Игры на развитие коммуникативных умений
Для развития коммуникативных навыков, можно рекомендовать следующие игры. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, формирование навыков коллективной деятельности.
Игры, направленные на формирование навыков общения
«Я хочу с тобой дружить»
Цель: игра помогает наладить доброжелательную обстановку в группе взрослых и детей. Водящий говорит: «Я хочу подружиться…» и далее описывает одного из участников группы. Участник, который догадался, что описывают именно его, быстро подбегает к водящему и жмет ему руку. И сам становится водящим в игре.
«Комплименты»
Цель: развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении. Стоя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу. Рекомендации: 1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами или попросите помощи у других детей.
«Вежливые слова»
Цель: развитие уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Задание для детей: 1) назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встрече с вами); 2) благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); 3) извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
«Коробка с секретом»
Цель: Развивать коммуникативные навыки, активизировать детей. Понадобится достаточно большая картонная коробка (например, из-под компьютера или другой бытовой техники). В этой коробке Вам нужно будет прорезать большие отверстия – такие, чтобы в них свободно пролезла рука. Всего нужно сделать 4- 6 отверстий. Играют соответственно 4- 6 человек (сколько отверстий в коробке, столько и игроков может быть в Вашей игре). Игроки просовывают руку в коробку (ведущий в это время придерживает коробку на столе), там находят чью-то руку, пожимают её и угадывают, кто это был, с кем они только что «познакомились».
«Секрет»
Цель: Развивать навыки общения, умения правильно сформулировать просьбу. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом. Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, монету и т.д.). Игрок кладет свой «секретик» в ладошку и зажимает в кулачок. Участники ходят по помещению и должны найти способ уговорить каждого показать свой «секрет». Рекомендации: ведущий следит за процессом обмена «секретами», помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.
«Письмо на руке»
Цель: развитие взаимопонимания, формирование сплоченности группы. Дети делятся на пары и становится напротив. Один из игроков протягивает вперед свою руку ладонью вверх. Его «зрячий» партнер должен будет сейчас писать на ладони отдельные печатные буквы. «Слепой» игрок должен попытаться расшифровать эти буквы и сказать, что он прочитал. Прежде чем второй партнер напишет новую букву, он должен «стереть» с руки старую. Задачу можно усложнить, записывая на руке целое слово или даже целое предложение. Не забывайте прежде, чем написать новое слово, стереть старое.
«Касание»
Цель: научить играм с четкими правилами, которые организуют, дисциплинируют, сплачивают, развивают быстроту реакции и вызывают эмоциональный подъем. Разделите детей на пары. Попросите их соединить руки, касаясь только подушечками пальцев. Задание – вместе присесть и пройти дистанцию, но так, чтобы не отрывать рук. Важно учитывать межличностные отношения детей, строя пары. Поставьте вместе детей, между которыми нет взаимной симпатии. По мере привыкания детей друг к другу, можно усложнить задание, например, попрыгать, станцевать, создать статую. Как только дети выполнят все задания, поменяться партнерами.
«Рукавички»
Цель: учить совместной деятельности и общению, умению договариваться. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар рукавичек равно количеству пар детей. Ведущий раздает детям рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенные. Дети по сигналу ведущего находят свою пару и с помощью трех цветных карандашей стараются как можно быстрее, совершенно одинаково раскрасить рукавички.
Творческая игра «Кто здесь кто?»
Цель. Учить средствам жестикуляции и мимики, передавать наиболее характерные черты персонажа сказки
Ход игры. Педагог предлагает детям сыграть небольшие спектакли по известным сказкам, изображая героев средствами мимики и жестов.
Игра-инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит»
Цель. Дать детям понятие, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей.
Ход игры. Педагог спрашивает детей, знают ли они, что с помощью слова можно творить чудеса. Слово может обидеть, огорчить, рассмешить человека. Когда человек огорчен, обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить. Педагог читает стихотворение, а затем жестами и мимикой показывать его, дети повторяют за педагогам.
Игры - ситуации
цель. Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Ход игры. Детям предлагается разыграть ряд ситуаций
1. Две девочки поссорились –помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
3. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.
4. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
5. Ребёнок плачет – успокой его.
6. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
Игра - инсценировка «Мой день»
Цель. Развивать умение видеть и понимать себя и окружающих, внешний и внутренний мир.
Ход игры. Чтение стих. «Мой день». Беседа о прочитанном. Предложить детям рассказать, как себя ведут, что умеют делать самостоятельно, можно отобрать нужные картинки или нарисовать.
Сюжетно-ролевая игра «Буратино и дети»
Цель. Учить детей оценивать свое поведение и поведение окружающих, использовать при общении вежливые слова.
Ход игры. В группу входит Буратино. Здороваются. Говорят, что хотели бы посмотреть, как ребята живут. Дети показывают свои игровые уголки, игрушки и др. Буратино предлагает поиграть всем вместе, интересуется умеют ли дети дружно играть. Буратино загадывает детям загадки. Дети отгадывают. Повторяют правила вежливого общения.
Игра-имитация «Обезьянка»
Цель. Развить способность подражать мимике и жестам.
Ход игры. Педагог предлагает одному из детей стать обезьянкой, остальным детям повторять все его движения: обезьянка шагает - все шагают, обезьянка поднимают руку - и дети тоже.
Сюжетно-ролевая игра «Маленькие помощники»
Цель. Приучать детей помогать в работе по дому, учить совместной деятельности и общению.
Ход игры. Педагог читает стихотворение. В нужное время по его сигналу каждый из детей показывает, как он умеет выполнять свою работу.