МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 16
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.С.ПАНОВА
ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.04 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ КАССИРА БИЛЕТНОГО
ОПОП СПО (ППКРС) по профессии
100120.04 Проводник на железнодорожном транспорте
Хабаровск
2017 г.
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 100120.04 Проводник на железнодорожном транспорте
Организация-разработчик: КГБ ПОУ 16
Разработчики: Соловьева С.В., мастер п/о КГБ ПОУ 16
Программа утверждена на заседании ПЦК
Протокол заседания № ___ от «___» _______________2017 г.
Председатель ПЦК ________________Е.И. Пищенко
Согласовано Президентом Совета самоуправления
обучающихся КГБ ПОУ 16 _________ А.М. Ушаков
Согласовано методист КГБ ПОУ 16 ____________О.Н. Заплавная
Согласовано с зам. директором по УПР
«____» ______________ 2017 г. ______________ О.Ю. Ярица
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 5 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 7 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля | 8 |
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 12 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 13 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Выполнение работ кассира билетного
1.1 Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее — программа) является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 100120.04 Проводник на железнодорожном транспорте в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) Выполнение работ кассира билетного и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Оформлять и продавать проездные и перевозочные документы на железнодорожном транспорте.
2. Принимать проездные и перевозочные документы от граждан в случаях их отказа от поездки и возвращать им деньги.
3. Получать, хранить и сдавать денежные средства и бланки строгой отчетности в установленном порядке.
4. Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке рабочих по профессии:
23372 Кассир билетный.
1.2 Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучаю1щийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- оформления и продажи проездных и перевозочных документов вручную и с использованием автоматизированных систем;
- приема проездных и перевозочных документов от граждан в случаях их отказа от поездки и возвращения им денег;
- получения, хранения и сдачи денежных средств и бланков строгой отчетности в установленном порядке;
уметь:
- оформлять и продавать пассажирам проездные и перевозочные документы на железнодорожном транспорте вручную и с использованием билетопечатающих машин и аппаратов;
- обеспечивать выполнение заявок на билеты, в том числе заявок от организаций и учреждений на групповые заявки пассажиров.
знать:
- правила перевозок пассажиров и багажа на железнодорожном транспорте;
- тарифы, порядок расчёта стоимости проезда; схемы расположения мест в вагонах;
- схему железных дорог;
- расписание движения поездов;
- инструкции по получению, хранению и сдаче денежных средств;
- установленную отчётность;
- правила взаимодействия с клиентами;
- правила ведения оперативного учёта;
- технологию обработки проездных и перевозочных документов;
- нормативные основы и требования к деятельности кассиров билетных и кассиров багажных, товарных (грузовых);
- порядок оформления документов для информационно-вычислительных центров, станций, финансовой службы дорог и отделения банка, порядок составления отчётности;
- правила технической эксплуатации компьютеров, видеотерминалов и других счётно-суммирующих машин.
1.3 Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 381 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 75 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 50 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 25 часов;
учебной практики – 126 часов;
производственной практики – 180 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности ПМ 04 Выполнение работ кассира билетного, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 4.1 | Оформлять и продавать проездные и перевозочные документы на железнодорожном транспорте. |
ПК 4.2 | Принимать проездные и перевозочные документы от граждан в случаях их отказа от поездки и возвращать им деньги. |
ПК 4.3 | Получать, хранить и сдавать денежные средства и бланки строгой отчётности в установленном порядке. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем. |
ОК 3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы |
ОК 4 | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 7 | Проводить мероприятия по защите пассажиров и работников в чрезвычайных ситуациях и предупреждать их возникновение |
ОК 8 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1 Тематический план профессионального модуля «Выполнение работ кассира билетного»
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов | Учебная, часов | Производс- твенная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК 4.1 – 4.3 | МДК 04.01 Технология выполнения работ кассира билетного | 75 | 50 | 25 | 25 | | |
| Учебная и производственная практика, ч | 306 | - | - | - | 126 | 180 |
| Всего: | 381 | 50 | 25 | 25 | 126 | 180 |
3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю «Выполнение работ кассира билетного»
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов ТО | Объем часов ПЗ | Объем часов СР | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
МДК 02.01 Технология работ кассира билетного | | 25 | 25 | 25 | |
Тема 1. Организация работы кассира билетного, багажного | Содержание учебного материала Правила перевозок пассажиров и багажа на железнодорожном транспорте. Схема железных дорог. Характеристика автоматизированной системы управления АСУ «Экспресс». Нормативные основы и требования к деятельности кассиров билетных, багажных. | 3 | | | 2 |
Тема 2. Порядок работы при оформлении проездных документов | Содержание учебного материала Тарифы и порядок расчета стоимости проезда. Схемы расположения мест в вагоне. Оформление проездных документов. Правила проезда детей и школьников. Характеристика бланков строгой и нестрогой отчетности. Получение начального и конечного отчетов. | 3 | | | 2 |
Практическая работа Оформление проездных документов вручную | | 5 | | |
Тема 3. Порядок оформления испорченных и неиспользованных проездных документов | Содержание учебного материала Гашение испорченных проездных документов. гашение следующим заказом. Ускоренное гашение. Порядок оформления погашенного проездного документа. Возврат неиспользованных проездных документов. Сроки возврата неиспользованных проездных документов. | 3 | | | 2 |
Практическая работа Получение начального и конечного отчета кассира. Гашение испорченных проездных документов. Возврат неиспользованных проездных документов по виду работ. Частичный возврат неиспользованных документов. | | 6 | | |
Тема 4. Оформление проезда военнослужащим | Содержание учебного материала Правила проезда военнослужащих. Оформление проезда по воинскому требованию. Сроки годности воинского требования. Порядок гашения воинского требования при оформлении проездного документа. | 4 | | | 2 |
Практическая работа Оформление проездных документов военнослужащим | | 3 | | |
Тема 5. Оформление проездного документа железнодорожникам | Содержание учебного материала Правила оформления проезда железнодорожникам. Вид работы и используемые ключи для оформления проездного документа Формы транспортных требований. Компостирование транспортных требований. Сроки годности транспортного требования. Отчетность билетного кассира за оформление проездных документов по транспортным требованиям. | 4 | | | 2 |
Практическая работа Оформление проездных документов по транспортным требованиям | | 6 | | |
Тема 6. Оформление проезда инвалидов | Содержание учебного материала Правила проезда инвалидов, участников ВОВ. Порядок предоставления льгот .Внутри государственные и межгосударственные льготы .Правила оформления проездных документов по ручной технологии. | 4 | | | 2 |
Практическая работа Оформление проезда инвалидам и участникам ВОВ во внутригосударственном сообщении. Оформление проезда инвалидам и участникам ВОВ в межгосударственном сообщении | | 3 | | |
Тема 7. Межгосударственный пассажирский тариф. | Содержание учебного материала Тарифы и порядок расчета проезда в межгосударственном сообщении. Оформление проездных документов. Возврат проездных документов. Льготные перевозки в межгосударственном сообщении. | 4 | | | 2 |
Практическая работа Оформление проездных документов в межгосударственном сообщении | | 2 | | |
Самостоятельная работа при изучении ПМ.04 Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Выполнение типовых контрольно-оценочных заданий при подготовке к процедурам текущего, тематического и рубежного контроля (в форме тестов, контрольных работ, карточек заданий, технологических диктантов и др.) Работа с базами данных, библиотечным фондом (учебной литературой, официальными, справочно-библиографическими и периодическими изданиями) , информационными ресурсами сети «Интернет». Подготовка выступлений, творческих заданий, учебных проектов и др. (в рамках участия в работе научных обществ, научно-практических конференций, кружков технического творчества) Работа по написанию письменной экзаменационной работы Примерная тематика домашних заданий 1 Роль железнодорожного транспорта в транспортной системе России. 2Структура управления транспортом 3Организация работы вокзала. 4Железные дороги Российской Федерации. 5Деление сообщений, поездов и вагонов по категориям. 6 Служебное расписание движения пассажирских поездов. 7 Правила и условия перевозок пассажиров. 8Восстановление проездных документов. 9 Правила перевозки ручной клади. 10Виды пассажирских тарифов. 11 Работа билетного кассира в АСУ «Экспресс» 12 Терминальное оборудование, используемое в системе «Экспресс» 13 Порядок оформления проездных документов с применением АСУ «Экспресс» 14Технология работы билетного кассира. 15 Бланки строгой и нестрогой отчётности, используемые при работе в системе «Экспресс» 16 Гашение проездных документов. 17 Возврат проездных документов 18 Переоформление проездных документов. 19Оформление проездных документов различным категориям граждан. 20 Бронирование и оформление мест по индивидуальным поездкам. | | | 25 | |
| 25 | 25 | 25 | |
Всего часов по МДК 04.01 | 75 |
Учебная практика Виды работ Освоение приемов работ на билетопечатающих машинах Оформление и продажа проездных документов Определение общей стоимости проезда в поездах дальнего и местного сообщения. Оформление заказа проездных документов детей и взрослых на ПК Оформление заказа проездных документов по воинским требованиям Оформление заказа проездных документов железнодорожников Оформление заказа бесплатных, льготных проездных документов Оформление проездных документов детей и взрослых Оформление проездных документов по воинским требованиям Оформление проездных документов по воинским требованиям, железнодорожникам. Оформление бесплатных, льготных проездных документов. Составление начального и конечного «Отчёта кассира» по продаже проездных документов. Оформление возврата неиспользованных проездных документов Оформление гашения проездных документов. Оформление мест по групповым заявкам на заранее забронированные места. Технология инкассации денежных средств, порядок получения бланков строгой отчётности. | 126 | | | |
Производственная практика Виды работ Оформление проезда детей и взрослых в кассах дальнего и местного следования Оформление проезда военнослужащих в кассах дальнего и местного следования Оформление проезда пассажиров в пригородных кассах Прием смены кассира билетного, получение бланков строгой отчетности, подготовка терминала к работе, составление начального отчета кассира, составление конечного отчета кассира, работа билетного кассира по виду работ получение справочной информации. Работа билетного кассира с билетопечатающим устройством. Сдача денежных средств старшему билетному кассиру на хранение | 180 | | | |
Всего часов по ПМ.04 | 381 | | | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы модуля предполагает наличие лаборатории «Билетопечатающие машины и аппараты».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- рабочее место преподавателя: стол с компьютером, стул,
- шкафы для учебников,
- стеллажи,
- стенды и плакаты,
- наглядные пособия,
- комплект учебно-методической документации,
- электронные обучающие ресурсы (ЭОР),
- видеофильмы.
Технические средства обучения:
- компьютер, мультимедийный проектор.
4.2 Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Кормаков Н. А., Павликова А. Г.,Трофимова Е. Н. Продажа и оформление проездных документов во внутреннем железнодорожном сообщении с использованием АСУ «Экспресс»:Учебное пособие.- М: Маршрут, 2015
2. Организация железнодорожных пассажирских перевозок: Учебное пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / А. С. Бадаев, А. А. Авдовский и др; Под редакцией В. А. Кудрявцева—М: Издательский центр « Академия», 2015 г
Дополнительные источники
Учебные пособия:
1. Азовский А.П., Александров Е.В. Вагоны. Основы конструирования и экспертизы технических решений. – М.: Маршрут, 2016.
2. Артемова Л.Р., Болотин З.М., Калымулин Ю.М. пособие проводнику пассажирских вагонов. – М.: Транспорт, 2015.
3. Асадченко В.Р. Автоматические тормоза подвижного состава. – М.: Маршрут, 2015.
Интернет-ресурсы:
1. Библиотека железнодорожника. http://rwlib.narod.ru
2. Вестник ВНИИЖТ: журнал. http://www.css-rzd.ru/vestnik-vniizht
3. Виртуальный колледж проводников. http://vkp.clan.su
4. Железнодорожник: форум. http://railwayman.ru
5. Железнодорожный транспорт: журнал. http://www.zdt-vagazine.ru
6. Российские железные дороги. http://rzd.wmsite.ru
4.3 Общие требования к организации образовательного процесса Обязательным условием обучения по профессиональному модулю «Кассир билетный» является предшествующее изучение общепрофессиональных дисциплин: «Общий курс железных дорог», «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности», «Охрана труда», «Основы культуры профессионального общения», «Безопасность жизнедеятельности».
Учебная практика проводится рассредоточено.
Перед началом учебной практики, а также при выполнении различных работ с целью предотвращения внештатных ситуаций производится инструктаж по технике безопасности.
4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Выполнение работ кассира билетного».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин: «Общий курс железных дорог», «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности», «Охрана труда», «Основы культуры профессионального общения», «Безопасность жизнедеятельности».
Мастера: наличие 5-6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 2.1. Оформлять и продавать проездные и перевозочные документы на железнодорожном транспорте. | демонстрация знаний и умений по оформлению заказа проездных документов. демонстрация практических навыков оформления проездных документов и возврата документов в случае отказа пассажира от поездки | экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ учебной практики. Экспертная оценка на практическом экзамене |
ПК 2.2. Принимать проездные и перевозочные документы от граждан в случаях их отказа от поездки и возвращать им деньги. | демонстрация знаний и умений по оформлению заказа проездных документов. демонстрация практических навыков оформления проездных документов и возврата документов в случае отказа пассажира от поездки | тестирование. экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ учебной практики. экспертная оценка на практическом экзамене |
ПК 2.3. Получать, хранить и сдавать денежные средства и бланки строгой отчётности в установленном порядке. | демонстрация знаний и умений по получению и хранению денежных средств. демонстрация практических навыков по заполнению документов строгой отчётности в установленном порядке | экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ учебной практики. экспертная оценка на практическом экзамене |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | демонстрация интереса к будущей профессии; портфолио учащегося; участие в конкурсах профессионального мастерства; кружковая работа; внешняя активность учащегося | экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем. | обоснование выбора и применение методов и способов решения профессиональных задач в области работы кассира билетного; демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач | экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ по учебной и производственной практике |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использование различных информационных источников | экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ по учебной и производственной практике |
ОК 5. Использовать поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использование различных информационных источников | экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ по учебной и производственной практике |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами | умение работать с клиентами, общаться с коллегами по работе, руководством. умение принимать решение в нестандартных ситуациях. | экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ по учебной и производственной практике |
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | обоснование выбора и применение методов и способов решения профессиональных задач; демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач | экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике |
*