Проект
« По страницам русских народных сказок»
7 группа
Воспитатели:
Толоконникова С.В.
Антонова Е.С.
Вид проекта : познавательно-творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный проект, 1 недели.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель.
Возраст детей : 6-7 лет.
Образовательные области : речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Актуальность : Огромное значение в жизни человека имеет книга. Стойкий интерес к чтению и привычка ребенка читать формируется в семье. Пока ребенок маленький родители читают ему книги, а как только малыш научится читать сам, облегченно вздыхают. Ни для кого не секрет, что многие дети вырастают, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается не тронутой и теряет свое значение в формировании художественного вкуса. Большую часть своего свободного времени дети, и их родители проводят у телевизора или компьютера, в связи с этим, замедляется процесс чтения, теряется интерес к книге. Чтение же художественной литературы имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. От того как дети понимают содержание прочитанного, умеют бегло и выразительно читать, анализировать поступки героев, делать выводы, зависят их успехи в обучении.
Начав интересоваться книгой, ребенок попадет в совершенно другой мир – увлекательный, красочный, интересный, который подарит ему множество открытий и находок. Любовь к чтению и книге – это любовь на всю жизнь, поэтому очень важно поощрять первые успехи дошкольника в чтении, рассказе, стимулировать его интерес к слову и хорошим произведениям.
Книжка – малышка, сделанная дошкольниками, позволит поднять интерес к художественной литературе, даст понимание важности книги в жизни человека и повысить самооценку детей за свой труд.
Книжка-малышка- это и развлечение, и времяпрепровождение с ребёнком, а также обучение.
Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чём не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая им необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы позволяют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.
Гипотеза : Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.
Трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине и серии картинок, составления описательных рассказов. Слабо развиты творческие способности детей.
Цель:
Воспитывать у детей любовь к книгам, а также любовь к русским народным сказкам; развивать у детей устойчивый интерес к сказке, как к произведению искусства; раскрытие творческих способностей детей.
Задачи:
- Повысить у детей интерес к самостоятельной читательской деятельности.
- Формировать умение планировать процесс изготовления книжки – малышки.
- Расширить представление детей о сказках.
- Развивать у детей умение самостоятельно отбирать интересующую литературу.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.
- Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
- Воспитывать культуру речи.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
- Воспитание эстетического вкуса .
Планируемые результаты:
- Повышение эффективности работы по развитию связной речи детей.
- Обогащение словарного запаса детей.
- Использование детьми в своей речи элементов русского фольклора, сравнений, метафор, эпитетов и других средств образной выразительности.
- Умение играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать и составлять свои загадки, разгадывать кроссворды и ребусы по русским народным сказкам.
- Применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности (создание книжки-малышки) .
Ожидаемые результаты по проекту:
- развитие интереса детей к русским народным сказкам
- закрепление умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях
- воспитание чувства дружбы и коллективизма
- получить эмоциональный отклик от своей работы
- пополнение книжного уголка книжками-малышками, сделанными своими руками.
I этап «Подготовительный»
- Изучение литературы по проектной деятельности.
- Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг с русскими народными сказками, иллюстраций по сюжетам русских народных сказок.
- Разработка конспектов совместной деятельности, сценарии викторины по теме «Что за чудо эти сказки!» .
- Обогащение развивающей среды: в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения; в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, на конусах, Бибабо, пальчиковый,) ; в игровую зону – маски,
- в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам.
- подбор наглядно-дидактического материала.
II этап «Информационно-творческий»
Познавательное развитие:
«Русские народные сказки» .
ФЭМП (развивающие игры) : «Иван-царевич спасает Василису Премудрую» (лабиринт) ,
Конструирование: «Построй замок для Елены Прекрасной» (строитель) ; «Царевна Лягушка» , «Жар-птица» , «Зайчик» (оригами) .
Речевое развитие:
- Пересказ сказки «У страха глаза велики» .
- Рассказывание по серии картинок «Лисичка-Сестричка и волк» .
- Творческое рассказывание: «Придумай конец сказки» .
- Рассказывание сказок, используя мнемо таблицы.
- Составление описательных рассказов о героях и волшебных предметах русских народных сказок. Придумывание загадок детьми по теме.
- Дидактические игры: «Что сначала, что потом» , «Из какой сказки пришёл герой (героиня)?» , «Из какой сказки волшебная вещь?» , «Подбери иллюстрацию к сказке» , «Путаница» , «Сложи картинку и узнай сказку»
- Чтение художественной литературы: «Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса» ) , «Гуси-лебеди» , «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» , «Сивка-Бурка» и «Иван-Царевич и Серый Волк» (сравнение сюжетов сказок) , «По щучьему велению» , «Сказка про Бабу Ягу» , «Семь Симеонов» , «Морозко» , «Снегурочка» , «Финист – Ясный сокол» , «Летучий корабль» , «Волшебное кольцо» .
Социально-коммуникативное развитие:
Игра-драматизация по русской народной сказке «Красная шапочка» .
Обыгрывание сюжетов из сказок: «Волк и Лиса» , «Петушок – Золотой Гребешок»
Беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?» .
Отгадывание загадок.
Заучивание наизусть считалок, стихотворений.
Настольно-печатные игры: «Любимые сказки» ( «Играем и учимся» ) , «Мои любимые сказки» ( «Умка» развивающие игры – узнай по тени) , «Сказки о животных» , «Сказки. Игра в дорогу» (с фишками) , кубики «Любимые сказки» , театр сказок.
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Гуси-лебеди» , «Золотые ворота» , «Кошки-мышки» , физминутка «Сказки» ; пальчиковая гимнастика «Любимые сказки» , глазная и дыхательная гимнастика.
Художественно-эстетическое развитие:
- Рассматривание репродукций картин В. Васнецова «Алёнушка» , «Иван-царевич на Сером волке» .
- Рисование «По мотивам русских народных сказок» (акварельные краски, мелки, фломастеры) .
- Рисование песком «По мотивам русских народных сказок» .
- Рисование по сказке «Лиса и кувшин».
- Лепка «Мои любимые герои» .
- Театр своими руками.
- Показ воспитателем театров по сказкам: «Три поросенка» (теневой) , «Гуси лебеди» (Настольный) , Теремок (плоскостной) .
- Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам.
- Спектакль в саду «По мотивам русских народных сказок» .
- Музыка: подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр.
Совместная работа родителей и детей:
Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек.
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей «Воспитание сказкой» .
III этап «Заключительный»
Результаты проекта:
В группе созданы необходимые условия по формированию у детей целостного представления о русской народной культуре.
Расширился кругозор и активизировался словарный запас детей.
Речь детей стала выразительной и эмоционально окрашенной.
Дети с интересом и удовольствием обыгрывают сюжеты знакомых сказок, играют в разные виды театров, в дидактические и настольно-печатные игры по русским народным сказкам.
Дети используют полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.
Родители активно участвовали в ознакомлении детей с русскими народными сказками, выполнении творческих работ по их сюжетам, изготовлении театров.
Продукт проекта:
Выставка творческих работ детей по сюжетам сказок (рисунки, аппликации, рисование песко, лепка) .
Книжки-малышки «Сказка на новый лад» (дети и родители) .
Театры, сделанные руками детей, родителей, воспитателей и их помощников.
Лэпбук «Добро пожаловать в сказку»
Результат:
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у детей принять участие в проекте «По страницам русских народных сказок» ; сблизила детей и педагогов нашей группы.
Список используемой литературы:
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
- Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.
- Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2012г.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007
- Румянцева Е.А. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет. Волгоград: Учитель, 2014.
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети» . -М.: АРКТИ, 2004.
Уголок чтения
Инсценировка сказки «Теремок»
Обогащение развивающей среды
Рисование по сказке «Лиса и кувшин»
Совместное творчество родителей и детей
Коллективная лепка по сказкам
«Волк и семеро козлят» «Три поросёнка» «Гуси лебеди»
«Курочка Ряба» «Репка» «Колобок»
Инсценировка сказки «Лиса заяц и петух».
Рисование по сказкам
Изготовление «Книжек-малышек»
Спасибо за внимание