Тема занятия: «Синтез искусств в театре и кино».
Тип занятия: занятие «открытия» нового знания
Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого её отображения в музыкальных произведениях; показать своеобразие и уникальность, на примере образа Снегурочки, в культуре русского народа; развивать умение работать над проектом, исследовательской работой и художественно-творческим заданием; воспитывать интерес к произведениям искусства.
Задачи:
Образовательные
научить увидеть красоту русской природы и её влияние на формирование чувств через знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»;
закрепить понятие «опера»;
раскрывать художественно-образный язык изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства;
развитие эстетического восприятия, способности воспринимать и оценивать прекрасное в художественном образе Снегурочки через музыку, живопись, художественные произведения;
Развивающие:
Воспитывающие:
воспитывать интерес и любовь к красоте музыки, рисующей картины природы;
развивать умение передавать с помощью слов свои наблюдения, выражать чувства, находить образные определения для характеристики персонажей из сказки «Снегурочка» в живописи, музыке, литературе;
развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственной художественной композиции, а также в процессе просмотра и обсуждения выполненных работ в классе.
Личностные результаты:
воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа;
воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели и задачи в учёбе, планировать пути достижения цели, приобретать основы умения учиться;
развивать интерес к познавательной деятельности, например, через более глубокое освоение программного материала умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих и познавательных задач;
умение определять способы действия в рамках необходимых требований, оценивать результат — художественный «ответ» — на поставленную учебную задачу, его соответствие задаче;
умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.
Предметные результаты
приобретение опыта выполнения творческих проектов, эскизов (орнамент вышивки, украшение женского праздничного костюма и т.д.) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках.
Форма проведения: комбинированный урок-игра
Содержательная линия: Семь образов Снегурочки.
в фольклоре и обрядах; 2. в литературе; 3.в музыке; 4. в изобразительном искусстве; 5.в кинематографии (фильмы и мультфильмы); 6. в опере; 7. в балете.
Музыкальный материал:
• Вступление к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (видеофрагмент)
• Песня и танец птиц (видеофрагмент)
• Ария Снегурочки « С подружками по ягоды ходить» (видеофрагмент)
• Прощай Масленица (видеофрагмент)
• Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась» (видеофрагмент)
• Финал оперы «Бог Ярило» (видеофрагмент)
Оборудование: Доска, мультимедийный проектор, экран, компьютер. Материалы: бумага для мини-сочинения, слова прилагательные для рефлексии, фото с главными героями.
Методы и формы обучения : беседа, практический, творческий поиск.
Наглядно-демонстрационный материал:
Мультимедийный ряд: презентация «Полна чудес могучая природа». «Снегурочка». Иллюстрации – И. Билибин, репродукции картин – Н. Рерих, К. Коровин, М. Врубель, В. Васнецов.
Ход занятия:
Организационный момент.
Приветствие: «Рада я видеть любимый мой класс, Музыкой вновь удивлю я всех вас! Здравствуйте!»
Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний. Осмысление учебной задачи.
Тема нашего занятия – синтез искусств в театре и в кино. Синтез искусств – это соединение нескольких разных видов искусств в художественное целое, может осуществляться между искусствами, например, введение кинематографического изображения в театральное действие. Соотношение искусств, участвующих в синтезе, определяется стилем произведения, художественным замыслом автора и вкусом заказчика.
Синтез в театре, кино, на телевидении. В театре, кино, на телевидении активно взаимодействуют различные виды искусства. Синтетическими видами искусства являются театр и кино, объединяющие драматическое, музыкальное и изобразительное искусства.
Зритель и слушатель испытывает на себе воздействие сюжета литературного произведения, лежащего в основе сценария фильма или либретто спектакля. Декорации и костюмы, создающие зрительный образ спектакля, погружают его в атмосферу реальности, в которой разворачивается сюжет. Эмоциональное переживание происходящие на сцене коллизий во много раз усиливается музыкой.
Синтез искусств в театре. Теа́тр (греч. – место для зрелищ, затем – зрелище – зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств – литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, обладающий собственной спецификой.
Виды театра: Драматический театр - В отличие от других видов театра постановки драматического театра основаны на литературных драматических произведениях.
К драматической литературе относятся драма, комедия, трагедия, трагикомедия, водевиль, мелодрама.
Балетный театр - вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел.
Оперный театр - вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой вокальной и оркестровой. В опере объединяется сольное и хоровое пение, различного рода ансамбли, симфонический оркестр, декорации и костюмы а также балетные сцены. Оперные постановки обычно осуществляются в специально оборудованных оперных театрах.
Мюзикл - особый сценический жанр, где в неразрывном единстве сливаются драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусства. Мюзикл впитал в себя некоторые черты оперетты, водевиля, эстрадного шоу, некоторые зачастую называют рок-операми.
Виды театра:
Кукольный театр - одна из разновидностей кукольного вида искусства. Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими устройствами.
Театр пантомимы - вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов.
Синтез искусств в кино:
Кинемато́граф (от греч.– движение и греч. — писать, рисовать; то есть «записывающий движение»), отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Кинематограф был изобретён в конце XIX века и стал крайне популярен в XX веке.
- Скажите ребята, приходилось ли вам бывать в театре, кино?
- А хотите побывать в этом волшебном удивительном и таинственном мире искусства, где живёт музыка, где артисты играют свои роли, поют и танцуют? А попробуйте угадать, с какой героиней мы сегодня познакомимся?
-Ты погляди диковина какая! Боярышня. Живая ли? Живая! В тулупчике, в сапожках, в рукавичках. Дозволь спросить: далеко ль держишь путь и как зовут тебя и величают? Снегурочкой. Куда идти не знаю. Коль будете, добры с собой возьмите.
- Отгадайте загадку, о какой героине идёт речь? (о Снегурочке)
- Это вымышленное или реальное событие? (вымышленное)
- Как называется жанр в литературе, в котором применяется подобный вид изложения историй? (фольклор)
- Что такое фольклор? (художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, идеалы, создаваемые народом. К фольклору относятся: предания, частушки, анекдоты, сказки, эпос, обряды и т.д.)
- Где вы могли встречать образ Снегурочки? (Снегурочка одна из любимейших героинь русских народных сказок, в к/ф, м/ф, в балете, в опере).
- Что значит народная сказка? (Народные сказки сочинял народ, в этих сказках нет автора)
- А как народные сказки дошли до нас, кто их записывал? (Они передавались устно из поколения в поколение и поэтому у них много похожих вариантов)
- Уже более ста лет слушают, читают и смотрят Снегурочку миллионы людей и восхищаются ею. Это лучшее творение русского драматурга А. Островского, композиторов Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского.
- Сегодня нам предстоит через музыку Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского и драматурга А. Островского окунуться в красоту природы, и красоту человеческих чувств.
- Что мы всегда делаем, прежде чем отправиться в театр или в кино? ( Мы всегда знакомимся с афишей, которая висит перед театром, с либретто)
- Что такое либретто? (это литературная основа большого вокального (и не только) сочинения, светского или духовного характера, например, оперы, балета, оперетты, кантаты, мюзикла, т.е. это краткое содержание спектакля.
- Посмотрите, у вас на партах лежат небольшие буклеты – это и есть либретто. Ознакомьтесь с содержанием.
- Вам было дано задание: Нарисовать рисунки к «Снегурочке». Получилась замечательная выставка ваших интересных творческих работ (на доске рисунки оформлен кабинет), они обязательно будут оценены. Ну а я приглашаю вас в зал музыкального театра. Давайте вспомним, как нужно себя вести в театре. Для этого у вас лежат на столах памятки, в которых есть не только правила, но и исключения. Работать необходимо в группе, алгоритм работы на слайде. На выполнение задания вам даётся 1 минута (песочные часы).
1-думает каждый,
2-обсуждаем варианты,
3-выбираем лучший ответ,
4-выбираем отвечающего,
5-отвечаем.
Работа с памяткой
Памятка
В театре нельзя шуметь;
В театре можно есть и жевать;
В театре нельзя разговаривать;
В театре можно звонить по телефону;
В театре нельзя бегать, мешать артистам и соседям
В театр можно опаздывать;
В театр нужно приходить в красивой одежде;
В театре нельзя хлопать артистам.
Памятка (проверяем)
В театре нельзя шуметь;
В театре нельзя разговаривать;
В театре нельзя бегать, мешать артистам и соседям
В театр нужно приходить в красивой одежде;
Изучение нового материала:
- Ну, вот мы в зале, занавес еще закрыт, а с оркестровой ямы уже доносятся первые звуки оркестра. Это звучит вступление из кукольного фильма «Снегурочка», режиссера Марии Муат. Внимательно послушайте и ответьте на вопрос: Как меняется настроение музыки от начала к концу вступления?
Звучит вступление из кукольного фильма «Снегурочка», режиссер Мария Муат. Обсуждение в группах
- Так как меняется настроение музыки от начала к концу вступления? (В начале вступления музыка суровая, угрюмая, так как ещё царит холод и мороз, а к концу вступления музыка нежная, обаятельная, показывает приход Весны и пробуждение природы.
- Какие картины можно увидеть в музыке вступления к «Снегурочке»?
(Царство природы. Музыка наполнена звуками леса, таинственными шорохами, криками птиц)
- Отгадайте загадку:
В них есть крылья, голова,
Две лапки, клюв и перья.
Все появляются с яйца.
Слышны их песенки с деревьев. (Птицы)
- Следующий фрагмент, который мы посмотрим - «Песня и танец птиц» из м/ф «Снегурочка» (1952г.), на основе оперы Н.А. Римского-Корсакова, в обработке Л. Шварца,. Послушайте и скажите, что изображает музыка?
Видеофрагмент «Песня и танец птиц» Обсуждение ответов в группах
- Что изображает музыка? (Музыка передает голоса кукушки, стук дятла, пощёлкивание, посвистывание и цоканье других птиц. Птичий гомон – спутник Весны)
- Интонации своих тем Н.А. Римский-Корсаков черпал из звуков природы. Использовал в музыке оперы интонации птичьих «попевок», например, скворца, щебетавшего в саду, и настоящий петушиный крик.
- Как вы думаете, почему в «Песне и пляске птиц» царят оживление и радость? (Радуются приходу весны)
- Попробуйте представить себе, какая она – главная героиня сказки и оперы. Я хочу предложить вам послушать, как языком музыки композитор создал образ Снегурочки. Внимательно послушайте мелодию, а по окончанию мы обменяемся впечатлениями. Давайте посмотрим видеофрагмент из оперы «Снегурочка».
Видеофрагмент «Ария Снегурочки-С подружками по ягоды ходить»
- Какое настроение передается в музыке? (Грустное настроение, поет о человеческих радостях, которые ей недоступны)
- Что манит Снегурочку к людям? (Людские песни)
- Какой Снегурочка появляется из леса? (Холодная, бесчувственная)
- Мы дали характеристику Снегурочке, прослушав ее арию. А что же такое ария и какой женский голос ее исполняет? (АРИЯ – сольный номер в опере, дающий характеристику героям. Сопрано – высокий женский голос).
- Какой древний русский обряд показан в опере, сказке, пьесе? (Масленица) В какое время года проходила масленица? (В конце зимы, начале весны)
Видеофрагмент «Прощай, масленица», к/ф «Весенняя сказка», по мотивам пьесы А.Н. Островского «Снегурочка» (19717). Режиссер Г. Лапето и балет «Снегурочка» в постановке театра «Кремлевский балет» на музыку П.И. Чайковского (2009г).
- Музыка П.И. Чайковского постепенно стала звучать как самостоятельные музыкальные фрагменты на концертной эстраде, что продолжается и по сей день.
Снегурочка стала на творческом пути П.И. Чайковского мостиком от первых композиторских опытов и гениальны прозрений к «Лебединому озеру», «Евгению Онегину». Музыка к волшебной пьесе А. Островского явилась подлинным шедевром, одним из самых вдохновенных сочинений.
- Этот старинный и любимый на Руси обряд сохранился до наших дней. Это самый весёлый и шумный праздник, означает он проводы зимы. Все веселятся и играют.
- А сейчас я предлагаю устроить небольшой антракт и отдохнуть. А что такое антракт вы все знаете. Это перерыв между представлением. Вот и мы сейчас с вами немножко отдохнем, поиграем. Поиграем.
- Покажите, что вы замёрзли и съёжились; отогрелись и расслабились. Вам на ладошки упала снежинка, ещё одна. Давайте их легонько сдунем — пусть летят дальше. Вот вам случайно попали в лицо снежком, изобразите огорчение. Изобразите, как вы лепите снеговика: скатали большой ком снега, второй, поставили их друг на друга. Молодцы, какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли весёлые домой. Улыбнитесь. Какое у вас настроение? Я надеюсь, что с таким настроением мы с вами отлично дальше поработаем.
- А сейчас внимание на экран!
Видеофрагмент «Третья песня Леля» из к/ф «Весенняя сказка»
- Что вы увидели в этом фрагменте? ( Лель поёт Снегурочке грустную песню)
- Кто такой Лель? ( Славянское божество любви и брака)
- Подумайте и скажите: «Отчего так грустна «Песня Леля?» (В песне поётся о сиротинке – девушке, поэтому и поёт Лель грустно; в жизни каждого человека бывают не только радости, но и печали, об этом и поёт в своей песне Лель)
- Какие здесь изобразительные моменты? (Раскаты грома и наигрыш на пастушьей свирели)
- Как двигалась мелодия? (плавно)
- Это является одним из признаков народной песни. В сказке – русская природа.
- Правдиво ли композитор изобразил перерождение Снегурочки? (Да, из ледяной красавицы она превратилась в любящую девушку)
- На какую судьбу обрекла себя Снегурочка? Что случится со Снегурочкой в конце сказки? (Снегурочка обрекла себя на гибель. Она растает)
- За что она отдала свою жизнь? (За любовь, за чувства)
- Познала эти чувства Снегурочка? ( Да, благодаря песням Леля, жизни среди людей, Снегурочка познала чувства, которые овладевают людьми. И сама захотела испытать чувство любви)
- О чем в конце пьесы сама Весна предупреждает Снегурочку? («Таи любовь от глаз Ярила-Солнца». Но жизнь без любви в царстве берендеев невозможна, и Снегурочка предпочитает нарушить запреты и умереть, чем жить без любви. Чудесный венок, подаренный Снегурочке Весной, рождает в ее сердце прекрасное чувство – любовь. Но….под лучами Ярилы-солнца тает Снегурочка, волшебное дитя природы).
- Снегурочка растаяла. Огорчает нас это или радует? (Огорчает, жаль Снегурочку; Радует, потому, что наступает весна, греет солнышко, значит не за горами лето!)
- Но гибель Снегурочки не может омрачить праздник Солнца.
Видеофрагмент Заключительный хор «Бог Ярило» из фильма-сказки «Снегурочка» (1968г).
Вывод: Мороз теряет власть над Весной - Красной. Ярило-Солнце вновь будет светить над страной берендеев, и на их земле воцарится мир и благоденствие. Солнце согревает, радует, разукрашивает землю. Так пусть же оно будет не только на небе, но и в каждом сердце - ведь только горячее сердце может любить и дарить радость другим! («Снегурочка – воплощение хрупкой, преходящей красоты и чуткой скорби, весенней скорби о неминуемой гибели». Реальное фантастическое здесь тесно переплетено: сказочные существа общаются с реальными людьми. Берендеи совершают свои весенние обряды, поют народные песни – «те самые, что, возможно, звучали когда-то на нашей земле в пору весенних игрищ, в далекие языческие времена»)
Творческая практическая деятельность.
После совместного просмотра экранизации доброй и поучительной истории-сказки «Снегурочка», раскройте и обоснуйте свое понимание ее глубокого смысла, напишите мини-сочинение по просмотренному материалу сказки «Снегурочка» ответив на следующие вопросы:
1. Раскройте образное содержание и логику развития сюжета в просмотренном музыкально-драматическом произведении.
2. В чем состоит, на Ваш взгляд, идея данного произведения?
3. Какое место в ее реализации занимают литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино или мультипликация?
4. Какие средства для раскрытия художественных образов использованы режиссером?
5. Выразите свое отношение к такой интерпретации музыки.
Выполняют работу под музыку.
- Молодцы, вы прекрасно справились с этим заданием. Сдаем работы.
- Мы побывали в музыкальном театре. Понравилась ли вам эта экскурсия?
Д/З: Проектное задание «Образ Снегурочки в произведениях искусства»: - К следующему занятию вам предстоит подготовить проекты. Реализация проекта потребует изучение и анализ рекомендуемой литературы, выбор темы в рамках исследовательской работы. Выбрать одну из предложенных тем (либо сформулировать ее самостоятельно), провести локальное исследование по одноименным произведениям литературного, музыкального, изобразительного, драматического и оперного искусства; на его основе подготовить и публично защитить доклад-презентацию с использованием ЦОР.
Инструкция по выполнению проекта:
1. Осуществите выбор темы из рекомендованного списка.
2. Используйте при подготовке проекта интересный для Вас вид деятельности: исследовательский, художественно-практический (музыкальный, литературный, театральный, хореографический, режиссерский, оформительский, технического обеспечения проекта и др.).
Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;
Варианты новогодних и весенних народных и авторских сказок в литературе: В. Даль, А. Афанасьев и др;
Пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка» и музыка П.И. Чайковского к одноименному спектаклю;
Опера-сказка Н.А. Римского-Корсакова;
Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве: книжные иллюстрации – И. Билибин и др.; живопись – И. Рерих, К. Коровин, М. Врубель, В. Васнецов и др.; эскизы костюмов и декораций.
Кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка».
- Я предлагаю сейчас выбрать темы. У нас шесть групп и тем тоже шесть.
Задачи проекта:
Образовательная: формировать практические навыки работы с информационными ресурсами и художественными материалами. Научить применять новые компьютерные технологии.
Развивающая: развивать творческую и познавательную активность. Воспитательная: воспитывать любовь к своей природе, к русскому творчеству и русским художникам.
Рефлексия
- Наше занятие подходит к концу. Давайте ещё раз вспомним то, о чём мы сегодня говорили.
- На столах у вас лежат рисунки с персонажами героев. Ваша задача – подписать под картинками имена этих персонажей. Работайте сообща, учитывая мнения своих товарищей по команде.
Выполнение задания. Проверяем работу.
- На доске записаны слова – прилагательные. Раскройте первоначальный образ Снегурочки и зачитайте – какой, она стала в конце: Ледяная, доверчивая, холодная, бесчувственная, наивная, влюбленная, простодушная, нежная, восторженная, очарованная, бездушная, красивая, страстная.
- У вас у каждого на парте лежит лучик солнышка. Подумайте и выберите для себя какое было занятие? Интересное, познавательное, а может веселое, жизнерадостное или скучное и неинтересное. Свой лучик опустите вот в эти конвертики.
- Прощаясь с вами, хочу сказать, что вы замечательные и очень талантливые ребята. На этом наше занятие законченно. До свидания. И до новых встреч.
9