Тема: Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе
с детьми дошкольного возраста в условиях
реализации ФГОС ДО
Дата начала работы над темой: сентябрь 2018
Предполагаемая дата окончания работы: май 2018
Цель: Создание современной образовательной среды для всестороннего развития личности ребенка в различных видах деятельности через применение технологии ЛЕГО—конструирования.
Задачи
Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
Развивать операции логического мышления.
Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу
Развивать мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.
Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей
Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Пояснительная записка
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование ЛЕГО-технологий. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты становления личности ребенка.
Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может научиться делать это самостоятельно, да еще и не с каждой игрушкой. Подчеркивая социальную значимость игрушек, и сравнивая их с мини-предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представления об окружающем, и отмечали, что эти готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому.
Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, творческих задатков. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления.
Актуальность выбранной темы по самообразованию обусловлена тем, что конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.
В силу своей универсальности ЛЕГО-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Основой образовательной деятельности с использование ЛЕГО-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. ЛЕГО позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
Дата | Методическая работа по теме самообразования | Формы работы | Практические результаты |
С детьми | С педагогами | С родителями |
сентябрь | изучение возможностей внедрения технологии ЛЕГО - конструирования в образовательный процесс ДОУ; | | диагностика детей с последующим анализом | | | Систематизация и обобщение результатов диагностики |
октябрь | анализ имеющихся условий; изучение методических разработок по ЛЕГО-конструированию; | | | анализ педагогической компетентности родителей, выявление социального запроса семей воспитанников | Перспективный план по теме проекта на текущий год |
ноябрь | Л.Г.Комарова «Строим из ЛЕГО» Линка – Пресс Москва 2001г. | Разработать картотеку схем и образцов из конструктора Лего | Консультация для воспитателей «Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста» | памятка для родителей «Что такое LEGO-конструирование?» | Картотека схем и образцов из ЛЕГО-конструктора |
декабрь | Подбор необходимого оборудования, материалов. | Моделирование фигур людей. Цель: Закрепление навыков моделирования человеческой фигуры. Развитие конструктивного воображения детей. | | Родительское собрание «С ЛЕГО легче все уметь, с ЛЕГО легче поумнеть» | Оформление фотовыставки «Мой перворобот» |
январь | Е.В. Фешина «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г. | Постройка общей ограды, башен, лестниц. Цель: Закрепление навыков построения ограды, башен, лестниц. Ознакомление с конструктивными особенностями башен. Введение понятий устойчивости башен. | | Подготовка к участию в муниципальном конкурсе ИКАРёНОК | Участие в конкурсе ИКАРёНОК |
февраль | Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Просвещение, 1990. Курсы повышения квалификации | Создание модели любимого животного. Цель: Закрепления умения передавать характерные особенности животного средствами конструктора. Развитие фантазии и диалоговой речи детей. | Открытое мероприятие: НОД «Веселый зоопарк» | Папка передвижка «Лего играть помогает и ум развивает» | Макет «Веселый зоопарк» |
март | «LEGO конструирование в детском саду» Феншина Е. В. пособие для педагогов – Москва, Сфера, 2011 г | Моделирование фантастического животного. Цель: Создание привлекательной игровой ситуации, способствующей возникновению у детей собственных конструктивных замыслов. Обучение оформлению своего замысла путем предварительного рассказа. Развитие умения отбирать детали конструктора, для передачи характерных особенностей задуманного животного. | | Памятка для родителей «Как правильно выбрать конструктор Лего, учитывая возрастные особенности ребёнка». | Оформление сборника консультаций по ЛЕГО-конструированию |
апрель | «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO» Лусс Т. В. - Москва, Владос, 2003 г. | Моделирование ракеты по образцу. Цель: Развитие навыков анализа объектов и передачи его формы средствами конструктора. Закрепление умения следовать инструкциям педагога. Воспитывать желание строить и обыгрывать ракету. | | Выставка детско-родительского творчества из ЛЕГО-конструктора «День космонавтики» для воспитанников детского сада | Модели поделок из конструктора Лего |
май | Интернет ресурсы | Конструирование по замыслу на тему летнего отдыха. Цель: Развитие фантазии и конструктивного воображения. Продолжать обучать планированию работы с помощью рассказа о задуманном. Развитие умения отбирать необходимые детали конструктора для передачи характерных особенностей объекта. | Обобщение опыта по данной теме через презентацию Презентация: «Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» | Фестиваль по ЛЕГО-конструированию «Наше село в будущем» | Публикация собственного опыта педагогической деятельности на сайте учреждения. |
Диагностика конструктивно - игровой деятельности ребенка с ЛЕГО.
1. Эмоциональное состояние ребенка перед работой.
А) испытывает радость – 3 балла,
Б) не проявляет эмоции – 2 балла,
В) проявляет негативные эмоции – 1 балл.
2. Включение в конструктивно - игровую деятельность.
А) активно приступает к деятельности – 3 балла,
Б) требуется эмоциональная поддержка к началу действия со стороны педагога – 2 балла,
В) требуется дополнительная мотивация со стороны педагога – 1 балл.
3. Наличие технических навыков
А) четкие, самостоятельные действия с деталями - 3 балла,
Б) требуется незначительная помощь педагога – 2,
В) требуется помощь педагога – 1.
4. Особенности выполнения работы.
А) Сосредоточенность на выполнении задания - 3 балла,
Б) Отвлечения редкие, самостоятельно возвращается к постройке – 2,
В) требуется дополнительная мотивация со стороны педагога – 1 балл.
5. Достижение результата.
А) самостоятельное изготовление постройки - 3 балла,
Б) испытывал трудности – 2,
В) требовалась дополнительная помощь педагога – 1 балл.
6. Поведение в конце работы с конструктором.
А) смог организовать коллективную игру с постройкой - 3 балла,
Б) организовал самостоятельную игру – 2,
В) играть постройкой не стал – 1 балл.
Схемы