СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы с одаренными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

План работы с одаренными детьми

Просмотр содержимого документа
«План работы с одаренными детьми»


















План работы

с одарёнными учащимися

3 класса

учителя начальных классов

Садыковой Л.М.



на 2022-2023учебный год















































2022 год.







Пояснительная записка.

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.

Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

Характеристика одарённых детей.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.

Опережающее познавательное развитие:

- отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее.

- они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.

- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.

- одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.

- наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять

высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием

заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

- некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении.

- они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

- характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.

Психосоциальная чувствительность:

- одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.

- они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

- живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.

- они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

- им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.

- порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.

- нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.

Физические характеристики:

- одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.

- их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

- зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).

Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

Цель: создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель –одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».

Задачи развития:

  • развитие личности одаренных учащихся;

  • развитие творческой самостоятельности;

  • развитие коммуникативных умений;

  • развитие рефлексивных умений.

Формы работы с одарёнными детьми:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;

  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

  • предметные кружки;

  • кружки по интересам;

  • участие в олимпиадах;

  • исследовательская деятельность .

  • объединения дополнительного образования;

  • факультативы;

  • участие в олимпиадах.

Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе

Урочная деятельность

  • проблемно-развивающее обучение,

  • проектно-исследовательская деятельность,

  • игровые технологии (деловые игры и путешествия),

  • информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

  • творческие и нестандартные задания.

Внеурочная деятельность.

  • факультативы,

  • предметные недели,

  • театрализованные праздники,

  • олимпиады и конкурсы по предметам.

При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:

  • видом одарённости;

  • возрастом ребёнка;

  • социальным статусом семьи ребёнка;

  • уровнем одарённости;

  • активностью самого ребёнка;

  • профессиональной подготовкой педагога.

Главные принципы реализации программы.

Основные направления и содержание деятельности.

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

  • интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

  • задания с отсроченным вопросом,

  • интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

  • решение частично-поисковых задач разного уровня,

  • творческие задачи.

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, окружающий мир и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным.

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Направления деятельности:

  • организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

  • подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского, Всероссийского уровня;

  • обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Условия успешной работы с одаренными учащимися:

  • осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

  • создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

  • признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы.

Методическая работа педагога:

  • заниматься самообразованием;

  • повышать профессиональное мастерство;

  • посещать занятия других педагогов;

  • участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях ШМО;

  • проводить открытые занятия;

  • подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;

  • проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися.

Работа с родителями.

  • Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.

  • Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий.

  • Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.

  • Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.

  • Семейная игра “Кто хочет стать миллионером”.

  • Лекция “Развитие личности ребенка”. Общественный смотр знаний.



Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми



Мероприятие


Сроки


Исполнители


1

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы. Выявление одаренных детей.

ежегодно

Участие школьников в районных конкурсах

ежегодно


классный руководитель


2

Участие школьников во Всероссийских конкурсах-играх «Русский медвежонок», «Кенгуру».


ежегодно


классный руководитель


3

Участие школьников в Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах, конференциях.


ежегодно


классный руководитель


4

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников


ежегодно


классный руководитель




Банк данных одаренных детей 3 класса

Фамилия, имя ученика


Способности


Учеба


1

Блюденов Андрей



Гуманитарные, математические


Ударник с 1 класса


2

Орлова Ульяна


Гуманитарные, математические


Отличница с 1 класса


3

Галимова Дарина

Гуманитарные, математические


Отличница с 1 класса
















































План работы с одаренными детьми 3 класса

на 2022-2023 уч. год.



Время проведения


Направление работы


Ответственные

сентябрь


Проведение диагностики. Дополнение банка данных



Классный руководитель


октябрь


Собеседование с родителями. Координация совместных действий родителей, классного руководителя


Классный руководитель, родители


ноябрь



Вовлечение учащихся в школьные олимпиады и подготовка к муниципальным олимпиадам



Классный руководитель



декабрь


Активное участие в муниципальных олимпиадах. Подготовка к школьным, муниципальным конкурсам, викторинам, научным проектам

Выбор тем научно- исследовательских проектов. Проведение исследований по разным направлениям. Участие в школьных неделях по предметам.



Классный руководитель


январь


Подготовка презентаций по исследованным материалам. Участие в муниципальных научно- практических конкурсах, конференциях.

Классный руководитель


февраль



Проведение предметных недель



Ученики



апрель


Подведение итогов

Классный руководитель


май

Подведение итогов

Классный руководитель














































































Используемая литература :

1.Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике:1-4 классы. – М.:ВАКО,2010.-233с.

2.Тонких А.П., Кравцова Т.П.Логические игры и задачи на уроках математики:-Ярославль « Академия развития»2000.-239с.

3.Узорова О.В. 3000 задач и примеров по математике:1 класс. –М .: АСТ:Астрель,2000.-223с.

4.Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников – Просвещение 2003.-75с.

5.Тихомирова Л.Ф.Математика в начальной школе .Развивающие игры ,задания ,

6. Карточки «Математические олимпиады младших школьников»

8.Карточки « Нестандартные задачи для начальной школы»


















































МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Министерство образования и науки Республики Башкортостан

МКУ «Отдел образования» Администрации МР Гафурийский район

МОБУ ООШ с. Курорта


РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Зам.директора по УВР

Директор школы


___________Садыкова Л.М.

___________Беляев Ю.Н.

__________Пестрякова И.А.

Протокол №1

Протокол №1

Приказ №73

от "29"08.2022 г.

от "29"08.2022 г.

от "29"08.2022 г.













План работы

с одарёнными учащимися

3 класса



на 2022-2023учебный год

Составитель: Садыкова Лилия Маратовна

Учитель нач.классов первая категория




с.Курорта 2022