План-конспект урока географии в 6 классе «А»
по теме: «Строение земного шара»
Учитель географии Морозова О.В.
Цель урока: формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядре, мантии, земной коре, литосфере, о способах изучения земных недр.
Задачи:
Образовательные: ознакомить детей с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро; установить сходства и различия в материковой и океанической земной коре; дать понятия: литосфера; дать представление об изучении земной коры.
Развивающие: формировать умения применять полученные знания при решении практических задач, выделять главное из увиденного и услышанного, заполнять таблицы, кластеры-схемы.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся умение работать в малых группах (парах), умения выслушивать ответы одноклассников, анализировать и оценивать их. Формирование у учащихся самостоятельного, ответственного мышления. Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно иллюстративный, частично – поисковый.
Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение, визуальная формы организации материала.
Оборудование: экран, компьютер, презентация, карточки с таблицей «Внутреннее строение Земли»
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока
I. Организационный момент. Рефлексия (1 мин.)
Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости посмотреть, как у нас проходит урок, как вы занимаетесь. Давайте поздороваемся с ними.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
II. Сообщение новой темы. Постановка целей (5 мин.).
Итак, мы с вами переходим к изучению 3 раздела под названием …
А это мы узнаем, выполнив тест «Географическая карта». Вспомним материал прошлого раздела.
Выполняют задание в маршрутном листе, заполняют таблицу, выбирая буквы с правильными ответами. Слайд 2.
Взаимопроверка ответов. Оценивание.
При правильном выборе ответов у вас получится тема следующего раздела. Литосфера.
1. На плане местности указан именованный масштаб «в 1 см – 6 м». Какой численный масштаб ему соответствует?
А) 1:6 К) 1:6000
В) 1:60 Л) 1:600
2. Условная линия на географической карте, разделяющая Землю на Северное и Южное полушарие, называется:
В) Северным тропиком К) нулевым меридианом
Б) Южным тропиком И) экватором
3. Длина окружности Земли по экватору:
К) 4400 км У) 400000 км
Т) 40000 км Х) 40040 км
4. Географическая долгота бывает:
М) северной и южной Р) южной и восточной
Б) северной и западной О) западной и восточной
5. От экватора отсчитывается:
С) западная и восточная долгота
Т) северная и южная долгота
В) западная и восточная широта
С) северная и южная широта
6. Методом качественного фона на карте можно изобразить:
Ф) глубину океана Д) реки
В) города И) месторождения полезных ископаемых
7. Азимут направления на северо-восток составляет:
У) 0° Е) 45°
П) 90° Г) 295°
8. Превышение одной точки земной поверхности над другой называется:
А) рельефом М) абсолютной высотой
Л) изогипсой Р) относительной высотой
9. Изогипсы – это линии равных:
В) глубин Ж) температур
А) высот У) скоростей
0-1 ошибки – «5»
2-3 ошибки – «4»
4-5 ошибки – «3» Слайд 3
Ребята, скажите, что у меня в руках? (глобус)
А что такое глобус?
Возникало ли у вас желание узнать и увидеть, что у Земли внутри?
Сегодня мы с вами это узнаем и разберемся, какое строение имеет наша Земля внутри.. Итак, какая же тема урока у нас сегодня? (предлагают варианты тем урока) .
Тема урока – «СТРОЕНИЕ ЗЕМНОГО ШАРА». Слайд 4
Запись темы урока и даты в тетрадь.
- Исходя из темы сформулируйте цель урока.
- Просмотрев текст в учебнике разбейте его на части.
Итак, изучать данную тему мы будем по следующему плану:
Внутреннее строение Земли;
Изучение недр Земли;
Литосфера.
III. Изучение нового материала (22 мин)
1) Строение земного шара
Сейчас мы с вами прочитаем по ролям рассказ «Конфета Земля» Слайд 5
Вася: Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла!
Коля: Какая, Вась?
Вася: Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася.
Коля: Ну да...
Вася: Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?
Коля: Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.
Вася: Побежали!
Коля: Баааааабушка!
Бабушка: Что, Коленька?
Коля: Бабушка, где у нас лопата лежит?
Бабушка: В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка.
Коля: Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, – радостно сказал Коля.
Бабушка улыбнулась и спросила:
Бабушка: Вы хотя бы знаете, как она устроена?
Вася: А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще!
Бабушка: А нет. Не всё так просто – ответила бабушка.
Коля: А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля.
Бабушка: Ну ладно, ладно – согласилась бабушка, и начала свой рассказ.
Бабушка: Земля похожа на конфету: в центре орешек – ядро, потом идёт сливочная начинка – это мантия, а сверху шоколадная глазурь – это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, – усмехнулась бабушка.
Коля: Значит, всё отменяется, – расстроился Коля...
Вася: Дааа, хорошо бы такую конфету, – мечтательно сказал Вася.
- Подведение итогов рассказа
Земной шар имеет слоистое строение. Состоит из трех слоев.
Работа с рисунком «С чем можно сравнить Землю» Слайд 6.
- Сравнивать планету можно с яйцом, персиком, вишней, арбузом? В чем сходство?
- Скорлупа, кожица – земная кора; белок, мякоть – мантия; ядрышко, желтое - ядро. Земля имеет послойное строение.
Работа с учебником. Заполнение таблицы. Парная работа (письменно). Слайд 7
Используя материал учебника (стр.57 §9), заполнить в таблице «Внутреннее строение Земли» пропуски (ячейки). Парная работа (взаимопроверка). Выставление оценок в оценочный лист.
Внутреннее строение Земли
№ | Название оболочки | Размер (толщина) | Состояние слоя | Температура слоя |
1. | Земная кора | 5–80 км | Твердая | Разная: увеличивается на 3°С на каждые 100 м.(начиная с глубина 20-30м) |
2. | Мантия | 2,9 тыс. км | нижняя – твердая средняя–полужидкая верхняя - твердая | 2000°С |
3. | Ядро | 3,5 тыс. км | твердое, из железа (внешнее жидкое, внутреннее -твердое) | 6000°С |
На изучении самого верхнего слоя земли – земная кора, мы остановимся более подробно.
Откройте рис. 30 на стр. 58 и заполните пропуски в схеме «Земная кора» Слайд 8.
Земная кора
Материковая Океаническая
3 слоя 2 слоя
Осадочный гранитный базальтовый осадочный базальтовый
Самооценивание. Выставление отметки в оценочный лист
Физминутка
Слова, расклеенные по классу: + 6000°С, ядро, +3°С, мантия, земная кора, 5-10 км., материковая
Какова температура ядра? + 6000°С
На сколько градусов увеличивается температура земной коры на каждые 100 м? +3°С
Оболочка Земли, состоящая главным образом из железа. ядро
Мощность этого слоя Земли составляет 2900 км. мантия
Верхний слой Земли? земная кора.
Какая земная кора состоит из 3 слоев? материковая
Какова мощность океанической земной коры? 5-10 км
2) Изучение недр Земли.
Изучение внутреннего строения Земли производится различными методами. Слайд 9
- Геологические методы - основанные на изучении обнажений горных пород, разрезов шахт и рудников, буровых скважин, дают возможность судить о строении приповерхностной части земной коры. Самая глубокая в мире скважина на Кольском полуострове, уже достигла глубины более 12 км при проектной глубине до 15 км. В вулканических областях по продуктам извержения вулканов можно судить о составе вещества на глубинах 50-100 км.
- В целом же глубинное внутреннее строение Земли изучается главным образом геофизическими методами. Одним из важнейших методов является сейсмический (греч. «сейсмос» - трясение) метод, основанный на изучении естественных землетрясений и «искусственных землетрясений», вызываемых взрывами или ударными вибрационными воздействиями на земную кору.
Просмотр видеофрагмента «Изучение недр Земли» Слайд-видео 10
3) Литосфера
- Ребята, а что такое литосфера? Найдите в тексте на стр. 60 определение слову «Литосфера» и выпишите в тетрадь.
Литосфера: «литос» – камень, «сфера» – шар. Это твердая, каменная оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии.
Запись определения в тетрадь
IV. Закрепление (7 мин).
1) «Найди соответствия»
А) мантия | 1) твердая. Толщина 5-80км. Температура увеличивается на 3°С на каждые 100м |
Б) ядро | 2) имеет 3 слоя, температура 2000°С |
В) земная кора | 3) состоит из железа, температура 6000°С |
2) Заполни пропуски
В центре Земли находится ядро, радиус которого примерно равен 3,5 тыс. км, а температуры соответствуют 6000°С. Наибольшей по объёму внутренней оболочкой является мантия, температура которой 2000 °С. В её верхней части выделяется твердый слой, который вместе с земной корой образует твёрдую оболочку земли — литосферу. Земная кора подразделяется на два основных типа: материковая и океаническая. Под материками земная кора толще, чем под океанами и имеет 3 слоя.
Проверяем, зачитывая ответы поочередно
Самооценка: 0-1 ошибка – «5», 2-3 ошибки – «4», 4- 5 ошибок – «3»
V. Заключительная часть (5 мин)
1. Домашнее задание: § 9, на «4» рис. 28 стр. 57 и рис.30 в тетрадь из учебника , на «5» стр. 61. от теории к практике. Изготовить модель, отражающую внутреннее строение земли. Слайд 12.
2. Рефлексия.
Приложение.
Маршрутный лист Ф. И. класс
Задание 1. Ответе на вопросы теста по теме «Географическая карта». При правильном выборе ответов у вас получится тема следующего раздела. Правильные ответы впишите в таблицу:
1. На плане местности указан именованный масштаб «в 1 см – 6 м». Какой численный масштаб ему соответствует?
А) 1:6 К) 1:6000
В) 1:60 Л) 1:600
2. Условная линия на географической карте, разделяющая Землю на Северное и Южное полушарие, называется:
В) Северным тропиком К) нулевым меридианом
Б) Южным тропиком И) экватором
3. Длина окружности Земли по экватору:
К) 4400 км У) 400000 км
Т) 40000 км Х) 40040 км
4. Географическая долгота бывает:
М) северной и южной Р) южной и восточной
Б) северной и западной О) западной и восточной
5. От экватора отсчитывается:
С) западная и восточная долгота
Т) северная и южная долгота
В) западная и восточная широта
С) северная и южная широта
6. Методом качественного фона на карте можно изобразить:
Ф) глубину океана Д) реки
В) города И) месторождения полезных ископаемых
7. Азимут направления на северо-восток составляет:
У) 0° Е) 45°
П) 90° Г) 295°
8. Превышение одной точки земной поверхности над другой называется:
А) рельефом М) абсолютной высотой
Л) изогипсой Р) относительной высотой
9. Изогипсы – это линии равных:
В) глубин Ж) температур
А) высот У) скоростей
0– «5» 1-2 ошибки – «4» 3 ошибки – «3»
Баллы:
Задание 2. Используя материал учебника (стр.57 §9), заполнить в таблице «Внутреннее строение Земли» пропуски (ячейки). Парная работа (взаимопроверка). Внутреннее строение Земли
Внутреннее строение Земли
№ | Название оболочки | Размер (толщина) | Состояние слоя | Температура слоя |
1. | Ядро | | | 6000°С |
2. | Мантия | | нижняя – твердая средняя–полужидкая верхняя - твердая | |
3. | Земная кора | 5–80 км | | Разная: увеличивается на 3°С на каждые 100 м. (начиная с глубина 20-30м) |
0-1 ошибки – «5» 2 ошибки – «4» 3 ошибки – «3»
Баллы:
Задание 3. Откройте рис. 30 на стр. 58 учебника и заполните пропуски в схеме «Земная кора».
Земная кора
3 слоя 2 слоя
0-1 ошибки – «5» 2 ошибки – «4» 3 ошибки – «3»
Баллы:
Задание 4. Заполни пропуски
В центре Земли находится………, радиус которого примерно равен ……. тыс. км, а температуры соответствуют ……..°С. Наибольшей по объёму внутренней оболочкой является ………, температура которой ……….. °С. В её верхней части выделяется твердый слой, который вместе с земной корой образует твёрдую оболочку земли — …………... Земная кора подразделяется на два основных типа: ……………. и …………….. Под материками земная кора …………….., чем под океанами и имеет ………….слоя.
0-1 ошибка – «5», 2-3 ошибки – «4», 4- 5 ошибок – «3»
Общий балл:
18-20 баллов- «5», 17-15 баллов- «4»