Просмотр содержимого документа
«Планирование работы классного руководителя»
Планирование работы классного руководителя
Назначение, функции плана. Требования к планированию
- Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы.
Предназначение плана -- упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.
План -- это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.
План выполняет следующие функции :
- -- направляющую, определяющую;
- -- прогнозирующую;
- -- координирующую, организаторскую;
- -- контрольную;
- -- репродуктивную (воспроизводящую);
Требования к плану
- 1) Целенаправленность плана;
2) План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие ;
3) План – это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей;
4) План работы предусматривает связь воспитательного процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей;
5) Ориентация на комплексный характер планов;
- 6) План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе;
- При планировании необходимо обеспечить преемственность содержания и форм деятельности: исключить неоправданное дублирование, учитывать предыдущий опыт, видеть перспективы в работе;
- Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы;
- Реальность и разумная насыщенность плана.
Этапы планирования
- -- составление педагогами проекта плана (его контуров);
- -- коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов педагога, сбор предложений, идей учащихся, родителей);
- -- внесение педагогом корректив в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформление плана воспитательной работы.
При планировании воспитательной работы необходимо учитывать :
- -- результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;
- -- воспитательные и организационно-педагогические задачи;
- -- материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;
- -- передовой опыт страны, города, школы;
- -- возможности родителей, общественности;
- -- воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;
- -- традиционные праздники учебного года;
- -- события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;
- -- события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
- -- традиции школы;
- -- дела проводимые ближайшими культурными учреждениями;
- -- предложения педагогов, учащихся, родителей,
Виды и структура планов
- Планы по содержанию, структуре, форме очень разнообразны. Главное – они должны помогать в организации работы, быть удобными для пользования, являться рабочими, а не формальными документами.
- 1) По охвату содержания:
- -- комплексный (общий) план: планируется деятельность во всех ее направлениях и видах. Например, план воспитательной работы план работы педагога с детским коллективом;
- -- тематический план: планируется одно направление или вид деятельности, К примеру, планы работы с родителями, план профориентации и другие;
- -- предметный (конкретный) план: планируется одно конкретное дело. План конференции, план подготовки и проведения классного часа и т.д,
- 2) По длительности планируемого периода:
- -- долгосрочный (перспективный): план на длительный период времени (год и более). План работы учреждения на год, план профориентационной работы с учащимися старших классов (на 2 года);
- -- этапный (периодический; план: это план средней перспективы, когда планируется какой-то определенный этап дальней перспективы (четверть, полугодие);
- -- краткосрочный: план ближайшей перспективы, когда планируется достаточно короткий отрезок времени (часть этапа, периода), К примеру, план работы на месяц, на неделю;
- -- оперативный: планируются конкретные ближайшие действия. Наиболее распространен план дня.
- 3) В зависимости от субъекта планирования
- -- индивидуальный планирует один человек;
- -- коллективный: планировать может большой коллектив, часть коллектива, группа. Педагог может организовать коллективное планирование в детском объединении. Коллективный или индивидуальный подход к планированию может рассматриваться и как способ его осуществления, поэтому при выборе индивидуального или коллективного способа планирования надо обязательно помнить о том, что субъект планирования должен быть тот же, что и субъект реализации плана.
- 4) По масштабу планирования
- -- общешкольные планы, которые предусматривают участие в планируемой работе детей разных классов, педагогов, родителей (план работы ученического коллектива, план воспитательной работы школы, план общешкольного дела);
- -- планы первичных коллективов (план работы классного коллектива, клубного коллектива).
Виды планов
- -- перспективный план, раздел годового плана работы школы;
- -- календарные планы воспитательной работы с ученическим коллективом на четверть или месяц, на полугодие (планы-сетки, удобные для работы и корректировки);
- -- план методической работы с учителями по вопросам воспитания школьников;
- - планы клубов, штабов, советов, музеев и других школьных объединений;
- -- перспективные планы работы по направлениям воспитания на несколько лет (3, 5,10), например, по эстетическому воспитанию или нравственному просвещению;
- -- планы подготовки и проведения общешкольных дел.
Структура плана
- 1 . Анализ воспитательной работы школы за прошедший учебный год, в котором целесообразно отразить следующее:
- а) результаты воспитательной работы (уровень воспитанности, социальности учащихся, их профессиональной ориентированности, конкурентоспособности);
- б) характеристика изменений, происшедших в общешкольном коллективе (развитие структуры, отношений между участниками педагогического процесса, укрепление связей и традиций);
- в) реализация поставленных воспитательных задач (какие задачи решены и как, что и как повлияло на их решение, причины невыполнения намеченного);
- г) анализ проделанной работы на приоритетных направлениях работы школы, результаты и организация деятельности, достижения, недостатки и их причины.
- 2. Задачи воспитательной работы на новый учебный год, к определению, формулировке которых предъявляются следующие требования :
- --они вытекают из анализа работы;
- --задачи на новый учебный год отличаются от задач предыдущего года;
- -- они конкретны и реальны для выполнения;
- -- задачи охватывают всю планируемую работу с учащимися;
- -- они учитываются при планировании методической работы, контроля за воспитательной работой и составлении всех других планов в школьном и первичных коллективах.
- 3. Содержание и формы работы с ученическим коллективом .
Этот раздел может иметь различную структуру. В нем целесообразно выделить несколько подразделов, взяв за основу направления работы, виды деятельности или задачи воспитательной работы.
Целесообразна и используется в практике такая структура плана, которая предусматривает планирование работы не только с учащимися, но также с педагогами и родителями.
- 4. Взаимодействие с педагогическим коллективом.
- 5. Работа с семьей, общественностью .
Структура и форма плана классного руководителя могут быть разнообразными, главное, чтобы они были удобны для работы и оперативной корректировки.