Цели урока:
закрепить знание о способах проверки слов с парными согласными в конце и в середине;
овладеть последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами;
развивать внимание, орфографическую зоркость, устную и письменную речь;
воспитание интереса к русскому языку, чувства сопереживания, взаимопомощи.
Ход урока:
1. Оргмомент
- Улыбкой приветствуем гостей. Настраиваемся на урок.
2. Постановка цели и задач урока.
Запись темы урока и его задачи.
а) - Начинаем урок русского языка.
Чему мы учимся на этом уроке?
(грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы, учимся думать, слышать и понимать учителя и своих товарищей)
б) - Какую тему мы сейчас изучаем?
(Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне).
-Как вы считаете, что необходимо знать по теме? (Знать парные согласные буквы. Знать правило проверки слов с парными согласными в корне.)
- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? (Учиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в корне слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова.).
3. Актуализация знаний.
а). Минутка чистописания.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с
- Что записано на доске? (Буквы)
- Какая буква лишняя и почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)
- Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные)
В алфавите пары есть
Их у нас всего лишь 6.
Верхний ряд всегда звенит.
Нижний - тихо говорит.
-Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней - буквы, обозначающие глухой звук.
(Проверка. ПРОЧИТАТЬ ЗВУКАМИ)
4. Обобщение и систематизация знаний.
Письмо по памяти.
Учитель показывает рисунки
- Назовите предметы. (Хлеб, пирог, морковь)
- Какой частью речи являются эти слова? (Именами существительными)
- Какая орфограмма встречается в этих словах? (Парные согласные на конце слов.)
- Запишите эти слова по памяти вместе с проверочными словами.
Проверка.
6. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.
Ло…ка, тетра…ка, доро…ка
- Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.
- Какая орфограмма в них пропущена?(Парная согласная в середине слова перед суффиксом к)
- Как мы проверим их правописание? (Путём подбора проверочного слова. Подбираем однокоренные слова с помощью суффиксов –очк-, -ечк-, -еньк-)
- Запишите эти слова вместе с проверочными словами в тетрадь.
У…кий, лё…кий, мя…кий,
- Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.
- Какая орфограмма в них пропущена? ?(Парная согласная в середине слова перед суффиксом к)
- Как мы проверим их правописание? (Путём подбора проверочного слова. Подбираем однокоренные слова с помощью суффикса –ок-)
- Запишите эти слова вместе с проверочными словами в тетрадь.
3. ре…кий, ни…кий, сла…кий
- Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.
- Запишите эти слова вместе с проверочными словами в тетрадь.
Вывод:
- В какой позиции могут стоять парные согласные? (в середине и на конце слова)
- В середине слова перед каким суффиксом чаще всего мы проверяем? (перед суффиксом –к-)
Устная работа. (для всех групп)
В каких случаях проверка сделана верно?
Сторож – сторожка
Ловкий – ловко
Сладкий – сладость
Дуб – дубки
Резкий - резок
- Ребята, вам нужно выписать все слова, которые пишутся с парной согласной буквой В. Докажите это
Тра( )ка, морко( )ка, жира( ).
Шка( ), ту( )ли, кана( )ка.
Рука( ), ло( )кий, ла( )ка.
-Значит, в каком ряду во всех словах пишется буква В? (третьем)
- Запишите в тетради третью строчку слов с проверочными словами.
Задание
- Допишите предложения словами с противоположным значением. В скобках напишите проверочные слова
Река широкая, а ручей……………………( ).
Камень тяжёлый, а пух…………………( ).
Редька горькая, а груша……………….. ( ).
- Как называются слова с противоположным значением?
Подбери синонимы
– Работа с карточками.
Товарищ Пово…
Противник Дру…
Причина Вра…
Страх Ма…
Волшебник Испу…
Отгадай загадки.
– Продолжим работу по подбору проверочных слов.
Я и круглый, я и гла…кий,
И на вкус приятно сла…кий. 1 группа
Знает каждый карапу…,
Что зовут меня …
– Вспомним алгоритм:
(Запишите сначала проверочное слово, выделите корень, подчеркните букву, которую надо проверить. Затем запишите проверяемое слово, выделите корень, подчеркните букву.)
На ушах его серё…ки,
А на но…ках есть сапо…ки. 2 группа
На голо…ке гребешок.
Вот какой наш …
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным, 3 группа
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю…
Найди ошибку
Измени данные слова, чтобы на конце был согласный. Подчеркни парные согласные в слабой позиции.
Уловы, шефы, львы, брови, глаза, клювы, морозы, арбузы, алмазы, посевы, коллективы, берега, рекорды, серпы, молоты, отряды, заводы, лошади, рукава, луга, сторожа.
Тест.
- А сейчас подводя итог нашего урока, проведем небольшой тест.
Подчеркни парные согласные.
з, б, к, н, с, ж, ч,
Подчеркни слова с парной согласной.
Лошадка, дом, ошибка, луг, нос
Вставь букву:
Обе.., кни..ка, берё..ка, носоро…
4. Подчеркни слова, которые являются проверочными
Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.
7. Подведение итога урока.
-Работая по тестам, мы подвели итог нашим знаниям по теме: «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне»
-Выполнили ли мы намеченные задачи?
8. Рефлексия с помощью цветных кружков.
- Выберите и поднимите кружок соответствующего цвета.
На сегодняшнем уроке мне всё понятно.
Мне ещё надо поупражняться.
На этом уроке я плохо понял.
Оценивание.