Тема «Знаки препинания в конце предложения»
Цели :
Закрепить умение правильно оформлять предложение в письменной речи; употребление прописной буквы в начале предложения, точки, восклицательного, вопросительного знаков в конце предложения;
Задачи:
Формировать умение отличать предложение среди группы предложений; правильно оформлять предложение из данных слов в письменной речи; употреблять большую букву в начале предложения и знаки препинания (точка, вопросительный, восклицательный знаки) в конце предложения.
Развивать и корректировать навык каллиграфии, речь, память, мышление, внимание.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Основная часть
1.Сообщение темы занятия:
Из чего состоит наша речь?
Что называется предложением
Как пишется первое слово в предложении? Как пишутся слова между собой в предложении? Что ставим мы в конце предложения?
Как называется предложение, если в конце стоит точка, вопросительный знак, восклицательный знак?
Ребята, как вы думаете, над чем мы будем сегодня работать на занятии?
Тема нашего занятия «Знаки препинания в конце предложения».
2. Работа над определением предложений.
Прочитай записанные ряды слов, и выпишите только предложения. (Доска.)
Наступила зима.
На птица сидела ветке.
Подул холодный ветер.
На верхушке ели …….
Какие предложения вы выписали?
А 2 и 4, почему их нельзя назвать предложениями?
Какие это предложения?
Почему эти предложения повествовательные?
Начертите схемы этих предложений.
3. Деформированные предложения.
- Что записано на доске?
воробей, обедал, Где.
в, хорошо, лесу, Как, весной.
поют, В, птицы, саду.
- Составьте из слов каждой строчки предложения. Подумайте, какой знак нужно поставить в конце предложений. (Разбор каждой строчки и запись предложений под диктовку учащихся.)
- Прочитайте предложение, в котором о чём-то спокойно сообщается, т. е повествуется (В саду щебечут птицы).
- Какой знак поставили в конце предложения, если в нем о чём-либо сообщается
- Найдите предложение, которое надо произнести с чувством восхищения и радости. (Как хорошо весной в лесу!)
- Какой знак поставили в конце этого предложения.
- Прочитайте предложение, в котором содержится вопрос. (Где обедал воробей).
- Какой знак поставили в конце такого предложения
4.Работа над пунктуацией в предложении.
У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы
Кто? Кого? Откуда? Как?
Прибежал чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит
Ура! Долой! Привет! Домой!
( С. Маршак)
- О каких знаках препинания говорится в стихотворении?
Произнесите предложение « Прозвенел звонок.» с разной интонацией.
5. Работа с карточками.
А теперь поработаем с карточками, которые лежат у каждого из вас на парте.
Прочитайте предложение,
поставьте в конце предложения нужный знак препинания.
Что ты, ёж, такой колючий
Это я на всякий случай
Знаешь, кто мои соседи
Лисы, волки да медведи
Прочитайте только вопросительные предложения и запишите их в тетрадь.
Знаешь, кто мои соседи?
6. Физкультминутка.
Шуршат на дереве листы
Шуршат осенние кусты
Шуршит камыш
И дождь шуршит
А ты садись и не шурши,
И всё красиво напиши.
7. Игра с сигнальными карточками.
Я прочитаю вам предложения, а вы поднимите карточку с тем знаком, который, вы считаете нужно поставить в конце предложения.(карточки-знаки)
Итог занятия
1.Наша речь состоит из …..
2.Предложение состоит из ….
3.Предложение выражает …..
4.Слова в предложении связаны…..
5.Первое слово в предложении…...
6.В конце предложения ставится…