СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока математики, 5 класс, тема: "Доли. Обыкновенные дроби"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока в 5 классе на тему "Доли.Обыкновенные дроби". Автор УМК: Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М. Мнемозина, 2013

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока математики, 5 класс, тема: "Доли. Обыкновенные дроби"»

Технологическая карта урока

Учитель: Сергеева Юлия Юрьевна, учитель математики МКОУ СОШ № 5 Левокумского муниципального округа

Предмет: Математика

Класс: 5

Автор УМК: Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М. Мнемозина, 2013

Тема: Доли. Обыкновенные дроби.

Цель: Ознакомить учащихся с понятием дроби, научиться определять числитель и знаменатель дроби, что показывает числитель и знаменатель дроби; понимать, что такое доля, половина, треть и четверть; уметь записывать дроби

Задачи:

  • образовательные (формирование познавательных УУД):

научить правильно читать и писать дроби , находить знаменатель и числитель, научить правильно понимать дробь;

  • воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить в паре продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность; осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

  • развивающие (формирование регулятивных УУД)

формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов, развивать умение, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока:

Фундаментальные образовательные объекты: число, задача, текст

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, групповая, самостоятельная, коллективная.

Главная проблема урока: добиться умения читать, записывать дроби; понимать, что означает числитель и знаменатель.

Планируемые результаты:

  • правильное чтение и запись обыкновенных дробей.

  • применение новых знаний в новой ситуации;

  • объяснение того, что показывает обыкновенная дробь.

Оборудование: учебник, разноуровневые карточки с задачами

Технология проведения урока деятельностный метод


Этап урока

(обязательные этапы урока)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Результат

  1. Этап

Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности


1 минута


Здоровается с учениками, настраивает на урок:

–Мы начинаем наш урок. Я хочу, чтобы этот урок принес вам новые открытия, приятные эмоции, и надеюсь, что вы с успехом будете применять имеющиеся у вас знания в решении практических задач.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.


Познавательные: представление о действии, первичный опыт и мотивация..

Регулятивные: прогнозирование своей деятельности.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Личностные: определение линии поведения

Создание благоприятного психологического настроя на работу

2.Этап выявления места и причины затруднения.

2.1 Математическая разминка

2 минуты


2.2 Просмотр мультфильма

1 -2 минуты

Вычислите устно. На какие группы можно разбить примеры?



Математическая разминка

- Выполните деление:

150:5 36:6 13:2 24:3 17:4 1:5

- На какие группы можно разбить примеры?



- Что же, делать? Неужели, действительно нельзя 1:5? Посмотрим, как разделили 1 на 5 в мультфильме.

(Демонстрируется мультфильм «Апельсин»)

Решают устно примеры, объясняют принцип распределения по группам, разбивают частные на группы: делится с остатком и делится без остатка, остается 1:5



Смотрят мультфильм «Апельсин»

Познавательные: объединение предметов в группы по определенным признакам, сравнение, классификация, постановка проблемы

Регулятивные: выявление объективной учебной информации,

необходимой для освоения, соотнесение и реализация плана деятельности при освоения учебной информации.

Коммуникативные: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли Личностные УУД: Самоопределение


3.Этап построения проекта выхода из затруднения

4 минуты


Помогает учащимся определить тему, проводит фронтальный опрос

- Был один апельсин, его разделили на равные части.

- На сколько равных частей нужно разделить апельсин, чтобы все звери получили поровну?

- Какую часть апельсина получил каждый герой мультфильма?

- Как называются части, на которые разделили апельсин?

А сколько долек достанется трём зверям (3 доли), а пяти? В математике долю принято записывать в виде.. 1/5, 3/5, 4/5 – Такая запись числа называется обыкновенной дробью.

-Обратимся к нашему главному помощнику – учебнику, стр 138-139


Прочитайте статью и ответьте на вопросы.

-Как называется числа в записи дроби?

- Давайте подумаем, что обозначает знаменатель, а что числитель.

- Теперь сделаем запись в тетради: Запись вида , где a и b натуральные числа, называется обыкновенной дробью. a - числитель дроби, b – знаменатель дроби, черта между ними – дробная черта

Вводит понятие обыкновенной дроби.

Отвечают на вопросы учителя.




- на 5 частей;




- 1/5 часть.



- дольки.


Формулируют определение и записывают его в тетрадь. Доля – каждая из равных частей целого.

Делают в тетради соответствующие записи

Познавательные: умение решать проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы.

Регулятивные: способность к волевому усилию; постановка учебной задачи на основе известного.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

Личностные: самоопределение.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.


4.Этап реализации построенного проекта.


4.1 Практическая работа с полоской бумаги

1-2 минуты



4.2. Беседа об известных долях

3 минуты

































4.3. Физминутка

1 минута















4.4. Устная работа.

Чтение долей

2-3 минуты











4.5. Запись дроби

2-3 минуты







Организует практическую работу учащихся с полосками бумаги.

- У каждого на парте лежит полоска бумаги.

Возьмите ее в руки и

- Покажите половину полоски

- Покажите четверть полоски

- Покажите одну восьмую полоски

- Какая доля получится, если продолжить сворачивать листок по тому же принципу?




Организует диалог с учащимися, задает вопросы.

- Скажите, а что вам известно о долях?

Самая известная из долей – это, конечно, половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать часто: полчаса, полкилометра, полведра. Разделили единицу на две равные части, получили половину. Долю  называют “половиной”.

Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на три части, получили “треть”. Долю называют “третью”. Если единицу разделить на 4 равные части, то получится 1\4 или по-другому говорят “четверть”.


- Скажите, вы когда-нибудь слышали слово четверть?


- А сколько это минут четверть часа?

- Итак, мы познакомились с такими долями, как: половина(1\2), треть(1\3), четверть(1\4). А как же будут называться другие доли, если единицу разделить на пять равных частей. Неужели “пятерть”, на шесть “шестерть”? Конечно, нет. Таких смешных слов в русском языке нет. Чтобы называть доли пользуются словами “пятая”, “шестая”.


- Дроби можно еще изображать на координатном луче.

- А что же такое координатный луч?


- Как отметить обыкновенную дробь на координатном луче? Прочитайте на стр.139 учебника статью


Организует физ.минутку

- Давайте немного отдохнем. Но отдохнем с умом.

Поработали не плохо, пора немного отдохнуть.

Одолела нас дремота,

Шевельнуться неохота

Ну-ка делайте со мною

Упражнение такое:

Раз – поднялись, потянулись,

Два – нагнулись, разогнулись,

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка.

А четыре снова сели

Взяли ручки, поглядели.



Предлагает учащимся прочитать доли, поправляет при неправильном прочтении, задает вопросы.

- Прочитайте доли. Ответьте на вопрос: Чему равна каждая из них?


Проводит Математический диктант.(учитель выводит одного учащегося к доске)

- Запишите дроби: 2\5; 3\4; 7\12; 5\13; 4\21; 1\2; 1\4; 1\3, 2\4, 3\6.

-Какую из дробей называют половиной, четвертью, третью.

Подумайте, нет ли здесь еще одной дроби, которая обозначает половину?

Оцените свою работу.

Вы, молодцы! Я уверена, что вы также хорошо справитесь со следующим заданием.

Выполняют задание, демонстрируют результат, отвечают на вопросы.










Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы:

- Половина, треть, четверть






























Читают статью учебника на стр.139


Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.













Анализируют, комментируют рассмотренные примеры на слайдах.












Самостоятельно пишут диктант в тетрадях, один ученик выходит к доске.

Самопроверка, самооценка.

Отвечают на вопросы.

Познавательные: систематизация материала, выстраивание логической цепи

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата Коммуникативные: умение вступать в диалог, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли Личностные: Самоопределение



Умение обобщать представление об объектах; обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

3 минуты

-Ребята, поднимите руку, кто в этом году участвовал в первом туре олимпиады по математике.

Сколько ребят участвовало? Сколько всего учеников в нашем классе?

Какая часть учащихся класса приняла участие в олимпиаде? В этой олимпиаде было такое задание: На каких рисунках дроби изображены правильно?

Давайте решим это задание вместе.






Один ученик считает поднятые руки.

Называют полученную дробь.


Выполняют задания в парах.

Познавательные: систематизация материала

Регулятивные: умение самостоятельно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

Коммуникативные: умение слышать и слушать, вступать в диалог.

Личностные: формирование позитивной самооценки



7.Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой по эталону

2-3 минуты


- Используя данные заготовки и цветные карандаши, изобразите дробные числа

- Для взаимопроверки поменяйтесь тетрадями с соседом. Посмотрите на экран, сверьте результат.



Изображают дробные числа, закрашивая клетки.








Взаимопроверка

Познавательные: систематизация материала

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Личностные: Самоопределение



8.Этап включения в систему знаний

8.1. Решение практических задач.

6 минут































8.2.Пословицы

2 минуты
















8.3 Решение задач


2-3 минуты







8.4 Инструктаж домашнего задания. Оценивание.

2-3 минуты

Проводит индивидуальную работу по карточкам

Уровень «3»

  1. Какая часть фигуры закрашена?

  1. Решите задачу: В коробке лежат 12 мячей. Из них 7 мячей зелёного цвета. Какую часть всех мячей составляют мячи зелёного цвета?

Уровень «4»

  1. Какая часть фигуры закрашена?

2.Решите задачу: На выставке представлено 12 телевизоров. Среди них 11 цветных. Какая часть представленных на выставке телевизоров черно белые?

Уровень «5»

  1. В книге 160 страниц. Вика прочитала 1\2  часть всей книги. Сколько страниц осталось прочесть.

  2. Решите задачу: Завод получил 120 новых станков. В первом цехе установили   полученных станков. Сколько новых станков установили в первом цехе?

Готовый ответ учитель показывает на доске



- Посмотрите на экран. Прочитайте пословицы, заполните пропуски и запишите полученные дроби. Первую дробь запишем вместе.

- Проверьте себя. Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы!




Работа в группах

- Какая группа быстрее найдет решение задачи


Мама разделила три апельсина между четырьмя детьми поровну. Как она это сделала. Сколько получил каждый ребенок?.


Выслушивает мнение детей.



Оценивает работу учащихся на уроке, комментирует оценки, дает инструкции по выполнению домашнего задания


- Общее задание для всех: Изучить п.23, ответить на вопросы на стр.139, решить №924 (а) (пример на действия с натуральными числами), кроме этого нужно решить еще одно из следующих заданий:

  • на «3» № 925

  • на «4» № 928

  • на «5» № 927, Составить ребусы, загадки по терминам этого урока



Самостоятельно выполняют задания по карточкам.
































Проверяют по готовому ответу, оценивают себя.


Вспоминают пословицы, записывают дроби, сверяют свои записи с образцом.











Работают в группе. Учащиеся приходят к решению, что каждый апельсин разделили на четыре части (доли) и дали каждому ребенку по три одинаковые части, т.е. каждый ребенок получил 3/4 апельсина.


Слушаю комментарии учителя, определяют, задания какого уровня будут выполнять дома, записывают домашнее задание в дневник.



Познавательные: умение составлять модель и преобразовывать её в случае необходимости; анализ и синтез объектов.

Регулятивные: умение проанализировать ход и способ действий; оценка-осознание уровня и качества усвоения; коррекция полученного результата.

Коммуникативные: умение слышать и слушать, вступать в диалог.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.


Умение самостоятельно решать задачи




































Умение обобщать представление об объектах; обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

9. Рефлексия учебной деятельности

2 минуты


Организует рефлексию.

- А сейчас вернемся к цели нашего урока.

Что мы планировали?

Изменим в этой записи будущее время на прошедшее.

Что мы узнали?

Что исследовали?

Чему научились?

Какое задание для вас оказалось самым интересным, (трудным)?

Наш урок подходит к концу.

Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то прикрепите на дерево спелый желтый апельсинчик. Если вы считаете, что недостаточно усвоили материал, то прикрепите зеленый, еще незрелый апельсин. Подойдите к дереву и прикрепите апельсинчик. Сколько сегодня учеников в классе? Посчитайте, сколько желтых апельсинчиков. Сколько зеленых?

Какая часть класса поняла тему урока?

У какой части учащихся остались вопросы?

В 5 классе вас ждет еще много интересных уроков о дробях, вы научитесь сравнивать, складывать, вычитать дроби. Решать задачи с дробями.

Французский математик Рено Декарт сказал: “Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться; любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться”. Так будем же любознательными!

Вступают в диалог, анализируют свою работу на уроке, оценивают себя.




Познавательные: умение обобщить на доступном уровне полученную информацию.

Регулятивные: умение критично относится, оценивать чужие и свои высказывания, умение активно слушать.

Коммуникативные: умение точно и полно строить высказывание; оценка своей деятельности и деятельности других людей

Личностные: смыслообразование.

Оценка своей деятельности и деятельности других людей


14