ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
1.Сообщение ученика о К. М. Симонове.
Константин Михайлович Симонов родился 28 ноября 1915 года в семье полковника генерального штаба Михаила Афангеловича Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской. Отец пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитал отчим - командир Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была не богатой, поэтому мальчику пришлось по окончании 7 классов пойти в училище и работать токарем по металлу. Через 2 года он поступил в литературный институт и закончил его в 1938 году. Его произведения были опубликованы в журналах "Молодая гвардия" и "Октябрь". В 1939 году он был направлен в качестве военного корреспондента на фронт. Талант Симонова многогранен. Он является автором стихов, баллад, поэм, романов, пьес, сценариев, дневников, мемуаров, очерков. Главной темой его творчества была война. И это не случайно. Когда в июне 1941 года началась война, Симонов, как и многие другие советские писатели и поэты отправился на фронт. За четыре года войны его можно было видеть на самых опасных участках фронта. Симонов хорошо знал и понимал, что такое война, сколько горя и страданий она несёт людям, чувствовал, как порой невыносимо трудно бывает солдату. За выполнение боевых заслуг, за личное мужество и бесстрашие Симонов в годы войны был награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-ой степени и Военным крестом Чехословацкой Социалистической республики.
В основу многих произведений, написанных Симоновым во время войны, легли действительные факты и события. Героями его произведений часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями стихотворения "Сын артиллериста".Оно было написано в 1941 году вот при каких обстоятельствах. Во время войны он работал военным корреспондентом и путешествовал по разным боевым местам, публикуя статьи о военных действиях. В конце первого года войны писатель отправился на северный фронт. И здесь он услышал от майора Рыклиса удивительную историю о том, как тот послал на страшную разведку в тыл к немцам сына своего боевого товарища, который едва не погиб под перекрестным огнем. Это был лейтенант Иван Алексеевич Лоскутов, служивший в артиллерийском полку. По заданию командира, он вместе с еще двумя радистами отправился на высоту давать координаты расположения немцев и тем самым корректировать точки ударов по врагу, которые наносили войска его командира. Когда их местоположение было обнаружено, немцы открыли огонь по укрытию. Лоскутов, рискуя своей жизнью и жизнями товарищей, дал координаты своего местонахождения, чтобы Рыклис имел возможность ударить по противнику. Вместе с друзьями он чудом выжил и раненый вернулся в ставку. Эти события произошли на полуострове Рыбачий, что и нашло отражение в поэме.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Текст тихотворения «Сын артиллериста».
Был у майора Деева
Товарищ — майор Петров,
Дружили еще с гражданской,
Еще с двадцатых годов.
Вместе рубали белых
Шашками на скаку,
Вместе потом служили
В артиллерийском полку.
А у майора Петрова
Был Ленька, любимый сын,
Без матери, при казарме,
Рос мальчишка один.
И если Петров в отъезде,—
Бывало, вместо отца
Друг его оставался
Для этого сорванца.
Вызовет Деев Леньку:
— А ну, поедем гулять:
Сыну артиллериста
Пора к коню привыкать!—
С Ленькой вдвоем поедет
В рысь, а потом в карьер.
Бывало, Ленька спасует,
Взять не сможет барьер,
Свалится и захнычет.
— Понятно, еще малец!—
Деев его поднимет,
Словно второй отец.
Подсадит снова на лошадь:
— Учись, брат, барьеры брать!
Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла!—
Такая уж поговорка
У майора была.
Прошло еще два-три года,
И в стороны унесло
Деева и Петрова
Военное ремесло.
Уехал Деев на Север
И даже адрес забыл.
Увидеться — это б здорово!
А писем он не любил.
Но оттого, должно быть,
Что сам уж детей не ждал,
О Леньке с какой-то грустью
Часто он вспоминал.
Десять лет пролетело.
Кончилась тишина,
Громом загрохотала
Над родиною война.
Деев дрался на Севере;
В полярной глуши своей
Иногда по газетам
Искал имена друзей.
Однажды нашел Петрова:
«Значит, жив и здоров!»
В газете его хвалили,
На Юге дрался Петров.
Потом, приехавши с Юга,
Кто-то сказал ему,
Что Петров, Николай Егорыч,
Геройски погиб в Крыму.
Деев вынул газету,
Спросил: «Какого числа?»—
И с грустью понял, что почта
Сюда слишком долго шла…
А вскоре в один из пасмурных
Северных вечеров
К Дееву в полк назначен
Был лейтенант Петров.
Деев сидел над картой
При двух чадящих свечах.
Вошел высокий военный,
Косая сажень в плечах.
В первые две минуты
Майор его не узнал.
Лишь басок лейтенанта
О чем-то напоминал.
— А ну, повернитесь к свету,—
И свечку к нему поднес.
Все те же детские губы,
Тот же курносый нос.
А что усы — так ведь это
Сбрить!— и весь разговор.
— Ленька?— Так точно, Ленька,
Он самый, товарищ майор!
— Значит, окончил школу,
Будем вместе служить.
Жаль, до такого счастья
Отцу не пришлось дожить.—
У Леньки в глазах блеснула
Непрошеная слеза.
Он, скрипнув зубами, молча
Отер рукавом глаза.
И снова пришлось майору,
Как в детстве, ему сказать:
— Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла!—
Такая уж поговорка
У майора была.
А через две недели
Шел в скалах тяжелый бой,
Чтоб выручить всех, обязан
Кто-то рискнуть собой.
Майор к себе вызвал Леньку,
Взглянул на него в упор.
— По вашему приказанью
Явился, товарищ майор.
— Ну что ж, хорошо, что явился.
Оставь документы мне.
Пойдешь один, без радиста,
Рация на спине.
И через фронт, по скалам,
Ночью в немецкий тыл
Пройдешь по такой тропинке,
Где никто не ходил.
Будешь оттуда по радио
Вести огонь батарей.
Ясно?— Так точно, ясно.
— Ну, так иди скорей.
Нет, погоди немножко.—
Майор на секунду встал,
Как в детстве, двумя руками
Леньку к себе прижал:—
Идешь на такое дело,
Что трудно прийти назад.
Как командир, тебя я
Туда посылать не рад.
Но как отец… Ответь мне:
Отец я тебе иль нет?
— Отец,— сказал ему Ленька
И обнял его в ответ.
— Так вот, как отец, раз вышло
На жизнь и смерть воевать,
Отцовский мой долг и право
Сыном своим рисковать,
Раньше других я должен
Сына вперед посылать.
Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла!—
Такая уж поговорка
У майора была.
— Понял меня?— Все понял.
Разрешите идти?— Иди!—
Майор остался в землянке,
Снаряды рвались впереди.
Где-то гремело и ухало.
Майор следил по часам.
В сто раз ему было б легче,
Если бы шел он сам.
Двенадцать… Сейчас, наверно,
Прошел он через посты.
Час… Сейчас он добрался
К подножию высоты.
Два… Он теперь, должно быть,
Ползет на самый хребет.
Три… Поскорей бы, чтобы
Его не застал рассвет.
Деев вышел на воздух —
Как ярко светит луна,
Не могла подождать до завтра,
Проклята будь она!
Всю ночь, шагая как маятник,
Глаз майор не смыкал,
Пока по радио утром
Донесся первый сигнал:
— Все в порядке, добрался.
Немцы левей меня,
Координаты три, десять,
Скорей давайте огня!—
Орудия зарядили,
Майор рассчитал все сам,
И с ревом первые залпы
Ударили по горам.
И снова сигнал по радио:
— Немцы правей меня,
Координаты пять, десять,
Скорее еще огня!
Летели земля и скалы,
Столбом поднимался дым,
Казалось, теперь оттуда
Никто не уйдет живым.
Третий сигнал по радио:
— Немцы вокруг меня,
Бейте четыре, десять,
Не жалейте огня!
Майор побледнел, услышав:
Четыре, десять — как раз
То место, где его Ленька
Должен сидеть сейчас.
Но, не подавши виду,
Забыв, что он был отцом,
Майор продолжал командовать
Со спокойным лицом:
«Огонь!»— летели снаряды.
«Огонь!»— заряжай скорей!
По квадрату четыре, десять
Било шесть батарей.
Радио час молчало,
Потом донесся сигнал:
— Молчал: оглушило взрывом.
Бейте, как я сказал.
Я верю, свои снаряды
Не могут тронуть меня.
Немцы бегут, нажмите,
Дайте море огня!
И на командном пункте,
Приняв последний сигнал,
Майор в оглохшее радио,
Не выдержав, закричал:
— Ты слышишь меня, я верю:
Смертью таких не взять.
Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Никто нас в жизни не может
Вышибить из седла!—
Такая уж поговорка
У майора была.
В атаку пошла пехота —
К полудню была чиста
От убегавших немцев
Скалистая высота.
Всюду валялись трупы,
Раненый, но живой
Был найден в ущелье Ленька
С обвязанной головой.
Когда размотали повязку,
Что наспех он завязал,
Майор поглядел на Леньку
И вдруг его не узнал:
Был он как будто прежний,
Спокойный и молодой,
Все те же глаза мальчишки,
Но только… совсем седой.
Он обнял майора, прежде
Чем в госпиталь уезжать:
— Держись, отец: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла!—
Такая уж поговорка
Теперь у Леньки была…
Вот какая история
Про славные эти дела
На полуострове Среднем
Рассказана мне была.
А вверху, над горами,
Все так же плыла луна,
Близко грохали взрывы,
Продолжалась война.
Трещал телефон, и, волнуясь,
Командир по землянке ходил,
И кто-то так же, как Ленька,
Шел к немцам сегодня в тыл.
1941 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Кроссворд
По горизонтали.
1. Настоящее имя К. Симонова?
2. В каком городе он родился?
3. Главная тема в творчестве К. Симонова?
4. Куда ходил Симонов в тылу врага?
По вертикали.
1. Кем Симонов служил на фронте?
2. Около какого города произошли действия в произведении «Сын артиллериста»?
3. Жанр произведения «Сын артиллериста»?
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Корректировать – это значит направлять огонь батарей, вносить стреляющим поправки в наводку орудий. Тому, кто корректирует, особенно из тыла врага, каждую минуту грозит смерть, тем более, если он наводит огонь на себя. Координаты «3,10»; «4,10»; «5,10» - артиллерийский расчет. Обычно обстреливаемая местность на карте поделена на квадраты. Квадраты с подобным делением есть у того, кто корректирует огонь (радист), и у командира орудия.
Координаты «3,10»; «4,10» указывают тот квадрат на карте, куда должны бить орудия.
Артиллерист - военнослужащий артиллерии.
Артиллерия – 1. Крупные огнестрельные орудия различных размеров и конструкций например, пушки. 2. Род войска, действующий артиллерийскими орудиями. Полевая артиллерия. Конная артиллерия.
Майор - офицерское звание, средний чин между капитаном и подполковником.
Лейтенант - первое офицерское звание.
"Косая сажень в плечах". А сколько это?
( Русская мера длины, равная 3 аршинам - 2 м 13 см. Так говорили о широкоплечем человеке большого роста.)
Казарма - особое здание для размещения воинских частей.
Батарея - артиллерийское или миномётное подразделение из нескольких орудий, миномётов.
Топограф- специалист, занимающийся измерением участков земной поверхности и изображением местности на картах и планах.
Топографическая разведка - разведка расположения отдельных пунктов местности.
Прототип - реальная личность. послужившая автору прообразом при создании художественного образа.Прототипы имеют Лёнька (Иван Лоскутов - командир топографической разведки), друзья майоры Деев (Ефим Рыклис) и Петров (Алексей Лоскутов).
Комиссар(1937-1942г.) - политический руководитель воинской части, отвечающий наравне с командиром за ее боеспособность и политическое состояние.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
Высказывания для выбора эпиграфа к уроку.
Люди! Покуда сердца стучатся,
помните,
Какою ценой завоёвано счастье
Пожалуйста, помните!
Р.Рождественский.
Что такое война? Это - мы, одинокие парни,
Каждый сам по себе, среди тысяч таких же мужчин.
Ты решаешь судьбу батальонов, дивизий и армий,
Оставаясь, как равный, со смертью один на один.
Юрий Севрук.
Пусть помнят те, которых мы не знаем:
Нам страх и подлость были не к лицу.
Мы пили жизнь до дна и умирали
За эту жизнь, не кланяясь свинцу.
Н. Майоров.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Смотри дерево в плодах, а человека – в делах.
Каждое место на фронте важно, везде надо биться отважно.
Ничто нас в жизни не сможет вышибить из седла.
Если ладно скроен, то и один в поле воин.
За край свой родной насмерть стой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
Деление произведения на смысловые части и их озаглавливание.
I часть. (1 - 5 главы). Детство Лёньки. Дружба двух майоров. Лёнька - мальчик 8 -10 лет.
II часть. (6 - 7 главы). Встреча лейтенанта Петрова с майором Деевым. Окончилась мирная жизнь. Отец Лёньки убит. Лёнька закончил военную школу и назначен на фронт. Ему 20 лет. Он попадает в расположение друга отца - майора Деева.
III часть. (8 глава). Опасное задание.
IV часть. ( 9 глава ). Задание выполнено.
V часть ( 10 глава ). Тяжёлый бой в скалах. Слава героям.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8.
Сочинить синквейн на тему (на выбор):
Война
Герой
Битва
Солдаты
Народ
Героизм
Подвиг
Армия
ПРИЛОЖЕНИЕ 9.
СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА.
Война.
Священная, жестокая.
Мстит, озлобляет, изнуряет.
Даёт возможность захватить.
Борьба.
Война.
Страшная, долгая.
Убивает, обделяет, разлучает.
Война приводит к страху и грусти.
Горе.
Война.
Жестокая, кровавая.
Убивает. Расстреливает, огорчает.
Тяжёлое время для людей.
Жестокость.
Герой.
Смелый, храбрый.
Воюет, защищает, отстаивает.
Я горжусь героями страны.
Победа!
Битва.
Страшная. Долгая.
Ранит, убивает, крушит.
Я горжусь солдатами битвы!
Ура!!!
Армия.
Сплочённая, непобедимая.
Сражалась, побеждала, противостояла.
Нашу армию не победить!
Защита.
Снайпер.
Меткий, профессиональный.
Защищает, прицеливается, стреляет.
Снайпер хорошо попадает в цель.
Солдат.
Народ.
Непобедимый, неукротимый.
Сразим! Победим! Покончим!
Мы выиграем, мы пройдём!
Победа!
Солдаты.
Смелые, храбрые.
Воюют, защищают, побеждают.
Мы гордимся смелыми солдатами.
Герои!
Лейтенант Петров.
Храбрый, смелый.
Наблюдает, передает, помогает.
Сражается за свободу своей Родины.
Герой.
Ленька.
Отважный, решительный.
Вызывает, спасает, рискует.
Выполняет свой воинский долг.
Герой.
Героизм.
Врождённый, величайший.
Проявить, заслужить, завоевать.
Беда дает повод к героизму.
Мужество.
Подвиг.
Самоотверженный, героический.
Жертвовать, совершать, выручать.
Подвиг - проявление красоты души.
Самоотверженность.
Война.
Отечественная, освободительная.
Защищают, отстаивают, сражаются.
Очищение родной земли от захватчиков.
Мужество.
ПРИЛОЖЕНИЕ 10.
Советуем прочитать:
Пронзающие душу стихи "Десятилетний человек", в которых описывается мальчик-сирота, пробирающийся к своим по территории, занятой врагом, и терпящий ужасные лишения.
Стихотворение "Партизан" Зои Александровой, написанное в 1944 году, где речь идёт о мальчике, который остался у партизан, чтобы отомстить за погибшую маму.
"Письмо с фронта". Это удивительная книга Анатолия Васильевича Митяева - рассказы о военных буднях человека, который сам всё это видел и во всём участвовал. После прочтения я ещё долго раскладывал в памяти все следствия, все причины событий, о которых узнал, с каждым разом всё острее и острее переживая трудности, которые испытал солдат на пути в Победе.
"Сын полка" Валентина Катаева - правдивый и исключительно яркий рассказ об очень непростой судьбе маленького Вани Солнцева, который воевал наравне со взрослыми и доказал, что подвиг - это несгибаемая воля, это огромная любовь к родной земле, а не только смелость. "Сын полка" считается лучшей из книг, написанных о детях войны.
Повесть М. П. Сухачёва "Дети блокады", из которой читатель узнает о том, каково это - умирать от голода, но не сдаваться. Дети во всём участвовали наравне со взрослыми - дежурили на чердаках и тушили зажигательные бомбы, , даже ловили диверсантов, которые подавали сигналы вражеским самолётам.
Великолепные книги Гайдара "Сказка о военной тайне...", "Клятва Тимура" и многие другие.
Ю. Корольков писал о пионерах-героях: Вале Котике, Зине Портновой, Лёне Голикове, Марате Казее и других.
А. Митяев: "Иван и фрицы", "Гвардии медвежонок", "Лошади", "Куриная слепота", "Носов и Назе", "Мешок овсянки", "Серьги для ослика", "Отпуск на четыре часа", "Тимофей Беспраздничный", "Тёплый "язык"", "Шестой - неполный", "Треугольное письмо.
В. А. Осеева: "Васёк Трубачёв и его товарищи. В своей повести она описывает интересные приключения мальчишек и девчонок - учеников обычной московской школы - во время Великой Отечественной войны. Здесь автор показывает такие понятия, как взаимопомощь, доверие, репутация, дружба, труд и старательность в учебе.
Константин Симонов: «Сын артиллериста».