Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 5 г. Курчатова Курской области
План по самообразованию
на тему:
«Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»
Коррекционная группа № 10 «Подсолнушки»
Срок реализации: 1 год.
План составила: воспитатель Гейбух Анна Анатольевна.
г. Курчатов - 2023 г.
«Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идёт развитие духовного мира детей…»
(Б. М. Теплов)
Актуальность темы:
Театрализованная деятельность –один из распространённых видов детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Именно способность ребёнка к подражанию оказывает позитивное влияние на детей. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение.
Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации, помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Чтобы раскрепостить ребенка, создать ему благоприятную обстановку, вызвать положительно-эмоциональный настрой, необходимо развить его коммуникативные способности.
Одним из методов коммуникативных способностей - учить детей умению общаться, учить культуре общения является театрализованная деятельность. И их нужно развивать.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.
Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Цель: повышение профессионального мастерства и компетентности в развитии творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, самообразованием.
Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды).
Распространение материала на уровне ДОУ, в электронных СМИ
Разработать и реализовать план-программу по развитию творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
Работать с родителями по данной теме (родительские собрания, консультации, памятки).
Обобщить опыт работы по данной теме.
Методы и приемы:
1. Вербальные: Чтение художественной литературы, объяснение, беседа по содержанию произведения.
2. Наглядные: Рассматривание иллюстраций, фотографии, просмотр мультфильмов и фильмов.
3. Ситуативно-игровые методы: Игровые ситуации, проблемные ситуации.
Ожидаемый результат:
1. Развитие связной речи, её выразительности; обогащение словарного запаса детей.
2. Дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.
3. Поддержание интереса ребенка к театрализованной деятельности.
4.Самостоятельная организация детьми театрализованных игр, выбор сказки, стихотворения, песни для постановки, подготовка необходимых атрибутов и декораций для драматизации, распределение между собой обязанностей и ролей.
5. Совместная работа с родителями способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Форма отчета по проделанной работе: проведение праздничного мероприятия «День Мамы» - 27 ноября 2023г., показ открытых мероприятий-спектаклей – апрель- май 2024г.
План по самообразованию на 2023– 2024 учебный год
Сроки | Содержание работы | Практический выход |
В течение года | Подбор литературы по теме, необходимого оборудование и материала. Изучение опыта передовых педагогов. Изучение в интернете информации. Участие в конкурсах, проводимых в детском саду и образовательных платформах в сети Интернет. Взаимодействие с семьями воспитанников. Информация для родителей: «Театр в жизни ребёнка», «Значение театрализованной деятельности на развитие ребёнка», «Что такое театр», «Как читать детям дома», «Эмоции и их роль в жизни ребёнка». «Изготовление театра своими руками». Создать развивающую предметно-пространственную среду: театральный уголок, литературный, уголок ряжения, уголок психологической разгрузки. | Создание театрального уголка с разными театрами: пальчиковый, настольный, теневой, театр игрушек резиновых, театр маски, конусный театр. Изготовление картотек: дыхательной гимнастики, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, театрализованные игры и этюды, схемы, мнемотаблицы, алгоритмы для рассказывания. Изготовление атрибутов для театральных игр, этюдов (фланелеграф, ширмы, шапочки, маски) Изготовление дидактических игр по сказкам. |
Сентябрь | Дидактические игры и упражнения. Беседы о театре: «История театра», «Что такое театр». Знакомство с театральными профессиями. | Консультация для родителей по теме: «Что такое театр». Знакомство с понятием театр, видами театров. |
Октябрь | Работа над мимикой, силой голоса. Изготовление дидактических игр по сказкам. Портреты детских писателей, поэтов. Детская художественная литература по жанрам. | Создать литературный уголок. |
Ноябрь | Работа над пантомимикой, речевым дыханием. Подготовка и репетиция праздничного мероприятия «День Мамы» | Обучение с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние. Праздничное мероприятие «День Мамы» 27 ноября. |
Декабрь | Работа над чувством ритма. Памятка родителям «Как читать детям дома». Изготовление костюмов и декораций совместно с родителями. Инсценировка сказки «Маму надо слушаться». | Развитие слуха и чувства ритма у детей. Инсценировка сказки Консультация для родителей на тему «Значение театрализованной деятельности на развитие ребёнка». |
Январь | Картотека театрализованные игры. Сочиняем сказку сами. Игры-драматизации. | Побуждать детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. Учить передавать через движения тела характер животных. |
Февраль | Работа над чувствами и эмоциями. Д/и «Эмоции», «Моё настроение», «Клоуны и шары», «Продолжи узор», «Нарисуй орнамент» | Знакомство с миром чувств и эмоций. Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» |
Март | Работа над культурой и техникой речи. Картотека артикуляционной гимнастики. Пальчиковые игры. Театр масок. | Работа над развитием речи, интонацией. Консультация для родителей на тему «Эмоции и их роль в жизни ребёнка». |
Апрель | Анкетирование родителей. Картотеки: «Пальчиковая гимнастика», «Дыхательная гимнастика», «Театрализованные игры и этюды». | Показ спектакля на МО для воспитателей. Инсценировка сказки совместно с родителями. Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом». Показ сказки мамам. |
Май | Отчет по теме самообразования. | Составление фотоотчета Театрализованная инсценировка сказки «Сказка о глупом мышонке на новый лад» |