СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План- конспект урока по теме " Окончание Смуты" 7 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

План- конспект урока по теме " Окончание Смуты" в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«План- конспект урока по теме " Окончание Смуты" 7 класс»

«Окончание Смутного времени»

Цель урока: Усвоение учащимися основных ЗУН по теме «Окончание Смутного времени». Достижение цели урока посредством решения дидактических задач:

Образовательные: способствовать формированию представлений учащихся о значимости событий 1613 года в Отечественной истории.

Воспитательные: способствовать возникновению в учащихся сопереживания трагическим событиям Смутного времени, чувства гордости за успехи народного ополчения в деле освобождения Москвы.

Развивающие: продолжить развитие умений учащихся сравнивать и сопоставлять информацию, навыков работы со сложным (развернутым) планом, совершенствование навыка пересказа, а также способствовать развитию коммуникативной компетенции.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма обучения: групповая.

Методы обучения: инструктивный, побуждающий.

Вид учебной деятельности: познавательная, преобразовательная, коммуникативная.

Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России XVI-XVIII вв. М., 2003. Терминология: «семибоярщина».

Ключевые особенности урока: работа первичных и вторичных групп.

ПЕРВИЧНЫЕ ГРУППЫ формируются в соответствии с индивидуальным подходом к задачам формирования, развития или совершенствования определенных учебных умений и навыков. Так, например, учащиеся, которым необходимо, обратить особое внимание на работу со сложным планом (особенно, если им необходима для этого помощь одноклассников) объединяются в группу, для которой учителем предусмотрено соответствующее задание.

Задачи первичных групп: выполнение заданий, подготовка выступлений по содержательному компоненту задания. Схема работы за партами:

1

2

3

4

5



ВТОРИЧНЫЕ ГРУППЫ формируются в результате объединения за одни столом представителей различных первичных групп.

Задача вторичных групп - взаимное обучение: обмен информацией, взаимооценка, закрепление изучаемого материала. Схема работы за партами:

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

Структура урока.

этап

краткое содержание

время

Вводный этап

1.Ознакомление учащихся с темой, задачами урока. 2.Формирование первичных групп.

2 мин.

Этап актуализации опорных знаний и способов познавательной деятельности учащихся (подготовительный)

1. Мини-опрос по Д/З: учащиеся читают отрывок из стихотворения К.Бальмонта, посвященного событиям Смутного времени.

2.Каждая группа получает отдельное задание. Учащиеся знакомятся с типом и содержанием задания, получают консультации учителя, напоминающие алгоритм работы по его выполнению.

5 мин.

Этап формирования новых знаний и способов действий учащихся (основной)

«НАУЧИСЬ САМ»

1. Выполнение заданий (совместно участниками группы) – см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

2. Каждый из участников подводит итоги работы группы по выполнению задания: в зависимости от типа задания, учащийся зачитывает пункты плана, дает определения понятий, пересказывает, отвечает на вопрос и т.п. (первичная проверка понимания)

15 мин.

Этап применения изучаемого материала

«НАУЧИ ДРУГИХ»

1. Формирование вторичных групп (в каждую из вторичных групп входят учащиеся, выполнявшие различные типы задания в рамках работы первичных групп).

2. Обмен информацией между участниками вторичных (смешанных) групп. Каждый из учащихся рассказывает об особенностях своего типа задания и итогах его выполнения во время работы в первичной группе.

15 мин.

Итоги урока

Подведение итогов работы вторичных (смешанных) групп:

- взаимооценка выступлений учащихся в группе;

- учащиеся выполняют тестовые задания на обобщение материала по теме «Смутное время». – см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Д/З: придумать и записать 5 вопросов по данной теме и ответить на них.

8 мин.

Приложение 1: задания для работы первичных групп.

ГРУППА № 1

Стр.89-90: составить развернутый план.



Распад Тушинского лагеря.

1. Причины распада лагеря ЛжедмитрияII:

А) ___________________________________

Б) ___________________________________

2. ___________________________________

3. ___________________________________

_____________________________________


ГРУППА № 2

Стр.97: выучить определение понятия «семибоярщина»


Стр. 91: пересказ по плану.


Положение в стране:

1) народное недовольство ЛжедмитриемII;

2) убийство ЛжедмитрияII.

3)захват поляками русских городов Смоленска и Новгорода;

4) безуспешность боярского правления.


ГРУППА № 3

Стр. 97 – выучить даты, итоги.

ГРУППА № 4

Стр. 94-96: краткий эмоциональный пересказ о героических действиях народного ополчения под предводительством К.Минина и Д.Пожарского






ГРУППА № 5

Стр.91-94 – заполнить таблицу и подготовить краткое описание по таблице:


Народное ополчение


даты


центр

(город)


руководители


итоги

Первое

1611



не удалось освободить Москву

Второе










Приложение 2: задания на обобщение знаний по теме

«Смутное время в истории России»


  1. Расположите события в хронологическом порядке:


А) вступление на престол Бориса Годунова;

Б) правление Лжедмитрия I в Москве;

В) гибель царевича Дмитрия в Угличе;

Г) избрание царем Михаила Романова на Земском соборе;

Д) освобождение Москвы от поляков.






Ответ:


  1. Соотнесите понятие с соответствующим ему определением:


1) семибоярщина

А) возмущение, восстание, мятеж

2) смута

Б) боярское правительство во главе с Ф.М. Мстиславским

3) Смутное время

В) начало XVII века, когда в России до предела обострились экономические и политические проблемы, разгорелась длительная вооруженная борьба за власть





Ответ:


  1. Укажите в приведенном списке даты деятельности второго ополчения:

А) 1613; Б) 1604-1605; В) 1611-1612; Г) 1591.


  1. Соотнесите историческую личность с соответствующей ей характеристикой:


1) Лжедмитрий I

А) царь, избранный на Земском соборе в 1613 году

2) Михаил Романов

Б) предположительно монах Григорий Отрепьев, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия

3) Дмитрий Пожарский

В) руководитель второго ополчения, освободившего Москву в 1612 году





Ответ:


5. Что вам известно об Иване Сусанине?