СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по теме "Брюхоногие моллюски"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по теме "Брюхоногие моллюски"»

Дата_________________

Образ жизни, строение, многообразие и значение брюхоногих моллюсков

Цели урока:

  • сформировать знания о строении и образе жизни брюхоногих моллюсков, процессах их жизнедеятельности, приспособленности к среде обитания;

  • развивать умения выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы;

  • показать важность гигиенических знаний в жизни человека.

Учебно-методическое обеспечение: рабочая тетрадь, учебное пособие, таблицы «Тип Моллюски», «Внутреннее строение прудовика».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

2. Проверка домашнего задания

Учащиеся выполняют проверочную работу по темам «Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви».

3. Целемотивационный этап

Учитель сообщает тему урока и с помощью наводящих вопросов помогает учащимся сформулировать цели урока, после чего объясняет значимость знаний и умений по теме.

4. Изучение нового материала

Строение и образ жизни брюхоногих моллюсков рассмотрим на примере прудовика

Внешнее строение

Тело моллюска заключено в спирально закрученную в 4–5 оборотов раковину, имеющую острую вершину и большое отверстие — устье.

В теле прудовика можно различить три основных отдела: голову, туловище, ногу.

Туловище повторяет форму раковины. Оно покрыто особой кожистой складкой — мантией. Пространство между туловищем и мантией называют мантийной полостью.

На нижней стороне головы расположен рот, а на её боковых сторонах — два чувствительных щупальца. Около оснований щупалец находятся глаза.


Пищеварительная система

Пищеварительная система прудовика состоит из переднего, среднего и заднего отделов кишечника. Передний отдел начинается ротовым отверстием, ведущим в ротовую полость и далее в глотку. В глотке находится гибкая пластинка с роговыми зубчиками — тёрка. В глотку открываются протоки слюнных желёз. Из глотки пища через пищевод попадает в желудок. У прудовика имеется специальная пищеварительная железа — печень. Окончательное переваривание пищи и всасывание продуктов пищеварения происходит в среднем отделе кишечника. Задний отдел кишечника открывается анальным отверстием в мантийную полость.

Дыхательная система

Для дыхания моллюск поднимается к поверхности воды и открывает дыхательное отверстие, которое ведёт в обособленный отдел мантийной полости — лёгкое, в стенках которого имеется сеть кровеносных сосудов.

Кровеносная система

Две камеры сердца. Незамкнутая кровеносная система. Гемолимфа.

Выделительная система

Одна почка

Нервная система

Ганглионарного типа

Половая система

Прудовики — гермафродиты. Половая система представлена непарной железой, состоящей из мужского и женского отделов, где вырабатываются сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение перекрёстное внутреннее. Развитие прямое.



Учащиеся самостоятельно выписывают многообразие брюхоногих моллюсков.

5. Закрепление изученного материала

1. Какие отличительные черты можно выделить во внешнем строении прудовика обыкновенного?

2. Назовите особенности строения прудовика, связанные с наземным образом жизни.

3. Опишите строение кровеносной системы прудовика.

4. Печень наземных улиток содержит островки особых клеток, способных к накоплению известняка. Подумайте и объясните, какую роль эти клетки играют в жизни моллюсков

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учащиеся высказывают свои впечатления об уроке, отвечая на вопросы:

— Что вас впечатлило сегодня на уроке? Что запомнилось особенно?

— Как вы думаете, в чем важность гигиенических знаний в жизни человека?

7. Домашнее задание

§ 12