План-конспект урока по литературе
Басня И.А. Крылова «Волк и Ягненок»
Составитель: Гамзалаалиева Аматулла Абдуллаевна
Задачи урока:
Образовательные:
- продолжить знакомство с басней, как с особым литературным жанром;
- познакомить с басней И.А. Крылова «Волк и Ягненок»;
- отработать навыки выразительного чтения, используя партитурные знаки.
Развивающие:
- способствовать развитию речи учащихся;
- содействовать развитию мыслительных операций;
- способствовать развитию творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Воспитательные:
- способствовать формированию гуманистического мировоззрения, жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра;
- вызвать стойкое внутреннее неприятие персонажей, наделенных пороками, и нежелание им подражать.
Основные виды деятельности: ответы на вопросы о жанре басни; ответ на вопросы викторины по статье об И.А. Крылове; словарная работа по басне И.А. Крылова «Волк и Ягненок»; выразительное чтение басни с составлением разметки текста (партитуры); работа с текстом.
Термины: басня, олицетворение, мораль, аллегория, диалог.
Этапы урока
I. Вступительная беседа, закрепление ранее изученного материала о жанре басни.
1. Что такое басня? Назовите имена известных баснописцев (на партах разложены карточки, предлагается выбрать карточку, на которой написано правильное определение басни).
Карточка №1. Басня — это одна из малых литературных форм. Она представляет собой небольшое по объему повествовательное произведение с небольшим количеством героев.
Карточка №2. Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей.
Карточка №3. Басня - повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения.
2. Кто является героями басен? Почему чаще всего это животное? Дайте определение термину олицетворение.
3. Из чего состоит басня? Что такое мораль и зачем она нужна в баснях?
4. Что такое аллегория? Приведите примеры.
5. Встречается ли в баснях диалог? Что подразумевается под этим понятием и какова цель его использования?
II. Сообщение темы и основных задач урока: познакомиться с басней И.А. Крылова «Волк и Ягненок», дать нравственную оценку поступков героев, выявить поучительный характер басни, отработать навыки выразительного чтения.
III. Проверка домашнего задания.
Ответ на вопросы учебника после статьи о баснописце – И.А. Крылове. Закрепление представлений о жизни баснописца (мини-викторина).
Вопросы викторины по жизни и творчеству И.А. Крылова:
1. В каком году родился И.А. Крылов? (1769 г.)
2. Назовите место рождения И.А. Крылова. (город Тверь)
3. В чем состояло наследство И.А. Крылова? (книги)
4. Какие события жизни И.А. Крылова помогли ему стать баснописцем? (развернутый ответ)
5. Какими чертами характера обладал баснописец? (развернутый ответ)
6. Сколько лет прожил И.А. Крылов? (75 лет)
7. Какие басни И.А. Крылова вам известны? (развернутый ответ)
8. Какие пороки общества высмеивал И.А. Крылов в баснях? (развернутый ответ)
IV. Знакомство с басней И.А. Крылова «Волк и Ягненок».
1. Рассмотреть иллюстрацию А. Лаптева к басне И.А. Крылова «Волк и Ягненок»
Предложить учащимся поразмышлять о сюжете басни.
2. Познакомиться с басней. Прослушать чтение басни мастером слова – актером Словарная работа.
Выполнить следующие записи в литературном словаре:
Тьма – много
Надобно – надо
Рыскать – бегать в надежде найти что-то нужное
На до´бычу – на добы´чу
Светлейший – в царской России почетное обращение к князю
Донесть – донести, доложить, сказать, заявить
Гневаться – сердиться, возмущаться
Негодный – бессовестный, скверный, дрянной
Дерзость – 1) смелый, отважный; 2) оскорбительный, непочтительный
В запрошлом лете – 2 года тому назад
Разведаться – рассчитаться, отомстить
Досуг – свободное время, в басне употреблено в значении «недосуг» - некогда, нет времени
V. Чтение и анализ басни И.А. Крылова «Волк и Ягненок».
1. Первичное чтение басни учащимися (фронтальная работа).
2. Отработка звучания наиболее трудных слов и выражений (коллективная работа)
3. Членение текста на части и составление разметки текста (партитуры) (работа в группах по 4 человека).
4. Сопоставление интонации Волка и Ягненка, обсуждение возможных вариантов эмоционально-образной выразительности.
5. Начитывание частей и всего текста.
Дополнительные вопросы и задания:
- В какое время и где происходят события басни?
- Какие черты героев русских народных сказок о животных использовал баснописец?
- В чем своеобразие басенных персонажей?
- Почему Волк, понимая, что он не прав, еще больше злится? О чем это может говорить? В чем настоящие причины конфликта?
- Сравнение басни «Волк и Ягненок» И.А. Крылова и басни «Волк и Ягненок» Эзопа (вывод на электронную доску двух текстов).
VI. Обобщение изученного материала.
1. Проецирование ситуации, описанной в басне, на современное возможное поведение людей.
2. Работа в парах по заполнению части сравнительно-сопоставительной таблицы. Вывод эталона таблицы на электронную доску и обсуждение результатов.
Эталон сравнительно-сопоставительной таблицы
Особенности басен И.А. Крылова
Критерии сравнения | «Волк и ягненок» | «Свинья под дубом» | «Волк на псарне» |
Главные герои | Волк и Ягненок | | |
Характер героев | Волк - кровожадный, несправедливый. Ягненок – робкий, справедливый, безвинный, вежливый. | | |
Мораль | «У сильного всегда бессильный виноват». | | |
Чему учит басня | Если ты сильный — это не значит, что можно обижать слабых. | | |
3. Выбор 3-х предложений, представленных на доске, и запись их в тетради:
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я понял, что…
Я научился…
Я смог…
Было интересно узнать, что
Меня удивило…
Мне захотелось…
VII. Домашнее задание: 1) прочитать басни И.А. Крылова «Свинья под дубом» и «Волк на псарне»; 2) заполнить сравнительно-сопоставительную таблицу по особенностям басен И.А. Крылова; 3) подготовить выразительное чтение наизусть одной из басен И.А. Крылова с предварительным составлением разметки текста (партитуры).