Пластилинография.«Нарядная казачка» для детей старшей группы ДОУ.
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно
отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для
всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и
нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что
рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и
в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография.
Создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых,
полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности – один из видов
декоративно-прикладного искусства.
Цель мастер-класса: развитие у детей творческих способностей, освоение
новых приемов и техник использования пластилина для создания
художественного образа.
Задачи:
ознакомление с историей и особенностями казачьего костюма;
развитие мелкой моторики;
освоение новой техники создания узора;
развитие чувства меры, красоты, цвета;
патриотическое воспитание.
Материалы:
Пластилин.
Шаблон куклы-казачки.
Доска для лепки.
Стека.
Салфетка для каждого ребенка.
Ожидаемый результат: создание нарядного костюма казачки с
выраженным ярким узором, с помощью пластилинографии.
Ход мастер-класса:
1 часть. Знакомство с историей костюма донской казачки.
Воспитатель:
Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о казаках.
Для начала давайте с вами поздороваемся, как здоровались казаки:
«Здорово ночевали! Слава богу!»
Все мы знаем, кто такие казаки? (Ответы детей)
Мы и сами являемся потомками Донских казаков и соблюдаем обычаи и
традиции казачества.
Конечно, ребята, казаки – гордый и смелый народ. Такие слова- честь и
достоинство для них на первом месте. Но кто же провожал казаков в бой, кто
ждал их домой и хранил семейный очаг? Конечно жены казаков.
Казачки всегда славились своим терпением, силой духа и красотой. Казачка
всегда была одета в яркие костюмы, которые отражали ее веселость и
независимость характера. И сегодня мы с вами познакомимся поближе с
нарядами казачек. Узнаем, что они носили, сравним с современной казачьей
одеждой.
По одѐжке встречают, а провожают по уму. Как выдумаете, ребята, что это
значит? Эта поговорка очень точно характеризует отношение казаков к костюму:
по одежде многое можно узнать о донской казачке. Одежда казачек – парочка:
пышная юбка и кофта с баской. Казачки украшали одежду вышивкой и
кружевами. Они верили, что их магический рисунок оберегал от бед и болезней.
Я предлагаю вам попробовать сегодня украсить костюм казачки, создать
его таким же ярким и интересным, но делать мы будем это с помощью весьма
необычного способа. Мы будем использовать пластилин. Такой метод создания
картины называется –пластилинография.
Перед вами на столах шаблоны казачек-куколок, пластилин, доски для
лепки, салфетки и стеки. Для удачной картины нам следует использовать
пластилин небольшими кусочками, хорошо разминать его, чтобы он стал мягкий
и разглаживать как можно ровнее.
2 часть. Практическая.
Воспитатель: Для начала выберем цвет юбки нашей казачки. Юбки у
казачек всегда яркие. Поэтому предпочтительнее зеленый, красный, синий,
фиолетовый или другой яркий цвет.
От пластилина отделяем небольшие кусочки и скатываем их в шарики.
Далее, когда пластилин станет мягким, распределяем шарики по юбке нашей
куколки. Начинаем разглаживать пластилин пальцами от центра к краю.
Просветы нужно заглаживать пальчиками и распределять пластилин до тонкой
равномерной поверхности.
После можно приступать и к верхней части наряда куколки. В итоге у нас
получается яркий костюм из двух частей. Теперь осталось украсить казачку.
Разминка: (Делать движение руками по тексту)
Пластилин я в руки взял,
Мял, давил, крутил, слеплял.
Перемазал им все руки,
Своей воле покорял.
Вроде бы всё так легко,
Взял кусок, потом ещё,
Вместе их соединил,
Вот и что-то получил.
Гладил, форму улучшал,
Где неровно поправлял,
Руки вытер, оценил,
Наконец-то завершил.
Приступаем к нанесению узоров.
Костюм можно украсить маленькими точечками или кружочками, волнами,
которые делают из тонких жгутиков.
Украшение казачки по усмотрению детей и цвет костюма по желанию
ребенка.
Заключение: в результате работы дети самостоятельно, опираясь на
полученные знания, используя технику примазывания, создали нарядный костюм
в казачьем стиле.