Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Колледж декоративно-прикладного искусства
имени Карла Фаберже»
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА
По декоративно-прикладному искусству
Тема: «Декорирование и роспись брошек на тему: «Краски осени».
Выполнила:
Преподаватель спец. дисциплин
Моисеева Евгения Петровна
Москва 2017
Содержание:
1. Введение………………………………………………………………………..3
2. Конспекты уроков............................................................................................4
2.1. Конспект урока 1………………………………………………………….8
2.2. Конспект урока 2........................................................................................11
2.3. Конспект урока 3………………………………………………………....14
3. Заключение…………………………………………………………………...16
4. Список литературы………………………………………………………....20
Введение
Открытый урок - это форма организации методической работы, это повод для создания атмосферы творчества и вдохновения, это повод собрать активную команду для воплощения интересных и безграничных творческих возможностей, увидеть результативность различных подходов к обучению. Открытый урок – это не только объединение детского или подросткового коллектива и преподавателя, но и получения удовольствия от итогов совместной работы. Даже, если ожидания не совпадут с результатами, на это можно смотреть конструктивно. Это полезно в любом случае - будет над чем поработать.
Открытый урок отражает положительный опыт обучающихся и преподавателя в организации, изложении и итогах усвоении выбранного материала. Особое внимание при этом уделяется форме организации учебно-творческой деятельности учащихся, степень готовности их к восприятию усвоить новые формы и методы предлагаемого материала. В любом случае, именно уровень взаимопонимания педагога и обучающегося на занятиях показывает необходимость и актуальность современных методик, применяемых педагогом.
Открытый урок – это форма повышения квалификации, как для новичков, так и для профессионалов повод возможного пересмотра своей тактики преподавания. Особенность открытого урока: преподаватель как бы расширяет творческие горизонты обучающихся и ОТКРЫВАЕТ какие-то методические моменты для обсуждения с коллегами.
Конспекты уроков
2.1. Конспект урока 1
План-конспект урока по теме
Разработка композиции на тему «Краски осени»
(Урок по декоративно-прикладному искусству на 4 курсе в колледже декоративно-прикладного искусства)
Данная тема рассчитана на 3 урока по 45 минут.
Вид урока: вводный.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока – познакомиться с технологиями декорирования изделий декоративно-прикладного искусства. Составить эскиз будущего украшения на заданную тему в карандаше.
Задачи урока:
1. Обучающие:
- изучить основные законы композиции, ее элементы их возможные варианты для выполнения композиции на украшениях;
- отработать простейшие элементы, варианты и формы композиции на листе;
- учить применять теоретические знания на практике при выполнении композиции;
- закрепить знания, полученные на уроке, в ходе совместной работы с педагогом.
2. Развивающие:
- содействовать развитию художественного вкуса,
- содействовать развитию чувства уравновешенности композиции и умения правильно передавать пропорции;
- развитие наблюдательности;
- активизация творческого мышления.
3. Воспитывающие:
- воспитание внимания;
- воспитание усидчивости, аккуратности;
- воспитание взаимопомощи и в ходе выполнения работы;
- воспитание самостоятельности и ответственности.
Оборудование и материалы к уроку для педагога:
Наглядные пособия (плакаты): образцы и фотографии работ, примеры в материале готовых изделий и их отдельных частей, презентации по теме с примерами и вариантами готовых композиций и будущих изделий.
Материалы для учащихся:
Карандаш, ластик, лист А4, баночка с водой, ветошь, темпера ПВА, поталь, алюминиевый порошок, акрил золотой, серебряный, бронзовый, перламутровый различных цветов.
План урока
1. Приветствие, объявление темы урока, знакомство (2 минуты)
2. Проведение 1 опроса по теме «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (5 минут).
3. Беседа о декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах (с использованием иллюстративного материала) (5 минут).
4. Беседа о материале "поталь", возможных элементах будущего изделия или сувенира (4 минуты).
5. Рекомендации по выполнению композиции (1 минута).
6. Совместная практическая работа учащихся и педагога - выполнение композиции на листе карандашом (23 минуты).
7. Подведение итогов урока (5 минут).
Ход урока
1. Приветствие
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Евгения Петровна. Тема нашего урока: «Разработка композиции броши на тему: «Краски осени» в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов ».
2. Беседа о декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах.
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы - богатейший опыт наших предков, позволяющий познавать и создавать свои шедевры и произведения.
К традиционным материалам для декорирования украшений добавляются и современные. К основе добавляются новшества, которые придают ей новую жизнь и развитие. Одним из самых распространенных и часто используемых материалов для декорирования украшений, в особенности из папье-маше, является поталь, золотой и серебряный порошок, сусальное золото.
К этому материалу добавляются и современные: полимерная глина, самозатвердевающий акрил, в том числе и перламутровый. Такой акрил создает материал для декорирования, напоминающий настоящий перламутр, который также часто применяется для отделки объектов декоративно-прикладного искусства, мебели, предметов интерьера.
Но сегодня мы остановимся на материале для декорирования под названием «поталь».
4. Беседа о материале "поталь", возможных элементах композиции на наших брошках (4 минуты).
Поталь - это латунная фольга (имитация сусального золота) или алюминиевая фольга (имитация сусального серебра). Высокотехнологичный продукт, выбиваемый из сплава меди и цинка или алюминия, и не содержащий драгоценных металлов. В обращении и по внешнему виду поталь напоминает сусальное золото или сусальное серебро.
На наших занятиях мы познакомимся с этим удивительным материалом, попробуем накладывать поталь самостоятельно. Начнем мы с самых простых форм: брошь. Все, что нужно для этого, есть у вас на столах. Вы можете познакомиться и внимательно изучить каждый инструмент и материал. Но прежде, чем приступить к выполнению изделия в материале, нужно сначала нарисовать эскиз на формате А4.
5. Рекомендации по выполнению композиции
Ребята, когда вы будете составлять композицию , вы можете использовать весь размер листа для изображения всего изделия в целом. Можете нарисовать несколько вариантов композиций или элементов в разных частях листа.
Для помощи вам пригодятся изображения на доске и иллюстративный материал (ребята берут со стола в качестве примера иллюстративный материал, на котором изображено изделие или его элемент).
6. Выполнение композиции на листе.
На столах у ребят лежит лист бумаги А4, (совместно с педагогом), берем карандаш и начинаем рисовать. После уточнение формы и деталей броши , учащийся выполняет эскиз в графике и цвете любым материалом по желанию (цветные карандаши, акварель, гуашь, темпера).
Во время выполнения работы педагог, при необходимости, корректирует работу учащихся.
7. Подведение итогов урока.
Время занятия заканчивается, всем спасибо, молодцы, в следующий раз продолжаем работу! Сложите иллюстративный материал, уберите свое рабочее место и задвиньте стулья.
2.2 Конспект урока 2
План-конспект урока по теме
«Наложение потали с помощью клея на брошь.»
(Урок по декоративно-прикладному искусству на 4 курсе в колледже декоративно-прикладного искусства)
Вид урока: практический (выполнение изделия из традиционного для декоративно-прикладного искусства материала).
Тип урока: комбинированный.
Цель урока – начало работы с поталью.
Задачи урока:
1. Обучающие:
- повторить теоретические знания композиции;
- учить применять теоретические знания на практике при выполнении композиции;
- закрепить знания, полученные на уроке, в ходе совместной работы с учителем.
2. Развивающие:
- содействовать развитию художественного вкуса,
- содействовать развитию чувства уравновешенности композиции и умения правильно передавать пропорции;
- развитие наблюдательности;
- активизация творческого мышления.
3. Воспитывающие:
- воспитание внимания;
- воспитание усидчивости, аккуратности;
- воспитание взаимопомощи и взаимовыручки в ходе выполнения работы;
- воспитание самостоятельности и ответственности.
Оборудование и материалы к уроку для учителя:
Наглядные пособия (плакаты): образцы и фотографии работ, примеры в материале готовых изделий и их отдельных частей.
Материалы для учащихся:
Клей для потали, поталь,кисть,брошь
План урока
1. Приветствие (2 минуты)
2. Беседа о работе с поталью (5 минут)
3.Совместная практическая работа учащихся и педагога - начало наложения потали (35 минут).
4. Подведение итогов урока (3 минут).
Ход урока
1. Приветствие
Здравствуйте, ребята.
Сегодня мы продолжаем нашу работу и тема нашего урока: «Наложение потали с помощью клея на брошь.»
2. Беседа о работе с поталью
На прошлом занятии мы с вами закончили выполнять эскизы наших будущих изделий и сегодня приступим к самому интересному – наложению потали с помощью клея.
3. Совместная практическая работа учащихся и педагога - начало выполнения работы. (40 минут).
Во время выполнения работы педагог, при необходимости, корректирует работу учащихся.
4. Подведение итогов урока.
Время занятия заканчивается, всем спасибо, молодцы, в следующий раз заканчиваем работу! Уберите свое рабочее место, протрите стол.
2.3. Конспект урока 3
План-конспект урока по теме
«Роспись броши по потали»
(Урок по декоративно-прикладному искусству на 4 курсе в колледже декоративно-прикладного искусства)
Вид урока: практический (выполнение росписи изделий или сувениров из традиционного материала декоративно-прикладного искусства).
Тип урока: комбинированный.
Цель урока – приступить к выполнению росписи изделий или сувениров в материале.
Задачи урока:
1. Обучающие:
- повторить теоретические знания композиции и цветоведения;
- уметь применять знания на практике, а также уметь применить к работе на объемной форме ранее сделанные эскизы на бумаге;
- закрепить знания, полученные на уроке, в ходе совместной работы с учителем.
2. Развивающие:
- содействовать развитию художественного вкуса,
- содействовать развитию чувства уравновешенности композиции и умения правильно передавать пропорции;
- развитие наблюдательности;
- активизация творческого мышления.
3. Воспитывающие:
- воспитание внимания;
- воспитание усидчивости, аккуратности;
- воспитание взаимопомощи и взаимовыручки в ходе выполнения работы;
- воспитание самостоятельности и ответственности.
Оборудование и материалы к уроку для учителя:
Наглядные пособия (плакаты): образцы и фотографии работ, примеры в материале готовых изделий и их отдельных частей.
Материалы для учащихся:
Кисточки, краски темпера ПВА, золотая и серебряная гуашь, баночка с водой, ветошь, губка, поталь, клей для потали.
План урока
1. Приветствие (1 минута)
2. Подведение итогов урока (1 минута)
3. Рекомендации по выполнению росписи изделий (5 минут).
4.Совместная практическая работа учащихся и педагога - начало выполнения росписи деталей из глины (30 минут).
5. Подведение итогов урока (3 минут).
Ход урока
1. Приветствие
Здравствуйте, ребята.
Сегодня мы продолжаем нашу работу с нашими декорированными поталью брошами и тема урока: «Роспись броши по потали.»
2.Рекомендации по выполнению росписи изделий:
Ну что же, давайте творить! На столах у вас лежат все необходимые материалы. Начинаем работу красками на броши по разработанной ранее композиции.
3. Совместная практическая работа учащихся и педагога - начало выполнения росписи броши.
Перед выполнением росписи, педагог консультирует каждого обучающегося, индивидуально по его работе. В процессе росписи работы, при необходимости, корректирует работу учащихся.
4. Подведение итогов урока.
Время занятия заканчивается, всем спасибо, молодцы, в следующий раз заканчиваем работу! Уберите свое рабочее место, протрите стол, вымойте инструменты и аккуратно сложите материалы.
Заключение
Открытый урок на тему: «Декорирование и роспись брошек на тему: «Краски осени» проходил 7.12.16,8.12.16,14.12.16. года в ГБПОУ «Колледже декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже». Была изучена технология, направление деятельности, задачи колледжа приобретены навыки и умения работы с учебным материалом, с детьми, на уроках были применены такие приемы обучения, которые способствуют поддержанию интереса учащихся к творчеству.
В ходе практики было проведено три занятия (1 занятие - 45 минут) по декоративно-прикладному искусству на тему Разработка композиции в графике «Краски осени». На занятии был проведен опрос обучающихся на повторение ранее пройденного материала по теме урока, а далее следовало объяснение темы и задач урока. Был подготовлен ряд наглядных пособий: иллюстративный материал с готовыми украшениями, элементами, и подборка самих элементов и украшений в материале. По завершению работы был проведен повторный опрос учащихся на знания нового материала. Опрос показал, что после объяснения материала, обучающиеся отвечали уверенно на поставленные вопросы.
В результате получили ряд хороших работ учащихся.
Список литературы
Основная
№ п/п | Наименование | Авторы | Издательство и год издания |
1 | Русская лаковая миниатюра. | Альбедиль М.Ф. | Санкт-Петербург. Яркий город. 2007г. |
2 | Russian Lacquer Miniatures. | Альбедиль М.Ф. | Санкт-Петербург. Яркий город. 2007 |
3 | Русские народные сказки в отражении лаковых миниатюр. | Бабаркина Н.Д. | Санкт-Петербург. Яркий город. 2009г. |
4 | «Основы изобразительного искусства и художественного проектирования». Учебник. | Беляева С.В. | Москва. Академия. 2006г. |
5 | «Русская роспись. Техника, приемы, изделия. Энциклопедия» | Величко Н. | ООО Аст-Пресс Книга. Москва. 2009г. |
6 | New Visions Russian Lacquer Miniatures. | Вуд Д. | Moscow. Trefoil press. 2006г. |
7 | Декоративная росись по дереву. Золотая Хохлома. | Емельянова Т.И. | Москва. Интербук-бизнес. 2001г. |
8 | Каталог Лаковая миниатюра Холуй. | Каморин А.А. | Москва. Интербук-бизнес. 2001г. |
9 | Композиция в русском народном искусстве (на материалах изделий из дерева). Учебное пособие. | Кошаев В.Б. | Гуманитарный издательский цент Владос. Москва. 2006г. |
10 | Рисунок и основы композиции. Учебное пособие. | Кулебякин Г.И. | Москва. Просвещение. 1988г. |
11 | «Русская лаковая миниатюра» Каталог. | Некрасова М. А. | Москва. Согласие. 1994г. |
12 | Каталог Лаковая миниатюра Палех. | Пирогова Л.Л. | Москва. Интербук-бизнес. 2001г. |
13 | Русская лаковая живопись 21 век. | Пирогова Л.Л. | Москва. Интербук-бизнес. 2006г. |
14 | Художник росписи по дереву: учебное пособие для учащихся НПО. | Полежаев Ю.О. | М.: Издательский центр «Академия», 2008г. |
15 | Учебное пособие. | Светлова Л.П. | ООО издательство ГНОМ и Д. Москва. 2001г. |
16 | Каталог Лаковая миниатюра Мстера. | Соловьева Л.Н. | Москва. Интербук-бизнес. 2001г. |
17 | Народные художественные промыслы РСФСР. Учебное пособие. | Смолицкий В. Г. | Москва. Высшая школа. 1982г. |
18 | Городецкая роспись. «Культура и традиции». | Супрун Л.Я. | Тверь. 2006г. |
19 | Художественная роспись по дереву. Городец. | Толстухина Н.В. | Москва. Интербук-бизнес. 2008г. |
20 | «Основы композиции» Учебное пособие. | Шорохов Е.В. | Москва. Просвещение. 1979г. |
21 | Королева Н.С. народные художественные промыслы. Учебник. | Уткин П. И. | Москва. Высшая школа. 1992г. |
Дополнительная
№ п/п | Наименование | Авторы | Издательство и год издания |
22 | Изделия народных художественных промыслов и сувениры: Учебное пособие. | Бардина Р.А. | Москва, Высшая школа, 2007 г. – с |
23 | История орнамента: Учебное пособие. | Буткевич Л.М. | М.: Гуманитарный издательский цент «Владос», 2007 г. |
24 | Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов: Учебное пособие. | Соколова М.С. | М: «Гуманитарный издательский центр Владос», 2008 г |
Интернет-ресурсы
№ п/п | Наименование Web-страницы |
25 | Изделия народных художественных промыслов и сувениры: Учебное пособие. |
26 | История орнамента: Учебное пособие. |
27 | Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов: Учебное пособие. |
28 | Изделия народных художественных промыслов и сувениры: Учебное пособие. |
29 | История орнамента: Учебное пособие. |
30 | Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов: Учебное пособие. |
18