СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по русской литературе в 5 классе на тему: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по русской литературе в 5 классе на тему : "Л.Н.Толстой "Кавказский пленник"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русской литературе в 5 классе на тему: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»»


План-конспект урока

по русской литературе в 5 классе на тему:

«Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»


Цель урока: создать условие для осмысления содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», сформировать умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении

Задачи урока:

Образовательные:

- осмыслить содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»;

- уметь выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении. Развивающие:

- приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности;

- развивать навык анализа художественного произведения и логическое мышление;

- развивать монологическую речь учащихся и их словарный запас.

Воспитательные:

- воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- учащиеся умеют пересказывать содержание рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»;

- у учащихся сформировано умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении

Личностные УУД: 

- у учащихся сформирован навык анализа художественного произведения, логическое мышление;

- учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

- у детей сформировано умение к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- сформировано умение определить учебные задачи, составлять план и последовательность действий, контроль знаний;

- сформировано нравственно-эстетические представления в ходе выявления главной идеи рассказа;

- учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию.

Коммуникативные УУД:

- сформировано умение работать в группах;

- учащиеся уважительно относятся к мнению своих товарищей, умеют чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;

- сформировано умение задавать вопросы, строить понятные высказывания.

Познавательные УУД:

- учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану;

- сформулировано умение ставить проблему, структурировать тексты.


Ход урока

1.Оргмомент.

2. Мотивация учебной деятельности. Сообщение учителя.

В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.

В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.


Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет в1852 году.

3. Устная работа по вопросам.

- Тема и идея художественного произведения;

Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.

- Сюжет и композиция. Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.

Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.

Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.

Кульминация – второй побег.

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

-Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте.

-Назовите, какие герои, картины противопоставляются в рассказе, С какой целью?

Главные герои- Жилин и Костылин.

Татары и русские (Жилин и татары)

Дина и другие жители аула.

Война и мирная жизнь.

4. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

- Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?

План:

1.Военное звание.

2.Внешняя характеристика:

3.Плен:

а) место жительства в плену;

б) питание пленных;

в) занятия;

г) подготовка к побегу;

4.Первый побег.

5. Второй побег.


- Что общее у героев и что их различает?

- Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения и в плену?

(Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.)

- А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях. Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия?

(Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал. Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама)

- Найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина: (запись в тетради)


Жилин Костылин


ходит по аулу спит

всматривается скучает

выпытывает информацию считает дни

рукодельничает ждет ответ на письмо


-Эти глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.

- Как завоевывает Жилин симпатию горцев?

(Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа;

- Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное колесо;

- однажды выступил в качестве врача. (Цитаты)

- Но не все относились к Жилину с симпатией. Почему?

(Он все равно был для них чужой, человек иной веры. Для них он – враг

- Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену?

- Нет, он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз.

- А Костылин?

(Он безвольно ждет решения своей судьбы.)

- Почему так по-разному ведут себя герои в одинаковых условиях?

ФИЗМИНУТКА

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся (повороты влево- вправо)

И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо)

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки. (поднимают руки вверх- вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки


5. Работа в группах.

-Какие качества характера проявляют эти герои во взаимоотношениях друг с другом и с другими людьми.

Вывод: Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.

Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.

-Исследование «Какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина? Почему?»

Вывод: При описании Жилина- глаголы, при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя.

- Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»?

Что обозначает:

Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий

Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных

Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев?

- В чём смысл названия рассказа?

(Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.

Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.)


6. Итог урока.

1. Чему учит рассказ?

2. Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?

- Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?

Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

7. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему: «Жилин и Костылин: разные судьбы.

8. Оценивание работы.

9. Рефлексия.

После изучения данной темы:

Я знаю


Я умею


Я могу


Я хочу