СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Плюсы и минусы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках в школе.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сообщении рассматриваются достоинства и недостатки "модного" сейчас повсеместного применения ИКТ.

Просмотр содержимого документа
«Плюсы и минусы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках в школе.»

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В ШКОЛЕ.

Ивакина С.В.

Учитель 1 кв. категории

МБОУ «Лидинская ООШ»

Использование ИКТ на уроках в школе имеет много положительных моментов. Но кроме «плюсов» при использовании ИКТ сегодня видны и «минусы».

Сегодня учителя достаточно активно используют ИКТ в учебном процессе школы. В школе имеются кабинеты с современными персональными компьютерами, классы с интерактивными досками, специально ориентированное на определенный школьный предмет программное обеспечение. Многие учителя умеют применять текстовые и графические редакторы, искать информацию в интернете, готовить презентации, работать с электронными учебниками. В целом осуществляется целенаправленная подготовка учителей к использованию ИКТ на уроках.

Плюсов использования ИКТ в учебном процессе школы можно перечислить очень много. Но кроме «плюсов» при использовании ИКТ сегодня видны и «минусы». И анализируя применение ИКТ на уроках в школе, хотелось бы обратить внимание на эти «минусы». Приведем примеры.

Пример 1. Пожалуй, самый распространенный вариант использования ИКТ на уроках сегодня – это применение презентаций. Итак, пусть приготовлена хорошая презентация по теме урока (слайды прекрасно оформлены, записи и рисунки отлично видны, слайд не перегружен текстом, на слайде только необходимая информация, все представлено наглядно и красочно). К сожалению, проблемы возникают и при использовании таких хороших презентаций. Вот некоторые:

1.  Чтобы презентация была хорошо видна, надо использовать затемнение (полное или частичное). И если на всех шести уроках используется презентация (ведь администрация школы сегодня желает, чтобы каждый учитель на каждом уроке по любому предмету использовал ИКТ), то все шесть уроков ученики и учитель сидят при искусственном освещении, без дневного света. Нормально ли это? Естественно, нет.

2.  Чтобы работать с информацией на слайде, приходится напрягать зрение. Если презентаций много, то и напряжений зрения много. Вряд ли это оправдано с медицинской точки зрения.

3.  Некоторые учителя объяснение нового учебного материала заменяют на переписывание учениками информации со слайда (озвучивая или нет), особенно, если есть проблемы с дисциплиной в классе.

4.  Ученики торопятся списать все, что есть на слайде. Объяснения учителя, даже если они присутствуют, часто проходят впустую.

Пример 2. Многие учителя в настоящее время активно применяют интернет в учебном процессе. Итак, пусть используются интернет-ресурсы для подготовки учениками некоторого сообщения по определенной тематике. В данном случае ученик имеет возможность относительно быстро найти необходимую информацию и в немалом объеме. Вот этот «немалый объем» и подводит многих. Сначала идет накапливание фактического материала ─ скачивается нужная информация. И это вполне закономерно. После должно следовать осмысливание, анализ, отбор интересной и действительно нужной информации и составление своего варианта сообщения. Но почему-то, как правило, это не происходит. Большой объем добытой информации воспринимается учениками как уже законченная работа. К тому же обилие материала может затянуть процесс работы в интернете.

Пример 3. Допустим, наш ученик на уроке работает на компьютере с различными учебными программными продуктами (контролирующими, тренирующими, демонстрационными, обучающими), выполняет задания с применением текстовых и графических редакторов, проводит расчеты и перерасчеты при помощи электронных таблиц, применяет базы данных и системы управления базами данных, использует электронные учебники и пособия. Тогда у этого ученика есть прекрасная возможность работать на уроке в своем темпе, а у учителя работать с учеником индивидуально и дифференцированно. Все хорошо, если не учитывать, что тогда на каждом уроке ученик вынужден много работать за компьютером. Но сколько же может ученик сидеть за компьютером!?

Получается, что если рассматривать один отдельно взятый урок в школе, то использование ИКТ ─ это замечательно. А когда это распространится на все уроки?! Поэтому уже сегодня надо серьезно задуматься о разумной дозировке использования ИКТ на уроках в школе. Не просто бездумно насаждать, а каждый раз серьезно анализировать, что это дает учебному процессу.