Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Мотивация к учебной деятельности | Хорошо проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку … (учащиеся хором: «Пять!») - Ребята, я вижу, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. |
II. Актуализация и пробное учебное действие | - Перед вами, ребята, карточки, каждой карточке соответствует вопрос. Ваша задача – ответить на вопрос. Если отвечаете верно, то появляется буква. Если вы ошибаетесь, буква не появляется. Буквы зафиксируйте в тетради. 1. Найти «лишнее» слово П ночь, ночной, ночлег, ночевка 2. Найти все существительные Р Вода перестала течь. В лодке открылась течь. 3. Найти слово без приставки Я Пожелтеть, поилка, поливалка, поломка 4. Сколько звуков и букв в слове М съедобен 5. Раскрыть скобки: А (в)долг (с)вернула 6. Вставить безударную гласную: Я рано пос..дел, пос..дел за партой 7. Вставить, если нужно мягкий знак: Р ноч(?)ной купат(?)ся 8. Подобрать антонимы: Е скупой глубокий 9. Расставит знаки препинания. Ч Лисичка-сестричка бегает по полям ищет мышиные норы. 10. Найти главные члены предложения. Ь В сказках животные часто разговаривают человеческими голосами. - Молодцы! А теперь сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Прямая речь.) | Отвечают на вопросы 1. Ночной. 2. Вода, лодке, течь. 3. Поилка. 4. 8 звуков, 8 букв. 5. В долг, свернула. 6. Рано поседел. Посидел за партой. 7. Ночной, купаться. 8. Щедрый, мелкий. 9.Лисичка-сестричка бегает по полям, ищет мышиные норы. 10.Животные разговаривают. |
III. Выявление места и причины затруднения | - Итак, тема урока – «Прямая речь». - Кто, ребята, знаком с этим понятием? (Учащиеся отвечают.) - Давайте прочитаем предложения. (Предложения на слайде.) Я попросил папу, чтобы он проводил меня. Я попросил папу: «Проводи меня». «Проводи меня», - попросил я папу. -Что вы можете сказать о этих предложениях? (Предложения передают чью-то речь.) - Верно. А в каких предложениях чужая речь передана дословно, точно? (Во 2 и 3 предложениях.) - Правильно. Так что же такое прямая речь? (Выслушиваются варианты ответов.) - Из каких частей состоят предложения с прямой речью? Как называются они? (Выслушивает варианты ответов.) -Выделите эти части в первом предложении. -Кто произносит первую часть? (Автор) -Как вы думаете, как можно назвать первую часть? (Слова автора) -Что показывают слова автора? (Кому принадлежит речь) -Как вы думаете, как можно назвать вторую часть? (Слова говорящего) Аналогично со вторым предложением. -В чем было затруднение? -Что нам делать? -Какое задание я просила сделать? -Что вы не смогли сделать? -Какова же цель нашего урока? (Находить предложения с прямой речью, уметь их записывать, ставить знаки препинания в них.) | Выполняют задания, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы |
IV. Построение проекта и решение проблемы Физкультминутка | - Прочитайте правило в учебнике (§ 27). Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. | Читают, формулируют собственные мысли |
V. Реализация сформированной модели | - Ребята, переверните карточки, на которых записаны предложения с прямой речью и ответьте на вопросы, которые вы увидите на слайде. Карточка. 1. «Землю разделили – давай море делить»,- проговорил Никита. (Р. н. с. «Никита Кожемякин») 2. Знайка сказал: « Сделаем воздушный шар и полетим на шаре». (Н. Носов «Приключения Незнайки») 3. «Речка-матушка, спрячь меня!» - сказала девица, увидев молочную речку, кисельные берега. (Р. н. с. «Гуси-лебеди») 4. «Пузырь, может на тебе переплывем?» - спросил Лапоть. (Р. н. с. «Пузырь, Соломинка и Лапоть») Вопросы: - Как называется сказка? - Какие предложения записаны на карточках? (С прямой речью.) - Где стоят слова автора? (В начале предложения или в конце.) - Как выделяется прямая речь во всех предложениях? (Кавычками.) - Найдите и прочитайте в каждом предложении слова автора. - Как слова автора отделяются от прямой речи? (Двоеточием и тире.) - Очень часто в русском языке для удобства используют различные схемы, чтобы люди могли отличить одни предложения от других. Давайте рассмотрим, какие схемы придумали, чтобы зашифровать предложения с прямой речью. (Схемы на слайде.) - Как вы думаете, к какой схеме подходит каждое из предложений? (Обратить внимание на то, с какой буквы пишется прямая речь и слова автора.) - А теперь запишем схематический диктант (по одному ученику у доски). 1. “А, старая знакомая, здравствуй!” - ласково проговорила Лиса. 2. “Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать”, - ответила Серая Шейка. 3. Заяц сказал: “Берегись, Серея Шейка, она опять придет”. 4. “Ведь вы весной вернетесь?” - спрашивала Серая Шейка. | Отвечают на вопросы, пишут схематический диктант |
VI. Первичное закрепление с проговариванием вслух | -Теперь давайте выполним задание на карточках, которые лежат у вас на столе. чтобы проверить, в чем вы разобрались, а что вызывает у вас затруднения 1. Задание: найти Прямую речь, подчеркнуть ее 2 чертами, слова Автора - одной, расставить знаки препинания. Карточка. Максим Горький говорил Хорошая книга – праздник А.С.Пушкин писал Что за прелесть эти сказки Учитель спросил Вы читали сказки А.С.Пушкина. 2. Следующее задание выполним устно . Я читаю предложение, а вы показываете ту схему, которая к нему подходит. Каточки со схемами лежат у вас на столе. Папа сказал: «Сегодня на улице холодно» Мальчик спросил: « Когда кончится дождь?» Даша радостно закричала: «Подснежники распустились!» «Будь внимательным», - учил дедушка внука. «Когда ты пойдешь в библиотеку?» - поинтересовалась сестра. «Каникулы!» - радостно кричали дети | Выполняют упражнения |
VII. Самостоятельная работа с самоконтролем | - А теперь самостоятельная работа по карточкам: спишите предложения в тетрадь и составьте к ним схемы. Карточка. 1. Вдруг щука говорит ему человечьим голосом: «Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь». (А: «П».) 2. «Емелюшка, где же мы будем жить?» - спрашивает царевна. («П?» - а.) (Самоконтроль осуществляется сравнением предложений на слайде.) | Выполняют упражнения |
VIII. Включение в систему знаний и повторений | - А теперь я предлагаю вспомнить все, о чем мы говорили на уроке и восстановить текст. Прямая речь –это слова ________ , передаваемые без изменения. В предложениях с прямой речью различают слова автора и ___________. Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы. - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. | Восстанавливают текст |
IX. Рефлексия | Самооценивание, анализ своей работы (Уровни оценивания своих знаний и умений 1.Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий. 2.В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий. 3.Все хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий.) Домашнее задание. 1)§ 27 выучить правила; 2) упражнение 343; 3) подобрать 5 предложений с прямой речью из народных сказок (индивидуально). | Анализируют свои достижения, записывают домашнее задание |
Русский язык. Теория. 5-9 классы./ В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова, - М: Дрофа;
Русский язык. Практика. 6 класс/под ред. Г.К.Лидман-Орловой;
Русский язык. Поурочные планы по комплекту учебников под редакцией В. В. Бабайцевой; Волгоград, 2006
Русский язык. Технологические карты уроков по УМК В. В. Бабайцевой