь его устройств;

в) обеспечивает связь внешних устройств между собой;

6.Выставление оценок, подведение итогов и домашнее задание.(2 мин)

На этом наше занятие окончено. Сегодня вы познакомились с открытой архитектурой компьютера. Узнали принципы построения первых ПК и устройство современных компьютеров. Оценки за урок получили следующие обучающиеся:….

Домашнее задание:

Информатика. М.С. Цветкова, И.Ю. Хлобыстова. Стр.58-69

Сделать реферат по теме: «Электронная библиотека».

Спасибо за внимание!