ПЛАН ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
МБОУ «Набережно-Морквашская СОШ»
на 2023-2024 учебный год
\
с. Набережные Моркваши
Ученическое самоуправление.
1. Позиционный блок
Цель - формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через освоение навыков социального взаимодействия.
Задачи ученического самоуправления:
Реализация права обучающихся на участие в процессе управления образовательным учреждением;
Создание условий для самореализации личности учащегося: развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом виде деятельности;
Определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся;
Организация деятельности органов ученического самоуправления;
Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;
Воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах своей личности, общества и Отечества;
Подведение итогов работы, анализ ее результатов;
Формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности;
Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка;
Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения.
Принципы построения и развития ученического самоуправления.
Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;
Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов и обсуждений;
Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;
Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;
Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;
Гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;
Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся;
Ответственность - необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед представителями Совета, учащимися и учителями.
Чтобы более полно понять цели, задачи и принципы ученического самоуправления, прежде всего, нужно разобраться в понятии «самоуправление». И так, что же такое самоуправление? Понятие «самоуправление» говорит само за себя и означает, что та область, на которую оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет собой самоорганизацию, исключая принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами, продиктованными кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта.
Это понятие наиболее близко примыкает к понятию «Автономия», что очень тесно перекликается с положениями Федерального закона РФ «Об образовании». Этимологический термин «автономия» происходит от греческих слов «autos» - «сам» и «nomos» - «закон», что означает «самоуправляемый», который сам детерминирует, а не является проводником чужой воли или не выполняет чужие приказы.
С социологической точки зрения самоуправление – это коллективное управление, участие всех членов организации.
Самоуправление – самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. (Советский энциклопедический словарь. /Гл.ред. А. М. Прохоров.- 4-е изд.-М., 1988.- С.568).
Этот термин имеет очень продолжительную историю, реальный апробированный временем опыт использования такой формы организации небольших сообществ, как самоуправление.
Ученическое самоуправление – это особый вид управления, основной в детском общественном объединении.
Самоуправление – это осуществление детским объединением управления собственной деятельностью. Управление - объединение распределенных действий в общую деятельность, направленную на достижение единой цели.
Для понимания самоуправления принципиально важно, что субъектом является ни кто иной, как детское общественное объединение в целом. Объектом выступает деятельность, которая осуществляется совместно, т.е. распределяется на отдельные действия, которые должны быть скоординированы, упорядочены и направлены на достижение единого результата. (Детское движение словарь-справочник. /Гл.ред. Л. В. Алиева.- 2-е изд.-М., 2005.- С.544).
Содержание деятельности органов ученического самоуправления
Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для
организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:
Познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация.
Трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;
Спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, спортивных эстафет, дней здоровья;
Художественно-эстетическая деятельность - тематические концерты, фестивали, праздники, конкурсы, акции, выставки, встречи;
Информационная деятельность – пресс-центр (письменная информация о жизни классов школы).
Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
Самоуправление – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах своего коллектива или организации.
Самоуправление организуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановке учащихся по
отношению к своей деятельности или коллективу.
Самоуправление не следует рассматривать как вседозволенность. Это участие в управлении собственными делами.
Заметим, что управление не делами администрации, педагогов, учителей, а своими, которые входят в компетенцию
учащихся. Самоуправление учащихся – это их реальное право на самоанализ, самокритику и самоустановку в своей
деятельности.
Самоуправление проявляется в развитии инициативы, в принятии решений, в самореализации учащихся.
Самоуправление - это часть педагогического процесса, развиваемая и управляемая педагогами на основе социальных,
правовых и этических принципов.
Природа самоуправления многогранна. В целом, корни самоуправления - в социальной активности народа.
Политические корни, в частности, - в демократической культуре, идеологические - в оптимальном сочетании личного
и общественного, а нравственные - в утверждении этических ценностей, гуманного отношения к человеку. (Детское
движение словарь-справочник. /Гл.ред. Л. В. Алиева.- 2-е изд.-М., 2005.- С.544
Структура ученического самоуправления:
.
Данная модель самоуправления опирается на:
Реальные возможности школы, исходя из контингента обучающихся;
Основные нормативные документы школы, не противореча им;
Сохранение и приумножение школьных традиций;
Простоту внедрения проекта в жизнь;
Вовлечение в процесс самоуправления учащихся.
Через систему самоуправления ребёнок социально определяется, у него формируется позитивный социальный опыт, происходит гражданское становление личности, решается проблема развития патриотических чувств. Поэтому ученическое самоуправление можно назвать активным и эффективным механизмом социализации школьников.
Социализация детей и подростков - это процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой на основе определенных знаний о мире, сформированных ориентаций на культурные способности, позволяющих ему активно развиваться. Социализация ребенка в деятельности детских общественных объединениях включает следующие компоненты: мотивационно-деятельностный, ориентировочно-ценностный, познавательный и рефлексивно-оценочный. Важная роль в процессе социализации принадлежит социальной среде.
Социальная среда - это окружающие ребенка общественные, материальные и духовные условия его жизнедеятельности, включающие общественные отношения, социальные институты, социальное сознание и культуру. На мезоуровне это ближайшее его окружение: семья, учебный коллектив, группы, участники детских общественных объединений, которые оказывают влияние на развитие личности ребенка. Под влиянием деятельности в детских общественных объединениях личность изменяется и в процессе деятельности сама изменяет окружающую среду.
Результатом социализации подростков в деятельности детских общественных объединений является социальность как интеграция качеств, характеризующих развитие подростка, и выражающаяся в уровне сформированности социального опыта. Социальность проявляется через способность подростка реализовать свой духовно-культурный потенциал в процессе совместной деятельности.
2. Организационный блок
Структура уровней ученического самоуправления школы.
Система школьного самоуправления имеет 2 уровня.
Первый уровень - индивидуальный, отдельные учащиеся, имеющие право избирать и быть избранными в органы ученического самоуправления, активно принимающие в нём участие, классы, выбирающие из своего числа представителя в органы ученического самоуправления, и выдвигающие кандидата в Председатели ученического самоуправления.
Индивидуальный уровень – ученик.
Педагогические задачи:
Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классных руководителей;
Создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности;
Воспитание ответственности за порученные дела;
Обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися.
Второй уровень - школьное самоуправление.
Совет занимается законотворческой деятельностью, проводящей совместные заседания с привлечением общественности, в функции которого входит планирование и отслеживание текущих дел. Председатель Совета ученического самоуправления - регламентирует и отслеживает работу органов ученического самоуправления.
Совет школы – высший орган самоуправления школы.
Уровень – общешкольное ученическое самоуправление.
Педагогические задачи:
Формирование актива школы, анализ результативности работы актива.
Помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
Развитие интереса к учёбе, к совместной деятельности на благо школы, района, Отечества;
3. Нормативно – правовой блок
Документы, лежащие в основе разработки модели ученического самоуправления, регулирующие функционирование ученического самоуправления:
Закон об образовании с изменениями от 18.07 2005 года №92-Ф3, от 21.07.2005 года №100-Ф3
Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
Всеобщая декларация прав человека.
Конвенция о правах ребёнка.
Конституция Российской Федерации.
Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124- Ф3 «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
Положение о лицензировании образовательной деятельности.
Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (с изменениями от 11.07.2000 г.)
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
Основы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Семейный кодекс Российской Федерации (статья 121 , статья 122, статья123)
Национальный проект «Образование».
Локальные акты, регламентирующие деятельность школы.
.
4. Содержательный блок
Содержание работы органов ученического самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Таким образом, школьное ученическое самоуправление состоит из пяти блоков, называемых министерствами. Соотношение министерств и ведущих видов деятельности представлено в таблице ниже:
Министерства Ведущий вид деятельности Содержание
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Познавательная деятельность предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь в учёбе)
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И СПОРТА
Спортивно – оздоровительная деятельность организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА
МИНИСТЕРСТВО РЕКЛАМЫ И ИНФОРМАЦИИ Художественно – эстетическая деятельность тематические концерты, фестивали, акции, праздники, конкурсы, выставки, встречи
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЭКОЛОГИИ Трудовая деятельность тематические акции, организация субботников, мероприятия по озеленению пришкольной территории
Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
5. Технологический блок
Реальность использования данной модели обусловлена тем, что её разработка велась с учётом реальных возможностей и
потребностей учащихся.
Ожидаемые результаты:
Повышение гражданской позиции школьников;
Повышение заинтересованности в развитии школы;
Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;
Увеличение занятости детей во внеурочное время;
Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;
Активизация творческой деятельности учащихся;
Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;
Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.
Основные формы ученического самоуправления.
Заседания Совета ученического самоуправления;
Участие в работе собрания;
Участие в работе ученических и родительских собраний;
Проведение благотворительных и иных акций;
Проведение социологических опросов;
Участие в работе творческих групп;
Проведение круглых столов;
Организация и проведение досуговых мероприятий;
Организация и проведение спортивных соревнований;
6. Управленческий блок
Управление развитием ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление функционирует на основе теории управления социальными объектами и процессами,
являясь органической частью общешкольного управления.
Т Основными функциями социального управления являются анализ, планирование, организация, контроль, регулирование
(коррекция) и снова анализ.
Указанные функции реализуются в течение одного месяца и затем повторяются снова, т.е. составляют управленческий
цикл.
Сбор информации и её анализ ( проводится участниками Совета,
председателем и педагогом-организатором ВР);
Планирование; (производится участниками Совета, корректируется и дополняется Председателем совета, педагогом-организатором ВР и зам. директором по УВР)
Организация, т.е. подготовка учащихся к деятельности; (осуществляется педагогом-организатором ВР и классными руководителями)
Контроль; (производится Председателем совета, педагогом-организатором ВР и зам. директора по УВР);
Регулирование – внесение изменений в функционирование системы, если она отклоняется от нормы. (педагогом-организатором ВР и Зам. директора по УВР)
Школьный Совет ученического самоуправления определил пять основных направления деятельности:
«Традиция» (поддержание, укрепление и формирование традиций школы);
«Отечество» (гражданско-патриотическое);
«Нравственность» (воспитание толерантного отношения к окружающим, развитие творческих задатков, способностей, дарований и талантов);
«Спорт и здоровье» (спортивно-оздоровительное).
«Право и закон» (профилактика предупреждения преступлений и правонарушений).
По каждому из направлений выбраны определенные формы деятельности и закреплены мероприятия, которые отражены
в планировании на год.
Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик
может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.
Для роста активности детского коллектива решающую роль играет стиль взаимоотношений взрослых и детей, важными чертами которого является вера в силы детей, стремление развивать и максимально использовать их инициативу, самодеятельность, воспитывать их самостоятельность в решении всех вопросов жизни коллектива. Там, где школьники не являются организаторами, вместо этого играют в заседания, решения и протоколы, нет подлинного ученического самоуправления. Действующий орган ученического самоуправления – инициатор всех творческих дел, он отчитывается перед своими товарищами за проделанную работу, если член ученического коллектива самоуправления не справляется со своей работой, то в он в любой момент переизбирается или заменяется достойной кандидатурой.
Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи
взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий
педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе,
направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.
Именно помочь, а не выполнять за детей работу, иначе ребята будут формально относиться к своей должности.
Чтобы дети на деле сами стали организаторами определённых участков работы, недостаточно просто предоставлять им права обходимо их научить выполнять свои обязанности и пользоваться своими правами.
Школьное ученическое самоуправление
2020-2021 учебный год.
Председатель ученичесого совета школы
______________________________
Министерства Ведущий вид деятельности Содержание
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Познавательная деятельность предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь в учёбе)
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И СПОРТА
Спортивно – оздоровительная деятельность организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА
МИНИСТЕРСТВО РЕКЛАМЫ И ИНФОРМАЦИИ
Художественно – эстетическая деятельность тематические концерты, фестивали, акции, праздники, конкурсы, выставки, встречи
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЭКОЛОГИИ
Трудовая деятельность тематические акции, организация субботников, мероприятия по озеленению пришкольной территории
ПЛАН РАБОТЫ
ОРГАНОВ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
на 2020 - 2021 учебный год
Сентябрь
№
п/п Дата Министерства Мероприятие
1 01.09 – 07.09 Министерство науки и образования День знаний.
Выборы органов ученического самоуправления
Организация дежурства по школе.
2 В течение месяца Министерство культуры и досуга Торжественная линейка, посвященная Дню знаний.
Праздник «Посвящение в первоклассники»
Подготовка к празднику осени
3 В течение месяца Министерство здоровья и спорта День безопасности.
Месячник по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
4 В течение месяца Министерство рекламы и информации Выпуск праздничных газет ко Дню Знаний
5 В течение месяца Министерство труда и экологии Уборка школьного двора, работа на клумбах
Октябрь
№
п/п Дата Министерства Мероприятие
1 В течение месяца Министерство науки и образования Контроль над качеством дежурства
Проведение рейдов «Внешний вид учащихся»
Организация дежурства на осеннем празднике.
2 В течение месяца Министерство культуры и досуга Акция «Давайте делать добрые дела», посвященная Дню пожилого человека
Праздник «День учителя»
Конкурс поздравительных плакатов ко Дню учителя
3 В течение месяца Министерство здоровья и спорта День здоровья
«Молодежь за здоровый образ жизни».
4 В течение месяца Министерство рекламы и информации Оформление поздравительной газеты ко Дню учителя.
5 В течение месяца Министерство труда и экологии
Ноябрь
№
п/п Дата Министерства Мероприятие
1 В течение месяца Министерство науки и образования Рейд по проверке посещаемости школы.Рейд по проверке внешнего вида учащегося.Дежурство по школе
2 В течение месяца Министерство культуры и досуга Праздничные мероприятия, посвященные Дню матери
Праздник «Осеннее очарования»
3 В течение месяца Министерство здоровья и спорта Беседа «Правила поведения на водоеме в осенне-зимний период»
4 В течение месяца Министерство рекламы и информации Конкурс плакатов ко Дню матери
Оформление газеты к осеннему празднику.
5 В течение месяца Министерство труда и экологии
Декабрь
№
п/п Дата Министерства Мероприятие
1 В течение месяца Министерство науки и образования Проведение рейтинга «Лучший класс»
Дежурство в школе.
Дежурство во время проведения новогодних праздников
2 В течение месяца Министерство культуры и досуга Подготовка новогодних праздников
«Волшебный огонёк» - новогодний праздник.
Участие в проведении мероприятий, посвященных Дню народного единства
3 В течение месяца Министерство здоровья и спорта Проведение игр на свежем воздухе в ГПД
4 В течение месяца Министерство рекламы и информации Акция «Оформим фасад школы»
«В гости к дедушке Морозу» - новогодняя ярмарка.
Выставка рисунков «Скоро Новый год!»
5 В течение месяца Министерство труда и экологии
Январь
№
п/п
Дата Министерства Мероприятие
1 В течение месяца Министерство науки и образования Дежурство в школе.
Проведение рейдов «Внешний вид учащихся»
2 В течение месяца Министерство культуры и досуга Участие в благотворительной неделе «Новогодние чудеса»
3 В течение месяца Министерство здоровья и спорта «Зимние забавы» - спортивные мероприятия
4 В течение месяца Министерство рекламы и информации Выпуск школьной стенгазеты
Конкурс рисунков «Моя Россия»
5 В течение месяца Министерство труда и экологии
Февраль
№
п/п Дата Министерства Мероприятие
1 В течение месяца
Министерство науки и образования Дежурство в школе.
Дежурство во время проведения праздничных мероприятий
2 В течение месяца Министерство культуры и досуга День Святого Валентина, почта валентинок
День Защитника Отечества
«Вперед, мальчишки» - конкурсная программа для мальчиков
3 В течение месяца Министерство здоровья и спорта День здоровья «Быстрее Выше Сильнее»
4 В течение месяца Министерство рекламы и информации Организация «Почты Святого Валентина»
«Так воевали наши деды» - выставка рисунков
«Поздравительная открытка» - поздравление с Днем Защитника Отечества
5 В течение месяца Министерство труда и экологии
Март
№
п/п Дата Министерства Мероприятие
1 В течение месяца Министерство науки и образования Акция «Библиотеке – нашу помощь»
Проведение рейтинга «Лучший класс»
Дежурство в школе.
Проведение рейдов «Внешний вид учащихся»
2 В течение месяца Министерство культуры и досуга Международный Женский День
Проведение праздничных мероприятий, посвященных Международному Женскому Дню
3 В течение месяца Министерство здоровья и спорта День здоровья «Быстрее Выше Сильнее»
4 В течение месяца Министерство рекламы и информации Выпуск школьной газеты
Конкурс поздравительных плакатов
5 В течение месяца Министерство труда и экологии
Апрель
№
п/п Дата Министерства Мероприятие
1 В течение месяца Министерство науки и образования Дежурство в школе.
Проведение рейдов «Внешний вид учащихся»
2 В течение месяца Министерство культуры и досуга Благотворительная акция «Ветеран живет рядом!»
День смеха
Праздник хорошистов и отличников
3 В течение месяца Министерство здоровья и спорта День здоровья. Школьный весенний кросс.
4 В течение месяца Министерство рекламы и информации Конкурс художественно-прикладного искусства посвященный 12 апреля
«Что расскажет нам телескоп»
5 В течение месяца Министерство труда и экологии
Май
№ Дата Министерства Мероприятие
1 В течение месяца Министерство науки и образования Подведение итогов соревнований по школе.Определение и награждение «Лучшего класса года» .Дежурство в школе.Проведение рейдов «Внешний вид учащихся».Организация дежурства во время проведения праздничного концерта, посвященного Дню Победы
2 В течение месяца Министерство культуры и досуга Праздничный концерт, посвященный Дню ПобедыОрганизация и проведения праздника «Последний Звонок» и выпускного вечера.Линейка Памяти.Вахта Памяти
3 В течение месяца Министерство здоровья и спорта Зарница
4 В течение месяца Министерство рекламы и информации «Поздравительная открытка» - поздравление ветеранов ВОВ с Днем Победы
Выпуск школьной стенгазеты
5 В течение месяца Министерство труда и экологии