Литературное чтение 3 класс
УМК « Школа России»
План- конспект урока
Тема: И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями.....
Цели: расширить знания о поэте, его жизни и творчестве; пополнять словарный запас; учить видеть прекрасное вокруг; развивать память, речь, мышление, прививать любовь к литературному чтению
Планируемые результаты
Предметные:умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение;
Метапредметные: формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги. Осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
Личностные:формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества И.С. Никитина.
Оборудование: портрет и выставка книг И.С. Никитина, видео-фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, аудио-приложение к учебнику.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Сообщение темы и постановка целей урока
— Прочитайте название темы урока (запись на доске)
— Какие учебные задачи поставим перед собой?.
— Что вы знаете об И. С. Никитине?
IV. Работа по теме урока
Знакомство с жизнью и творчеством И.С. Никитина
(Заранее подготовленный ученик делает сообщение о поэте.)
Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824 г. в Воронеже в за-житочной мещанской семье. Учился в Воронежском духовном училище и духовной семинарии, но не окончил ее. Разорение отца и тяжелые семейные обстоятельства вынудили Никитина стать содержателем постоялого двора. В 1859 г. он открыл в Воронеже книжный магазин и при нем дешевую библиотеку, ставшие центром литературной и общественной жизни города.
Первые стихи Никитина появились в печати в 1853 г. Никитин описывал горестную судьбу городского труженика и крестьянина-бедняка, тяжкую женскую долю.
Любовью к родине полны стихотворения «Русь», «Встреча зимы». В историю русской прозы Никитин вошел как автор «Дневника семинариста». Выдающийся мастер русского поэтического пейзажа, он с глубокой любовью, проникновенным лиризмом воспроизвел картины родной земли. На слова Никитина, одного из самых ярких крестьянских поэтов, написано более 60 романсов и песен. Умер 28 октября 1861 г. в Воронеже.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа над стихотворением «В синем небе плывут над полями...»
Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как произведение читает актер.
1. Словарная работа.
— Объясните значение слова «межа». (Граница земельных участков.)
— Подберите синонимы к словам «грезит», «восторг». (Мечтает; восхищение.)
— Подберите антонимы к словам «прохладный», «восторг». (Жаркий, знойный; огорчение, печаль, скорбь, тоска.)
— Назовите эпитеты. (Синее небо, золотые края, теплый вечер, прохладная ночь, чистое поле, красное зарево...)
2.Работа по вопросам и заданиям учебника.
3. Выразительное чтение стихотворения.
Учащимся дается время на подготовку.
— Как вы представляете себе золотые края облаков и золотое сияние звезд?
VII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Помогают ли последние строчки стихотворения понять отношение поэта к природе?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворений И.С. Никитина
Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.