Тема занятия:
«Изготовление планера из бальзы и пенопласта».
Разработала занятие
педагог дополнительного образования Короченцева Александра Дмитриевна
МБУ ДО «СЮТ» Каменск-Шахтинский
Цели занятия: в процессе практической работы закрепить понятие об основных частях самолета, научиться делать планер.
Задачи: воспитание трудолюбия, терпеливости, аккуратности, развитие навыков дизайна учащихся, организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасной работы с канцелярским ножом, размечать детали по шаблонам, изготовление простейшей модели планера.
Оборудование и материалы: пенопласт, бальза, карандаши, фломастеры, шаблоны, канцелярские ножи, наждачная бумага, клей, пластилин.
План занятия.
1.Организационный момент.(5 мин)
Цель: Подготовить детей к работе на занятии.
Самоопределение.
2.Сообщение темы и цели занятия. (5 мин)
Цель: Подготовка к активной деятельности на занятии.
3.Усвоение новых знаний. (20 мин)
Цель: сформировать представление об изучаемом объекте и его сущности, на их основе выработать умения.
4.Самостоятельная работа.(30мин)
Цель: Стимулирование на усвоение нового материала.
5.Обобщение и систематизация знаний.(10мин)
Цель: Стимулирование на усвоение нового материала.
6.Подведение итогов.(15 мин)
Провести анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Здравствуйте ребята.
2.Сообщение темы и цели занятия.
-Тема нашего занятия - планеры. Мы сегодня попробуем изготовить планеры, а потом провести соревнование, чей планер полетит дальше всех.
3.Усвоение новых знаний.
-Сегодня мы с вами изготовим модель планера.
- Для того чтобы построить модель летательного аппарата, надо сначала много узнать и многому научиться. А знаете ли вы, когда был сконструирован первый самолет? (Ответы детей.)
-Первый самолет был спроектирован и построен в России русским морским офицером Александром Фёдоровичем Можайским в 1882 году. А поднялся в воздух самолет только через 20 лет в 1903 году благодаря братьям Райт, а в 1909 году они же построили самолёт, развивавший скорость 60 километров в час. С этой модели и началось развитие самолётостроения в Америке и Европе.
«Кудашев-1» — первый российский летающий самолёт 4 июня профессор Киевского политехнического института князь Александр Кудашев пролетел несколько десятков метров на самолёте-биплане собственной конструкции -23 декабря 1913 года совершил первый полет тяжелый четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец» авиаконструктора Игоря Сикорского. А 23 декабря 1914 года Указом Императора Николая II была сформирована первая в мире эскадра этих самолетов.
-Для того чтобы сделать самолет нужно знать конструкцию модели, то есть из каких частей она состоит.
-Скажите для чего необходимо крыло? Крыло необходимо для создания подъёмной силы летательного аппарата. А для чего нужен корпус по научному фюзеляж – это основа летательного аппарата.
-Сегодня мы с вами будем делать модель планера.
- А вы знаете, что такое планер. Планер - безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха, поддерживаемый в полёте за счёт аэродинамической подъёмной силы, создаваемой на крыле набегающим потоком воздуха.
-Давайте посмотрим, из каких частей состоит планер (фюзеляж, крылья, стабилизатор, киль, утяжелитель).

4.Самостоятельная работа.
-Давайте посмотрим, какие материалы необходимы для создания планера (пенопласт, бальза, карандаши, фломастеры, шаблоны, канцелярские ножи, наждачная бумага, клей, пластилин).
-Теперь вы знаете, что нам понадобится при строительстве планера. Давайте повторим.
-А сейчас я расскажу, как мы будем его строить. Загляните в инструкцию. (Приложение 1) Из скольких деталей состоит наш планер? Как соединяются эти детали? (Ответы детей).
Я вижу, что некоторые справились с заданием, эти ребята могут помочь остальным.
Постройка окончена. У всех есть модель планера? Возьмите фломастер украсьте модель, как хотите. Наведите порядок на рабочем месте.
5.Обобщение и систематизация знаний.
Вопросы:
Как создавался воздушный транспорт?
Какие части планера вы знаете?
6.Анализ и оценка занятия.
А сейчас наступает очень важный для всех авиаконструкторов момент – это испытание самолёта. Первые 4 члена экипажа с готовыми моделями выходят на стартовую линию. Производится одновременный бросок модели метательного планера. Участники садятся на место модели не подбираются. Когда 1 четверка закончит, выходит вторая. И так далее.
После того как все закончили.
Скажите, пожалуйста, какой планер улетел дальше всех?
А почему так получилось. Вспомните, мы с вами говорили о конструкции самолета, какая она должна быть? А от чего зависит легкость и прочность конструкции? А как нужно собирать модель?
На этом занятии учащиеся узнали много нового из истории авиации, научились самостоятельно изготавливать планер из бальзы и пенопласта.
Литература:
Журавлева А.П., Что нам стоит флот построить. – Москва «Патриот»,1990
Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. – Москва «Просвящение»,1984
Журнал «Крылья Родины», №4, 1987год.
Приложение 1.
Технологическая карта.
Планер из бальзы и пенопласта .
На заготовке из бальзы нарисовать фюзеляж, затем, полученный силуэт аккуратно вырезать канцелярским ножом.


На заготовках из пенопласта нарисовать крылья, стабилизатор, киль, затем, полученные силуэты аккуратно вырезать канцелярским ножом.

Склеиваем детали.

Утяжелить носовую часть пластилином
