Индивидуальный план профессионального развития
на 2024-2028 учебные годы
учителя русского языка и литературы МБОУ «Тубылгытауская ООШ
Новошешминского муниципального района Республики Татарстан»
Гибадуллиной Гульгены Шамиловны
Образование: высшее, Елабужский государственный педагогический университет, 2006 г.
Предмет: русский язык, литература
Педагогический стаж: 18 лет (с 2006 года)
Общий стаж трудовой деятельности: 18 лет (с 2006 года)
Категория: первая
Тема самообразования: «Организация проектной деятельности. Особенности проекта как метода оценивания учащихся»
Технология, по которой работает учитель: технология развития критического мышления через чтение и письмо, метод проектов, ИКТ.
Внеклассная работа: планирование, подготовка и проведение внеклассных общешкольных мероприятий, олимпиад, участие в конкурсах, проведение литературных вечеров, предметных недель, взаимодействие с социальными партнерами общеобразовательного учреждения.
Общественно-педагогическая деятельность: руководитель МО учителей гуманитарного цикла, член аттестационной комиссии школы.
Творческие замыслы: участие в районном МО, в профессиональных конкурсах, в работе сетевых педагогических сообществ на муниципальном и всероссийском уровнях, создание собственного образовательного сайта.
Тема самообразования:
Единая методическая проблема методического объединения учителей русского языка и литературы:
«Формирование ключевых компетенций учащихся через развитие мотивационной сферы участников образовательного процесса с целью повышения качества образования»
Индивидуальная методическая проблема:
«Организация проектной деятельности. Особенности проекта как метода оценивания учащихся»
Цель профессионального самообразования: способствовать формированию УУД через формирование у обучающихся комплекса компетенций, необходимых для осуществления развития каждого ученика в соответствии с его потенциальными способностями, обеспечение качества обучения.
Задачи профессионального самообразования:
- воспитывать патриотические чувства, нравственные и духовные качества личности, приобщать к национальной культуре и традициям;
- использовать технологию системно-деятельностного подхода к обучению с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
- внедрять интерактивные и дистанционные формы организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся;
- повышать качество проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
- разрабатывать учебные, научно – методические и дидактические материалы
- создание индивидуальных маршрутов для одарённых детей;
- создать образовательную среду на уроке, которая мотивирует учащихся на познавательный поиск, постановку учебных целей и овладение; универсальными учебными действиями в процессе изучения русского языка и литературы;
- достичь положительной динамики качества сдачи ОГЭ по предмету;
- достичь высокого качества обучения по предметам русский язык и литература.
Перечень вопросов по самообразованию:
- разработка программно–методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, создание банка данных разработанных дистанционных ресурсов в рамках подготовки к ОГЭ ;
- проектная и исследовательская деятельность;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
- продолжение изучения педагогического опыты других преподавателей;
- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Предполагаемый результат профессионального самообразования:
- разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС ОО;
- формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение,
сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
- повышение качества преподаваемых предметов;
- достижение положительной динамики ОГЭ;
- участие в педсоветах, семинарах, вебинарах, в работе школьного и районного МО учителей русского языка и литературы;
- создание собственного образовательного сайта;
- умение оказать практическую помощь коллегам.
Принципы профессионального самообразования: непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность.
Источники самообразования: специализированная литература (методическая, научно-
популярная, публицистическая, художественная), курсы повышения квалификации, научно- практические конференции различного уровня, семинары, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, Интернет.
Форма отчёта о проделанной работе: выступление на заседаниях МО и педсовете, участие в конкурсах, публикации
Работа по теме самообразования
Содержание деятельности | Сроки | Форма представ-ле ния | Где, когда и кем заслушивается |
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме самообразования. Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Совершенствование проектной и исследовательской де ятельности учащихся. Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса. Обобщение собственного опыта преподавательской дея тельности. Завершить работу по данной теме в 2028 учебном году. | 2024- 2028 г.г. | Разработки занятий, методиче-ск ого материала | Заседание МО учителей русского языка и литературы |
Изучение литературы, связанной с темой самообразования.
№ п/п | Вопросы | Литература, нормативные правовые документы | Задачи использования литературных источников | Сроки | Форма отчётности |
1. | Изучение основопо-л агающего документа | Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования | Изучение совокупности требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего образования | 2024- 2025 г.г. | Круглый стол в рамках заседания МО учителей. |
2. | Изучение основопо- л агающего документа | Федеральный закон «Об образовании в РФ» | Знакомство с основополагаю-щи м документом | 2024- 2025 г.г. | Круглый стол в рамках заседания МО учителей |
3. | Требования к результатам освоения ОП | Основная образовательная программа образовательного учреждения | Изучение совокупности требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего образования | 2024- 2028 г.г. | Круглый стол в рамках заседания МО учителей |
4. | Изучение литературы по теме самообра-зо вания | Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, №10, 2011 г. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /под ред. Е.С. Полат - М.: 2014 г. Развитие исследовательской деятельности студентов. Методический сборник.— М.: Народное образование, 2013 г. — 272 с. 4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования// Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М., 2015 г. Болотнова Н.С. Текстовая деятельность на уроках русской словесности: методики лингвистического анализа художественного текста: Методическое пособие. Томск, 2016 г. | Изучение современных методик преподавания русского языка и литературы | 2024- 2025 г.г | Выступление на заседании МО |
Разработка методических материалов, обеспечивающих реализацию учебно- воспитательного процесса
№ | Задачи или содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов | Где и кем заслушивается отчет о выполнении работы |
1. | Корректировка и уточнение рабочих программ по учебным дисциплинам «Русский язык» и «Литература» | Ежегодно | Календарно-тематические планы в соответствии с содержанием рабочих программ по предметам | МО учителей гуманитарного цикла, педагогический совет, приказ директора школы |
2. | Составление комплексных проверочных работ | Ежегодно | Методические рекомендации по содержанию и проведению комплексных проверочных работ | Заседание МО учителей рус. яз и лит. |
3. | Создание методических разработок уроков с применением новых технологий в соответствии с требованием ФГОС | Ежегодно | Технологические карты. Методические разработки уроков | Самоанализ и анализ открытых уроков на заседаниях МО гуманитарного цикла |
4. | Проведение открытых внеклассных мероприятий | Ежегодно | Методические разработки внеклассных мероприятий | Конспекты проведённых мероприятий и самоанализ на заседаниях МО |
5. | Формирование учебно- методического сопровождения по дисциплинам | Ежегодно | Материалы, методические разработки, конспекты занятий по предмету | Заседание МО учителей рус. яз и лит. |
6. | Разработка программы работы с одарёнными детьми, подготовка к олимпиадам, научно- практическим конференциям, творческим конкурсам | 2024- 2028 г.г. | Методические разработки, участие в олимпиадах, конкурсах, внедрение новых интерактивных технологий и проектной деятельности на занятиях по русскому языку и литературе | Заседание МО учителей рус. яз и лит. |
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
№ п/п | Тема, задачи | Сроки | Форма представления опыта | Где и кем заслушивается отчёт о выполнении работы |
1. | Выступление на заседании МО учителей на тему «Использования новых информационных технологий в условиях перехода школы на ФГОС ООО на уроках русского языка и литературы» | 2024- 2028 г.г. | Доклад, презентация | МО учителей , педсовет |
2. | Участие в профессиональных конкурсах (в т.ч. дистанционных) разного уровня | 2024- 2028 г.г. | Участие | Предоставление материала для комиссии по стимулирующим выплатам |
3. | Поддержание регулярно обновляемого портфолио на сайте школы, создание собственного сайта | Ежегодно | Создание методической копилки преподавателя русского языка и литературы | МО учителей |
4. | Участие в работе педсоветов, семинаров | Ехегодно | Выступления | Педсовет, МО учителей |
Участие в системе школьной, районной методической работы
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Выполняемые виды работ |
1. | Дни науки. Конференции | Ежегодно | Подготовка обучающихся, педагогическое сопровождение проектной деятельности участников конференции. Участие учащихся в конференции |
2. | Предметные недели | Ежегодно | Организационно- педагогические мероприятия в рамках плана предметной недели |
3. | Участие во всероссийских конкурсах по русскому языку | Ежегодно | Подготовка учащихся и их участие в конкурсах |
4. | Подборка информационных ресурсов Интернета | Ежегодно | Создание методической копилки преподавателя русского языка и литературы |
5. | Участие в районных, муниципальных и федеральных олимпиадах по русскому языку и литературе | Ежегодно | Подготовка учащихся и их участие в олимпиадах |
6. | Выступление на педагогическом совете | 2024-2028 г.г. | Представление опыта работы (выступление, презентация) |
Обучение на курсах в системе повышения квалификации
Темы курсов | Место прохождения курсов | Сроки | Форма отчета о результатах подготовки |
По профилю деятельности | ИПК РО, КФУ | 2024-2028 г.г. | Получение документа государственного образца |
Участие в методической работе, деятельности творческих групп, постоянно действующих семинаров, экспериментальных площадок по разработке инновационных педагогических
систем, технологий, методик. (Сотрудничество с научными учреждениями)
№ | Виды, темы мероприятий | Уровень | Сроки |
1. | Участие в научно–практических конференциях | Международный | 2024-2028 г.г. |
2. | Участие в семинарах, вебинарах по дисциплинам | Районный, региональный, всероссийский | 2024-2028 г.г. |
3. | Организация и проведение предметной недели русского языка и литературы | Школьный | 2024-2028 г.г. |
4. | Публикации на личном сайте, в периодических изданиях, обмен педагогическим опытом, публикация методических разработок | Федеральный | 2024-2028 г.г. |
5. | Публикации в сборниках научно- практических конференциий | Районный, региональный, всероссийский | 2024-2028 г.г. |
Список литературы по проектной методике:
Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005 г.
Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М., 2004 г.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003 г.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004 г.
Список литературы по исследовательской деятельности учащихся:
Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности //VII юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2000 г. – С. 5
Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002 г. С.24-34
Бреховских Л.М. Как делаются открытия//Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся» М., 2001 г. С.529
Григорьян И.С. Исследовательская работа учащихся в лицее // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006 г.
Евдокимов А.К. Этапы становления молодого исследователя. Новые возможности организации студенческой научно-исследовательской работы//Труды Научно- методического семинара «Наука в школе» - М.: НТА «АПФН», 2003 г. т.1, С.82-82
Зеленцова Н.Ф. Методика организации научных исследований в профильных школах МГТУ им. Н.Э.Баумана. проблемы организации и совершенствования научно-исследовательской работы в школе// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003 г. т.1, С.88-96
Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006 г.
Карпенко К.А., Королева Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации учебно- исследовательской деятельности//Журнал «Исследовательская работа школьников». №1, 2002 г. С.130-134
Кропанева Г.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как технология развивающего образования (из опыта работы Вятской гуманитарной гимназии г. Кирова)// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» - М.: НТА «АПФН», 2003 г. т. 1, С.124-135
Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности//Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 11. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М., 2003 г.
Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М. 2003 г. Издание МГДД(Ю)Т
Леонтович А.В. Разговор об исследоватлеьской деятельности: Публицистические статьи и заметки/Под ред. А.С. Обухова. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006 г.
Леонтович А.В. Тренинг по подготовке руководителей исследовательских работ школьников: Сборник анкет с комментариями. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006 г.
Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование, №10, 1999 г. - С.152-158
Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М., 2001 г. – С.46-48
Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?//Исследовательская работа школьников, №4, 2003 г. – С.18-23.
От исследовательской активности к исследовательской работе старшеклассников // из опыта работы, выпуск 2, научный редактор к.пс.н. Шумакова Н.Б., М., 2002 г. – 112 с.
Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000 г.
Поддьяков А.Н. Общие представления об исследовательском поведении и его значение//Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002 г. С.21-24.
Попова С.А. Особенности организации исследоватльской деятельности школьников// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003 г. т. 1, С.135-138
Прокофьева Л.Б. Технологии организации и сопровождения поисковой деятельности – путь творческого развития ученика и учителя//Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006 г. С.184
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001 г.
Рогов А.А., Рогова О.Б., Клюкина Е.А. Исследовательские умения школьников как условие успешности при продолжении обучения в вузе// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003 г. т.1, С.118-124
Рябенко И.П. Из опыта организации научно-исследовательской работы со старшеклассниками в Псковской области// Труды научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003 г. т.1, С.144-151
Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания.
– Ярославль, 2002 г.
Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006 г.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004 г.
Савенков А.И. Этапность учебно-исследовательского поиска ребёнка//Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей/Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006 г. С.60-66.
Счастная Т.Н. К вопросу о методологии научного творчества//Исследовательская работа школьников №1/2001 г.
Цатуров В.Н. Социокультурные исследования школьников как фактор становления культуры мира личности исследователя//Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003 г. т.1, С.163-168