СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект урока 11 класса «Геометрическая оптика. Теория и задачи».

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Геометрическая оптика. Теория и задачи».

(Тема урока)


ФИО (полностью)

Шевердина Татьяна Викторовна

Место работы

МОУ «Лицей № 6» города Курска

Должность

учитель физики

Предмет

физика

Класс

11

Тема и номер урока в теме

20. «Геометрическая оптика.»

Базовый учебник

Мякишев Г.Я., Синяков А.З. «Оптика. Квантовая физика» (профильный уровень)

  1. Цель урока:

  • Образовательные: создать условия для совершенствования учащимися способов расчета оптических схем, проанализировать затруднения учащихся, связанные с решением задач по геометрической оптике.

  • Развивающие: продолжить формирование и развитие информационных компетенций учащихся, развитие у учащихся умений анализировать, умений делать выводы по изученному материалу.

  • Воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения, способствовать привитию умственного труда, создать условия повышения интереса к изучаемому предмету.

  1. Задачи:

  • Образовательные: продолжить закрепление законов по темы «Геометрическая оптика»; формировать умения применять полученные знания в решении задач; формировать умение говорить на языке предмета.

  • Развивающие: развивать логическое мышление, речь учащихся; развивать способность к обобщению, систематизации полученных знаний; развивать познавательный интерес.

  • Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство взаимоуважения и взаимопомощи; формировать умение работать в коллективе; воспитывать рациональность в учебно-познавательной деятельности; воспитывать устойчивый интерес к изучению физики.

  • Здоровьесберегающие: профилактика умственного перенапряжения путем смены деятельности.

  1. Тип урока – урок – практикум

  2. Формы работы учащихся:

  • выполнение тестовых заданий;

  • подготовка и защита проектов «Оптические приборы», «Оптические явления в атмосфере»;

  • решение расчетных задач.

  1. Необходимое техническое оборудование – Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска

  2. Структура и ход урока


Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент


Демонстрация


2

2

Актуализация опорных знаний

3

Демонстрация

Устная работа

8

3

Применение теоретических знаний к решению задач

4

Демонстрация

Работа в тетради и интерактивной доской

20

4

Защита проектов

1, 2

Помощь учащимся при работе с техникой

Демонстрация

10

5

Рефлексия


Демонстрация

Работа в тетради

2


ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Каталог ЭОР

иллюстрация

http://fcior.edu.ru/card/8270/opticheskie-pribory.html

2

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Каталог ЭОР

иллюстрация

http://fcior.edu.ru/card/2956/opticheskie-svoystva-teleskopa-i-mikroskopa.html

3

Свободная энциклопедия- Википедия

Электронная энциклопедия

текст

http://ru.wikipedia.org

4

«Интелект-Центр» ФИПИ

Универсальные материалы для подготовки учащихся

текст

www.fipi.ru


Подробный конспект урока

Мотивация учащихся


Линзы являются универсальным оптическим элементом большинства оптических систем. Использование линз в оптических системах, которые применяются в современном мире, требует изучения их свойств и характеристик каждым современным человеком.

Ход и содержание урока


I. Организационный момент

Слайд № 1 – 3

Сообщение темы и задач урока.

Учитель: Здравствуйте. Сегодня урок посвящен обобщению имеющихся знаний по теме «Геометрическая оптика» и применение знаний к решению задач, отвечающих тематике ЕГЭ по физике. Я попрошу от вас внимания, внимания и еще раз внимания. Готовы? Прекрасно! Тогда давайте приступим к работе.

II. Актуализация опорных знаний

Слайд № 4 – 9

Учащиеся класса отвечают на вопросы к слайдам по цепочке:

слайд № 4 – «Назовите известные вам формулы»;

слайд № 5 – «К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго»;

слайд № 6 – «Ответьте не выполняя построения»;

слайд № 7 – «Решите задачу»;

слайд № 8, 9 – «Решите задачу, не выполняя построения».

III. Применение теоретических знаний к решению задач

У вас на парте лежат тексты задач, которые нам предстоит сегодня решить. Задачи № 1, 2 и 5 мы решаем вместе. Задачи № 3 и 4 решаете по вариантам в бланках и осуществляете взаимопроверку.

В задаче № 1 рассматривается линза, которая не является тонкой, как в таком случае мы должны решать задачу? (ответы учащихся)


В помощь учащимся на интерактивной доске проецируется заготовка к задаче № 1.

Решение задачи № 1.

Дано:

R = 0,4 м

h = 0,5R

n =1,41


Р ешение:










1.

2. По закону преломления:

и получаем

3. Искомое расстояние x = OO1 + O1O2.

Окончательно получаем:

.

Ответ: 1 метр


x - ?

В помощь учащимся на интерактивной доске проецируется заготовка к задаче № 2.

Решение задачи № 2

Дано:

L = 16 см

F1 = 8 см

F2 = 5 см

h = 8 см

d1 = 40 см

Решение:

1. Пользуясь формулой тонкой линзы

, получаем .

2. Для второй линзы и применяя формулу тонкой линзы

, находим .

3. Подставляя известные значения, получаем:

f2 = 30 см.

4. Для нахождения высоты изображения, воспользуемся формулой линейного увеличения:

, окончательно:

H = 10 см.

Ответ: f2 = 30 см и H = 10 см

f2 - ?

H - ?



Решение задачи № 3

Дано:

d1 = 4,25 м

H1 = 2 мм

d2 = 0.75 м

H2 = 12 мм

Решение:

1. Пользуясь формулами тонкой линзы и линейного увеличения

, получаем выражение для высоты предмета h:

.

2. Т.к. высота предмета остается неизменной, то

и окончательно для оптической силы объектива получаем:

D = 20 дптр

Ответ: 20 дптр

D - ?

Сейчас вы приступаете к выполнению заданий № 4 и 5 в приготовленных бланках, на это вам отводится 10 минут. Не забудьте поставить отметку за проверенную работу.

Ответы к заданию № 4

4.1 – 1)

4.2 – 1)

Решение задач № 5

5.1 Дано:

Г1 = 5

Г2 = 3

Решение:

1. Пользуясь формулами тонкой линзы и линейного увеличения

, получаем:

(1)

2. По условию

и учитывая (1), получаем:

3. Окончательно получаем:

F = 15 см

Ответ: 15 см.

F - ?




5.2 Дано:

F = 20 см

Г1 = 5

Г2 = 3

Решение:


1. Пользуясь формулами тонкой линзы и линейного увеличения

, получаем:

(1)

2. По условию


и учитывая (1), получаем:

3. Окончательно получаем:

=40 см.

Ответ: 40 см.


Мы разобрали задания, которые не только соответствуют содержанию ЕГЭ, но и имеют практическую направленность. Но мы не назвали практическое применение законов геометрической оптики.

IV. Защита проектов учащимися: V. Рефлексия:

Урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались. Для этого, пожалуйста, продолжите следующие фразы:

  • Я сегодня на уроке открыл для себя …

  • Я удовлетворён своей работой, потому что…

  • Мне хотелось бы порекомендовать…

VI. Подведение итогов и домашнее задание:

Сегодня мы очень хорошо поработали.

И закончить урок мне хотелось бы закончить словами Ч. Айтматова «Могучее оружие человека в любых ситуациях - его разум. В бесконечном познании мира, преобразовании и приспособлении бытия к бесконечным потребностям человека разум всесилен и неистощим. Думаю, что творческие ресурсы разума могут быть приравнены к лишь энергетическим ресурсам Солнца».

Спасибо за урок.

Проверка и оценивание ЗУНКов

Выявление качества усвоения в процессе фронтального опроса учащихся, при решении задач и выполнении самостоятельной работы, которые оцениваются учителем и самими учениками.

Рефлексия деятельности на уроке

Продолжи фразу:

  • Я сегодня на уроке открыл для себя …

  • Я удовлетворён своей работой, потому что…

  • Мне хотелось бы порекомендовать…

Домашнее задание

Работа выполняется по вариантам.

Дополнительная необходимая информация

Для проведения урока необходимо предварительно подготовить бланки, распечатки задачи к уроку и домашней работой. Ученикам подготовить презентации по темам «Практическое применение геометрической оптики» и «Оптика вокруг нас», фрагменты которых используются на уроке.