| 1. Диагнос-тический | 1. Анализ затруднений: выбор темы – очень серьёзный этап, во многом определяющий будущую учебно-исследовательскую работу. Работа предполагает принцип добровольности, личной заинтересованности, научность и связь с базовым образованием, доступность, посильность. 2. Постановка проблемы. Диагностика умений и знаний: чем любите заниматься в свободное время? О чём вы хотели бы узнать побольше? Личные интересы учащихся. Что у вас вызывает интерес при знакомстве с разными языками? 3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. Учебный план курса повышения квалификации С.В.Абрамовой «Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку» (8 лекций, контрольные работы(2), итоговая контрольная работа). | Первый год работы над темой | Собеседование с руководителем МО по теме самообразования, заместителем директора школы (на сколько лет выбор темы, кто будет заниматься исследовательской работой, результаты работы, в какой форме представить и т.д.) |
| 2. Прогнос-тический | 1. Определение цели и задач работы над темой: освоить научный способ познания действительности, получить новые знания по теме, обучение методике преподавания исследования, планирование исследования, проведение эксперимента, обработка данных, создание текста работы и её защита. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы: поэтапное проведение учебно-исследовательской работы, обучение методике исследовательской работы в ходе исследования. Определить, как организовать последующие занятия. 3. Прогнозирование результатов. Переходя от этапа к этапу, школьник учится: работать с первоисточниками, наблюдать явления, факты, объяснять, сопоставлять, видеть противоречие, составлять и решать задачу, формулировать гипотезу, разрабатывать и проводить эксперимент, обобщать материал и представлять его в виде текста. Нужно дать ребятам возможность самим искать ответ поставленный вопрос, искать, но всерьёз. | Первый год работы | Выступление на заседании МО, защита программы по теме на учебном Совете. |
| 3. Практи-ческий | Внедрение передового педагогического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы. Ведение записной книжки или дневник исследователя, обсуждение возможных тем исследования (темы предлагаю сама, учитывая и личные качества учеников и тематику предстоящих конференций), сбор языкового материала, анализ проделанной работы, обсуждение перспективных планов. 2.Формирование методического комплекса: задания и задачи на систематизацию теоретических знаний о языке, задания, нацеливающие учащихся на самостоятельный подбор языкового материала, консультирование по вопросам формулировки темы, понимание целей и задач работы, выработка умения формулировать выводы по теме. 3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов: составление библиографии, обсуждение прочитанных научных работ, сбор языкового материала, обработка полученного материала, систематизация и обобщение результатов работы, написание текста. 4. Корректировка работы: практическое овладение научным стилем речи, выводы по теме, редактирование и оформление работы, составление тезисного плана, обработка полученного материала, представление работы на научно-практической конференции школьников. | Второй год работы | Открытые уроки: «Создание школьного виртуального музея по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» ( в основе лежит метод исследования), конференция исследовательских работ школьников, «Исследование слова ДОРОГА» в 8 классах. Сопоставление чернового и окончательного вариантов стихотворения А.С.Пушкина «Зимняя дорога». «Тайны слова». Выступление на РМО по теме «Этапы исследовательской работы». Рассказ о дистанционных курсах в Московском университете «Первое сентября» по этой теме. |
| 4. Обобщаю-щий | 1.Подведение итогов. Было подготовлено 6 докладов учащихся в 8 классах (презентация) и проведена конференция исследовательских работ школьников на ШМО (рекомендовали доработать и подготовить учащихся на районную научную конференцию). Работа по теме «Свадебные обычаи и обряды» подготовлена на районную краеведческую конференцию «Байкальское кольцо» (ученица заняла 2 место). Все учащиеся получили сертификаты в том, что они прошли спецкурс по исследовательской деятельности. | Третий год работы над темой. | Выступление на заседании методического Совета, на заседании педагогического совета с творческим отчётом. Анкетирование среди детей и педагогов: чему научились, занимаясь УИР по русскому языку? Что узнали? Что больше понравилось в работе? Что было трудно? Где и как можете использовать полученный опыт? Как изменила исследовательская работа ваше отношение к предмету? |
| 5. Внедренческий | 1. Использование опыта самим педагогом в процессе работы: познавательные задачи, уроки-исследования, задания творческого характера, лингвистические задачи и эксперименты, исследовательские задания. Распространение опыта работы. | В ходе дальнейшей педагогической деятельности | Доклад по теме с презентацией (дополнительный материал 40 страниц), индивидуальный творческий проект-это программа элективных курсов для учащихся 9 классов по теме «Организация исследовательской работы по русскому языку на уроках и во внеурочное время» |