СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Плюсы и минусы проектной деятельности на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоги проектной деятельности ШМО учителей иностранной словесности. Плюсы и минусы проектной деятельности в школе (уроки английского языка).

Просмотр содержимого документа
«Плюсы и минусы проектной деятельности на уроках английского языка»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на педсовете 28.03.2019 г. учителя английского языка

Кондратьевой А.А.

по теме: «Итоги проектной деятельности ШМО учителей иностранной словесности. Плюсы и минусы проектной деятельности.»


Продукты нашей проектной деятельности:

  1. Рисунки (флаги и т. д.);

  2. Плакаты, постеры (разного формата);

  3. Рефераты;

  4. Презентации.

Всё зависит от учителя –

хороший урок презентация украсит,

плохому же уроку – все равно не поможет.

Теперь в школах постоянно ведётся работа по поиску новых форм и методов преподавания. Появляются уроки-дебаты, - дискуссии, - игры, - путешествия, - викторины,

- исследования, уроки-концерты.

Так как современное общество ставит перед школой задачу подготовить школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания, во многих школах наряду с разнообразными направлениями новых педагогических технологий всё чаще применяется проектная деятельность.

Метод проектов - не новость в мировой педагогике: он начал использоваться в практике обучения значительно раньше выхода в свет известной статьи американского педагога В. Килпатрика "Метод проектов" (1918), в которой он определил это понятие как "от души выполняемый замысел".

В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т. Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Применение ИКТ обладает неоспоримыми преимуществами. Презентации во время урока представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным.

По определению М.А. Ступницкой, учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся - партнеров, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Самое решающее звено в реализации проекта - учитель. Меняется его роль. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте. Это и создание проблемных ситуаций, и активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез.

Основная  трудность в   организации проектной  деятельности -   перегрузка учащихся. Исследовательская работа объёмная, кропотливая, особенно,  если   это -  поиск  информации,  чтение   научной  литературы, написание рефератов. Конечно, польза от такой деятельности   несомненная, но приходится избегать больших временных затрат.

При сегодняшней загруженности современного ученика, реальным я считаю создание одного-двух проектов в течение года.

Из-за ограниченности во времени, чаще используются краткосрочные проекты, конечным продуктом которых является мультимедийная презентация. Не маловажной является психолого-физиологическая особенность восприятия материала, так как во время обучения будут задействованы все каналы восприятия. Хорошо известно, что при аудио- и визуальном преподнесении запоминается до 65% информации. Для сравнения: устной информации запоминается лишь 12 %, с записями - 25 %.

Созданные презентации дают возможность рациональнее использовать учебное время, учат ребят работать в информационном пространстве.

Таким образом, главными достоинствами проектного метода обучения, бесспорно, является следующее:

  • актуальность. В центре технологии - ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;

  • создание комфортной образовательной среды. Степень сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик становится фактором развития и самоопределения личности;

  • дифференцированный подход. Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно ориентированного обучения;

  • использование информационных технологий: обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности;

  • формирование исследовательских умений;

  • мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками - всё это повышает мотивацию обучения.


Хороший урок должен быть похож на театральное действие. Дети – не пассивные слушатели, а активные участники обсуждения увиденного и услышанного на каждом слайде. Слайды презентации – инструмент, который помогает по-новому осветить тему.

К сожалению, проблемы возникают и при использовании хороших презентаций.

Безусловно, есть и минусы. Захлестнувшая нас волна увлечения проектами привела к тому, что делать проекты в школе стало модно, конкурсы проектов учеников довольно часто представляют собой "Выставку достижений учителей (репетиторов или родителей)".

В работе некоторых жюри иногда верх берет академизм, и тогда преимущества получают профессионально выполненные проекты, доля участия детей в которых минимальна.

Я стараюсь поощрять самостоятельное выполнение проектов, пусть с ошибками и недочётами, но где видна работа ребенка, а не родителя или репетитора.

«Негладкие» проекты. Ошибки – это хорошо, есть над чем работать!!

Красота – совершенна и мертва, нет места развитию. БЕЗОБРАЗНОСТЬ – в этом заложен потенциал!!

Обязательное представление, выступление с проектом. В ходе рассказа проверка, как ребенок ориентируется в теме, в конце проверка понимания темы презентации другими учащимися, ответы на вопросы, др. задания.

Используя и анализируя использование презентаций на уроках и внеклассных занятиях, пришла к выводу, что здесь есть как свои плюсы, так и минусы.

Преимущества использования презентаций:

 уроки и мероприятия проводятся на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

 появляется возможность усилить мотивацию обучения;

 в процесс занятия включаются все дети, даже самые пассивные и застенчивые;

 позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать благоприятный климат на уроках;

 появляются новые варианты использования традиционных форм работы;

 ученики сами создают авторские презентации, защищают свои рефераты и исследовательские работы с использованием компьютера;

 учащиеся начинают работать творчески с информацией, которая обычно воспринимается как сухая и малоинтересная;

 развивает коммуникационные компетенции у всех школьников;

 сближает обучение в школе с повседневной жизнью общества;

 предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

 учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

 позволяет использовать различные стили обучения;

 позволяет сократить время на усвоение материала;

 дает возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами.

Минусы использования презентаций:

 оборудование и техника могут подвести учителя и не включиться вовремя;

 часто возможна разница офисных программ;

 качество оборудования не всегда соответствует задаче урока;

 испортить урок или мероприятие может и сама презентация, в основе которой лишь прописанные вопросы и картинки к ним;

 могут отрицательно сказываться на здоровье школьников.

Согласна с тем, что компьютер на уроке — не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения. Действительно, с помощью презентаций, интерактивных досок, электронных учебников вести уроки намного легче и интереснее. Однако бесспорно и то, что ИКТ — это не панацея, а хорошее средство обучения в руках умелого учителя.

Уверена, что каждый учитель на каждом своем уроке должен стремиться все минусы применения презентаций даже самых неудачных, с ошибками обратить в плюсы. Это поможет повысить эффективность процесса обучения, не перегрузить детскую психику и сохранить здоровье подрастающего поколения.

А главное не убить в ребенке стремление добывать знания самостоятельно.

Только правильно организованная работа окажет положительное воздействие на учащихся, будет способствовать самостоятельному получению знаний и опыта из непосредственного общения с реальной жизнью, развивая у них умения работать с постоянно меняющейся информацией, самостоятельность, критическое мышление, инициативу. Если ученик постоянно будет заниматься проектной деятельностью в школьные годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к окружающим условиям.