СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План конспект урока "Восточные славяне и их соседи"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План конспект урока "Восточные славяне и их соседи"»

План-конспект урока по истории России 6 класс

Разработала: Снегур Татьяна Николаевна

Учитель истории т обществознания

МБОУ Лопатинская СОШ

Тема урока: «Восточные славяне и их соседи»

Тип: Урок открытия нового знания

Форма урока: традиционная

Формы организации работы: урок использования информационно – коммуникационных технологий

Цели урока: формирование представления обучающихся о происхождении восточных славян – предков нашего народа, развитие аналитического мышления, воспитание национального достоинства и любви к родине.

Задачи:

1.познакомить обучающихся с территориальным составом, устройством, религией, бытом и нравами восточнославянских племен.

2. Развивать умения работать с различными источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать собственные суждения об исторических событиях, устанавливать их взаимосвязь.

3.способствовать воспитанию у обучащихся уважительного отношения к истории культуры наших предков и любви к Родине.


Оснащение урока: учебник Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др. под редакцией А.В.Торкунов «История России», мультимедийный проектор, презентация, бланки с кроссвордами, документы с источниками: Прокопий Кесарийский о славянах и антах, Маврикий Стратег о славянах и антах

Основные даты: 5-8в.-заселение Восточно-Европейской равнины племенами восточных славян

Основные понятия и термины: язычество, род, вервь, идол, капище, вече, народное ополчение.

Формируемые УУД:

Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логических рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Ожидаемые результаты:

Умение определять и формулировать проблему или тему, давать характеристику, выделять главное, отличать, сравнивать, выделять общее и различное, делать анализ источника, аргументировать, переводить информацию из одного формата в другой, понимать смысл, уважать мнение других, занимать позицию по обсуждаемым вопросам.


Методы обучения:

ФОПД:

- частично-поисковый

- творческий

- словесный

- наглядный

- практический

- групповая

- индивидуальная


Оборудование: Мультимедийная презентация; тексты документов












Ход урока


1.Организационный момент. Мотивация (самоопределение учебной деятельности»

Взаимное приветствие


Слайд № 1

Высока высота поднебесная,

Глубока глубина океан-моря,

Широко раздолье по всей земле.

Глубоки омуты Днепровские,

Высоки горы Сорочинские,

Темны леса Брянские,

Черны грязи Смоленские,

Быстры-светлы реки русские.

А и сильные, могучие

богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам

по нашей земле!

Не топтать их коням

землю Русскую!

Не затмить им солнце

наше красное!

Век стоит Русь —

не шатается!

И века простоит —

не шелохнется!


2.Актуализация внимания. Постановка проблемы.

Учитель: Ребята, как вы думаете почему мы начали урок с этих стихов и картин? Какие образы возникают у вас?

3. Построение проекта

С помощью диалога подводит учащихся к формулированию темы урока

Вопросы: О ком говорится в тексте стихотворения? Какими показаны славяне в стихотворении? Какие человеческие качества на ваш взгляд присущи предкам славянам? Постарайтесь самостоятельно поставить цели к уроку- чтобы вам хотелось узнать о восточных славянах?

А что больше всего вам хотелось бы узнать? (включаю вторую презентацию)

Значит учебная задача сегодня будет…(читаю с презентации слайд 2 учебную задачу)

План

1.Происхождение и расселение восточных славян.

2.Занятия славян.

3.Быт и нравы.

4.Верования.

5.Управление.

6. Взаимоотношения с соседями


4.Реализация построенного проекта

1. Происхождение и расселение восточных славян.

Слайд 3,4

Учитель обращается к учащимся с вопросами:

-Знаете ли вы, кто были предки русского народа?

-Всегда ли славяне жили в Восточной Европе или пришли из других земель?

-чтобы это узнать я предлагаю вам поработать с материалом учебника (§ 3, стр 26, раздел № !)

Учащиеся работают с материалом учебника и картой

Большую часть Европы и значительную часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говоривших некогда на одном языке, имевших много общих черт во внешнем облике. Эти племена находились в постоянном движении, передвигались и осваивали новые территории. Постепенно отдельные группы индоевропейских племен стали отделяться друг от друга. Некогда общий язык распался на ряд отдельных языков.

Примерно 4 тыс. лет тому назад произошло выделение балтославянских индоевропейских племен. Они заселили Центральную и Восточную Европу. Приблизительно в V в. до н.э. эти племена освоили территорию от северного склона Карпатских гор до реки Припять.

В V в. н.э. славяне мощными потоками устремились на земли, простиравшиеся от Черного до Балтийского моря. На северном направлении они дошли до верхнего течения Волги и Белоозера, на южном – до Греции. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви – восточную, западную и южную. .

«Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в XII веке, свидетельствует о расселении славян в Восточной Европе.

а)первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Учитель(после быстрого прочтения детьми текста уч-ка) :

- Ребята, какие территории заселяли славяне?

Учитель (После ответа детей, подводит итог)

Слайд 5 Восточные славяне заселили в VI-VIII вв. обширную территорию Восточной Европы от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. Таким образом, они заселили большую часть Восточно-Европейской равнины.

Учитель:Ребята, сейчас я предлагаю вам, пользуясь учебником и картой выяснить название племен восточных славян и где они были расселены и заполнить таблицу


б)амостоятельная работа, самопроверка по эталону

Учащиеся с помощью карты заполняют таблицу, проверяют правильность заполнения

Расселение восточных славян.

Названия славянских племен

Географические ориентиры

поселения

поляне

предки киевлян

северяне

соседи полян

древляне

среди деревьев

дреговичи

в болотистой местности

полочане

у реки Полоты

ильменские славяне

у берегов озера ильмень

радимичи

у реки Сож

вятичи

в бассейне реки Оки


На территории, которую занимали восточные славяне, проживало более 12 племенных союзов. Летопись Нестора подробно рассказывает о полянах – предках киевлян. Соседями полян были северяне. Рядом располагались в непроходимых, глухих местах (среди деревьев) древляне. Между Припятью и Западной Двиной жили дреговичи (жили в болотистой местности: «дрягва» - болото, - отсюда и такое название народности). Вдоль берегов реки Полоты – полочане (г.Полоцк).На берегах озера Ильмень располагалось поселение ильменских славян (будущих новгородцев).Территорию к востоку от Днепра занимали радимичи, жившие по реке Сож, а в бассейне реки Оки – вятичи. (бужане, волыняне, уличи, тиверцы)

Учитель: Ребята, кто закончил? Скажите свою версию ответа.

Учитель кратко подводит итог


2.Занятия славян.

Учитель: Ребята, обратите внимание на слайд (6). Перед нами стоит много вопросов, что бы на них ответить нужно обратиться к учебнику.

Учитель: Чтобы лучше узнать занятие восточных славян давайте обратимся к материалам учебника. (Дети работают с учебником)


Основным занятием восточных славян было земледелие.

Но большая часть заселенной ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому сначала необходимо было вырубить деревья. Оставшиеся пни выкорчевывали и, как и деревья, сжигали, удобряя золой почву. Землю обрабатывали 2-3 года, а когда она переставала давать хороший урожай, ее забрасывали и готовили новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой. Более благоприятные условия для ведения сельского хозяйства были в степной и лесостепной зонах Приднепровья. Здесь было много плодородных черноземных земель. Участки земли использовались в течение нескольких лет до полного истощения, затем переходили на новые участки. Истощенная земля примерно 20-30 лет не обрабатывалась до восстановления ее плодородия. Такая система земледелия называлась переложной.


а) первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель: (Задаю вопрос по слайду) Какое занятие изображено на картинке Слайд 7

Дети: Земледелие

Учитель: Ребята посмотрите на какие системы земледелия были у славян?

Дети отвечают

Учитель: Закрепление по слайду Слайд 8

Учитель: ребята, давайте выясним какие еще занятия были у восточных славян Слайд 9

Учитель: Посмотрите , что изображено на слайде. Слайд 10

Дети: орудия труда

Учитель кратко подытоживает

Помимо земледелия славяне занимались скотоводством: разводили коров, коз, овец, свиней. Занимались бортничеством, то есть добыванием меда диких пчел из естественных дупел ( борть – дупло, дуплистое дерево), рыболовством.

В славянских племенах развивались ремесла: выплавка железа, ювелирное и кузнечное дело.



3.Быт и нравы.

Учитель(раздает документы ):Сейчас я предлагаю ознакомиться с документами и ответить на вопросы. Можете использовать текст учебника.

Учитель организует работу учащихся с документами, текст которых раздается учащимся на парты для самостоятельного ознакомления. К текстам имеются вопросы. Приложение.

Выслушав ответы на вопросы , учитель дополняет знания детей.

Славяне были храбрыми воинами, трусость считалась позором.

Славяне отличались высоким ростом, могучим телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них были русые волосы, румяное лицо и серые глаза.

Здесь представлен славянский поселок, восстановленный по данным археологических раскопок. Этот макет отчетливо дает яркое представление о быте, верованиях восточных славян. Поселок мал – в нем могло быть от одного до пяти дворов. Славянское жилище – небольшая полуземлянка с деревянными стенами, с крышей, обмазанной глиной. Внутри – глиняная или каменная печь, которая топилась без дымохода , по-черному. Площадь жилища – 10=20 кв.м. Весь поселок обнесен и земляным валом, и частоколом. Поселок расположен на берегу реки.

Археологические находки позволяют выделить несколько типов славянских жилищ. Для лесостепных районов были характерны полуземлянки с бревенчатыми стенами, вдоль которых располагались лавки, вырезанные прямо из земли. Для северных лесных районов характерны наземные, из бревен жилища, убранство которых сходно с убранством крестьянской избы XIX в.

Учитель: Ребята, обратите внимание на Слайд 11

Учитель: Катя, прочитай пожалуйста, что такое нравы и что о нравах славян пишет Маврикий Стратег

Катя читает.

Слайд 12

Слайд 13

4.Верования.

Учитель: Ребята, как вы думаете какая религия была у восточных славян, во что они верили?

Дети отвечают

Учитель: Давайте узнаем поподробнее и прочитаем раздел № 4, стр 31

Учитель: Посмотрите на слайд Слайд 14 и скажите, боги чего изображены. Может кто то дополнит.

Восточные славяне были язычниками, т.е. поклонялись многим богам. Славяне, будучи земледельцами, обожествляли землю, солнце, реки. Они смотрели на природу как на живое существо и представляли ее в виде различных божеств. Наиболее почитаемыми были Сварог – бог Вселенной, Ярило – бог солнца, Перун – бог грома и молнии, Стрибог – повелитель ветра, Волос- покровитель скотоводства, Мокошь – божество плодородия.

Славяне верили в загробную жизнь и почитали своих предков, тени которых (домовой) будто бы оставались в доме и охраняли потомков от бед. Души умерших детей и утонувших женщин представлялись им в образе русалок. Признавалось существование разного рода нечистой силы. Так, в глубине каждого озера или реки, по представлениям славян, жил водяной, а в чаще темного леса обитал лесной дух – леший.

Демонстрация слайдов с духами древних славян. Слайд 15

домовой, леший, волколак, водяной.

Слайд 16 капище - деревянные сооружения, в центре которых располагались изображения божества (идола), перед которым жгли жертвенные костры.

идолы – деревянные или каменные статуи языческих богов.

праздники древних славян

5.Управление.

Учитель: (Слайд 1 7) Давайте еще раз обратимся к учебнику, что бы поподробнее узнать об управлении

Беседа по прочитанному материалу

Учитель: Что такое род?- объединение людей на основе кровного родства.

Кто стоял во главе рода?- старейшина.

Что такое вервь? –соседская община

Что означает слово вече?- народное собрание

Какие вопросы решало вече?- выбирали старейшину, о войне и мире

Что такое народное ополчение?- мужское население, собранное на защиту своего племени.

Учитель: Запишите в тетрадь термины со слайда.


6. Славяне и соседи

Учитель: (Слайд 18) Давайте пользуясь учебником и картой перечислим основных соседей славян в тетради.

Ответы на вопросы по слайду

7. Подведение итогов

Слайд 19, подведение итогов, оценки!


8. Рефлексия учебной деятельности

Поднимите, пожалуйста, руки кто:

1. Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

2. Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь. (4 балла)

3. Для полного понимания мне нужно повторить тему. (3 балла)

4. Я ничего не понял. (2 балла)

- Понравилось ли вам на уроке?

- Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

У вас на партах лежат смайлики с выражением разного настроения. Поднимите тот смайлик, который выражает ваше настроение после этого урока. Заберите его с собой, и пусть у вас всегда будет такое настроение.

Спасибо за работу! Молодцы!!!



9.домашнее задание

  • Прочитать пар. « 3 » , знать ответы на вопросы.

  • Изучить карту

  • Выучить понятия и термины








Прокопий Кесарийский о славянах и антах.

«Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врага со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый.»




Маврикий Стратег о славянах и антах.

«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково…

У них большое количество разнообразного скота и плода земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает смерть мужа своею смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов для вследствие случающихся с ними… опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.»



Вопросы и задания к документам:


  1. Какие выводы о жилище славян можно сделать на основе данных текстов?

  2. Какие сведения о внешнем облике славян дает нам источник?

  3. Что говорит Прокопий Кесарийский об одежде восточных славян?

  4. Какой вывод о занятиях славян можно сделать на основании данных источников?

Расселение восточных славян.

Названия славянских племен

Географические ориентиры

поселения

поляне


северяне


древляне


дреговичи


полочане


ильменские славяне


радимичи


вятичи








Расселение восточных славян.

Названия славянских племен

Географические ориентиры

поселения

поляне


северяне


древляне


дреговичи


полочане


ильменские славяне


радимичи


вятичи