СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План конспект урока "Пейзаж настроение"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект урока "Пейзаж настроение". Разработка урока.

Просмотр содержимого документа
«План конспект урока "Пейзаж настроение"»


Тема: « Пейзаж - настроение »



Задачи:

обучающие

- познакомить учащихся с разнообразием пейзажных сюжетов;

- показать роль искусства в понимании красоты природы;

- учить определять средства выразительности для передачи настрое-

ния и чувств в искусстве;

- особенности построения композиции пейзажа;


развивающие

- развивать воображение, творческую фантазию;

- совершенствовать умение рисовать по памяти;


воспитывающие:

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

- воспитывать патриотические чувства.



Оборудование: репродукции картин А.А. Пластова, И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.К. Саврасова, рисунки учащихся.


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

Дисциплина. Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Беседа по теме урока.

У: Тема нашего урока: «пейзаж - настроение». Давайте вспомним – какие картины мы относим к жанру пейзажа? (Ответы детей)

У: А кто вспомнит стихотворение, которое дает полный ответ на вопрос?

Д: Если видишь на картине,

Нарисована река,

Живописные долины

И дремучие леса,

Белокурые березки

Или старый крепкй дуб,

Или вьюга, или ливень,

Или солнечный денёк.

Нарисованный быть может

Или север, или юг.

И любое время года

Мы в картине разглядим.

Не задумываясь, скажем:

Называется пейзажем!


У: Итак, пейзаж – это изображение природы.

Посмотрите на слайд и определите какие репродукции художников здесь лишние и почему?(дети отвечают)


У: Как самостоятельный жанр пейзажная живопись сложилась не сразу. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Лишь в 16-17в. пейзаж стал самостоятельным жанром изобразительного искусства. В то время особенно славились пейзажи голландских художников. Прекрасные пейзажи были созданы в 19в.

- Ребята, кто- нибудь может мне из вас назвать художников этого времени?

Д: Это художники, такие как Левитан, Шишкин!

У: Верно, это художники- А. К. Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, А.И. Куинджи – их картины природы содержательны и поэтичны. Художник- пейзажист передает в картине образ природы, ее красоту, свое отношение к ней, свое настроение: радостное и светлое, грустное и тревожное.

- А вы наблюдали за природой? Замечали ее красоту и настроение?


Д: Да. Природа бывает разная. Настроение ее меняется от времени года.

У: А как меняется? Что вы наблюдали?

Д: Когда дождь – то все вокруг темно, мрачно. Когда солнце - настроение радостное, веселое.

У: Молодцы! Правильно! А теперь давайте посмотрим как художники передавали настроение природы в своих пейзажах. (показывает ряд картин художников, и поясняет – название картины и автора). Остановимся на этой картине.

Перед вами представлен пейзаж И.И.Левитана «Март». Посмотрите какая радостная, светлая по колориту эта картина. Картина полна солнечного света, хотя само солнце на картине не изображено; греет ласковое весеннее солнышко; все сверкает на солнце. Начало весны худ-к раскрыл солнечными красками.

- Какие основные цвета в картине?

Д : Желтый, голубой и зеленый с добавлением белого. Преобладает именно желтый, потому что Левитан так передает солнечный свет.

Вся картина вызывает радостное настроение. Худ-к удивительно точно передал спокойное настроение природы. Медленно оседает снег, разъезженная санями дорога. По- весеннему сияет небо, а на снегу лежат яркие синие тени. Деревья стоят еще оголенные, но чувствуется, что в них есть жизнь!

У: Среди картин Левитана преобладают те, на которых природа запечатлена в переходные моменты: не летом и зимой, а осенью и весной. И это не случайно, поскольку эти времена года богаче сменой и оттенками настроений. А картины Левитана обычно и называют пейзажами настроения.

У: А что вы видете на этом пейзаже ?

Д: Стволы берез, освещенные солнечными лучами.

У: Да. Это картина Архипа Ивановича Куинджи «Березовая роща». Она привлекает какой-то жизнерадостностью, удивительной поэтичностью в передаче залитого солнцем сочно- зеленого ковра росистой травы, сверкающих своей белизной стволов берез. Худ-к заставляет любоваться тем, как трепещет в напоенном свежем воздухе каждый листок, каждая травинка с блестящими капельками росы.

- Какое настроение в картине?

Д: веселое , радостное.


У: Молодцы! Правильно. Давайте рассмотрим еще одну картину А.И.Куинджи «Ночь на Днепре»

- Что изображено на пейзаже?

Д: на пейзаже изображена луна, река.

У: Да. Во мраке и тишине полная луна, сквозь набежавшее облако, зажгла Днепр призрачным зеленоватым светом. Река струится, мерцает, светится, уходя в темноту. Ближе на крутом берегу мельница; за мельницей чуть теплится огонек костра. А реку – внизу, под горой, и от этого ширь кажется еще необъятнее.

- Какое настроение в этом пейзаже?

Д: Картина грустная, тревожная.

У: Да. Этот пейзаж грустный, тревожный, но таинственный. У худ-ка все кругом светится в таинственном блеске луны.


У: Дети также очень любят рисовать пейзажи. Вот посмотрите, как у них это получается. ( Показываю детские рисунки)


  1. Практическая работа.

А теперь давайте вы создадите свой пейзаж. Но прежде чем начать вы мне ответите на вопрос:

- Как правильно компоновать пейзаж?

(Провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше).

- Теперь закройте глаза и представьте пейзаж, на котором будет передано любимое время года и настроение.


  1. Закрепление полученных знаний.

Задаю учащимся вопросы:

  1. Что такое «пейзаж» ?

  2. Как называют художников, рисующих природу?

  3. Как правильно строить композицию пейзажа?

  4. Назовите известных вам художников-пейзажистов.


  1. Итог урока.

Демонстрирую наиболее удачные композиции. Выставляю оценки за работу.