«Веселые пальчики»
«Веселые пальчики» направлен на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Кружок рассчитан на детей младшего дошкольного возраста. В процессе реализации программы «Весёлые пальчики» у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.
Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
-Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
-Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
-Внимания и усидчивости;
-Мышления;
-Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Кроме того,
совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Цель:
Развитие мелкой моторики рук и развитие творчества детей в процессе деятельности с различными материалами.
Задачи:
Образовательные:
Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений искусства, окружающих предметов.
Формировать умение оценивать созданные изображения.
Воспитательные:
Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
Воспитывать усидчивость, терпение;
Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
Воспитывать нравственные качества (терпимость, доброжелательное отношение к окружающим)
Воспитывать умение организовать свое рабочее место и убрать его.
Развивающие:
Развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, умение работать с мелкими деталями.
Развивать связную речь
Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обратить внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
Развивать творческие способности детей.
Расписание образовательной деятельности и режим работы кружка.
Для успешного усвоения программы, занятия проводятся в группе. Занятия проводятся один раз в месяц с сентября по май во второй половине дня. Продолжительность занятия 15 минут.
Методы, используемые в работе:
Словесные (рассказы, объяснения, беседы)
Наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)
Практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование)
Игровые (различные дидактические игры)
В ходе образовательной деятельности реализуются принципы учета возрастных и индивидуальных особенностей, желаний и интересов детей. Так как дети 3 лет имеют недостаточно развитую мускулатуру рук и только начинают знакомиться с изобразительной деятельностью, то на занятиях лучше начинать знакомить их с простейшими способами рисования и уделять большое внимание дидактическим играм.
Предполагаемый результат:
1. Дети освоят правила безопасности во время работы.
2. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
3. Освоят техники рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации, лепки.
4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
Перспективный тематический план
Тема занятия | Образовательные задачи | Материал |
Вводное занятие | Беседа, ознакомление детей с особенностями рисования Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. | |
«Осень наступила…» (рисование) | Учить рисовать в технике «пальчиковая живопись». Закреплять умение работать с пальчиковыми красками, салфеткой. Развивать моторику рук, речь, в работе аккуратность, знания о цвете. | Пальчиковые краски, салфетки, бумага, лист с изображением осеннего дерева |
Колобок | Учить рисовать предмет круглых форм Закреплять умение работать в технике «пальчиковая живопись», салфеткой, Развивать речь, знания о цвете, аккуратность, умение ориентироваться на альбомном листе, моторику рук. Воспитывать положительные эмоции от работы. | Пальчиковые краски, салфетки, бумага, лист с изображением колобка |
«Мячик» | Учить рисовать предмет круглых форм Закреплять умение работать в технике «пальчиковая живопись», салфеткой, Развивать речь, знания о цвете, аккуратность, умение ориентироваться на альбомном листе, моторику рук. Воспитывать положительные эмоции от работы. | Пальчиковые краски, салфетки, бумага, лист с изображением разноцветных мячей |
«Праздничная ёлочка» | Украшение ёлочки, новогодними игрушками – кружками разного цвета и формы, звездочкой; закрепление техники нетрадиционного рисования | Пальчиковые краски, салфетки, бумага, лист с изображением елки, новогодних игрушек |
«Солнышко, солнышко, раскидай колечки!» (рисование) | Учить рисовать в технике «пальчиковая живопись». Закреплять умение работать с пальчиковыми красками, салфеткой. Развивать моторику рук, речь, в работе аккуратность, знания о цвете. | Пальчиковые краски, салфетки, бумага, лист с изображением весны, солнца, бабочек |
«Носит одуванчик жёлтый сарафанчик…» | Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Лист бумаги с изображением одуванчика, пальчиковые краски, салфетки |
«Пора в космос» | Учить рисовать в технике «пальчиковая живопись». Закреплять умение работать с пальчиковыми красками, салфеткой. Развивать моторику рук, речь, в работе аккуратность, знания о цвете. | Лист бумаги с изображением ракеты, пальчиковые краски, салфетки |
Вывод:
Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей.
Список использованной литературы:
1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки"
2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"
3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.
4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"
5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".
6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
7.Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
8.Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
9.Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
10.Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.