СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на этическую тему (задание 15.3)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия элективного курса по русскому языку "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  на этическую тему (задание 15.3)"

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на этическую тему (задание 15.3)»

Конспект занятия элективного курса по русскому языку в 9 классе.


ТЕМА занятия: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на этическую тему (задание 15.3)».

Цель: сформировать у школьников навыки написания сочинения- рассуждения на морально-этическую тему (задание 15.3).

Задачи:

образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка, предупреждение речевых ошибок;

развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного речевого высказывания;

воспитывающие: формирование личностных качеств учащихся;

Технология: квест

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Средства обучения: доска, памятки, толковые словари, словарь синонимов, словарь антонимов.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3


Технологическая карта урока

п/п

Этап занятия

Содержание, формы и методы деятельности

Деятельность обучающихся

1.

Оргмомент


Приветствие, эмоциональный настрой

Проверка готовности к уроку

2.

Мотивация

Целеполагание

Формулирование темы и цели занятия обучающимися

Анализ высказывания известных людей, выявление общей темы.

Постановка учебных и личностных задач

3.

Актуализация.


Фронтальный опрос. Повторение лингвистических понятий: изобразительно-выразительные средства, синонимы, правописание приставок, словосочетание, СП.

Практикум: самостоятельная работа по языковому анализу текста

Алгоритм работы над сочинением. Повторение речеведческих понятий: типы речи, основные элементы сочинения-рассуждения

Ответы на поставленные вопросы.





Решение тестовых заданий по тексту, взаимопроверка.

Составление опорной схемы сочинения-рассуждения на морально-этическую тему

4.

Открытие новых знаний.

Лексическая работа в группах:

аналитическая работа со словарями: «Толковым словарем», «Словарем синонимов», информацией из Википедии и т.д.

Развитие речи. Индивидуальные сообщения о произведениях искусства литературы, музыки, кинематографа.

Первичное закрепление знаний. Коллективная работа с видеоматериалом

Выразительное чтение, определение основной мысли.

Сбор информации в разных источниках по теме, составление кластера.


Публичная речь обучающихся по теме.



Составление устного высказывания по представлению о представленных произведениях искусства (аргумент на основе жизненного опыта).

6.

Рефлексия.


Итоги урока.

Высказывания учащихся о полученных знаниях

7.

Домашнее задание.

Сочинение 15.3

Написание сочинения с использованием собранного на занятии материала


Ход урока.

I. Организационный момент.

  1. Приветствие учащихся, эмоциональный настрой на работу.

II. Мотивация, целеполагание.

1) Работа с эпиграфом к занятию

Человек бывает человеком только благодаря размышлению. Пьер Буаст

В ходе беседы обучающиеся определяют содержание деятельности занятия - работа по развитию речи над рассуждением.

2) Далее учащимся предлагается выразительно прочитать высказывания известных людей, и определить тему, на которую им предстоит рассуждать на занятии:

  1. Искусство есть заражение чувствами других людей. Л.Н. Толстой 

  2. Дело художника — рождать радость. К.Г. Паустовский

  3. Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном. Д. Дидро

3) Формулирование обучающимися темы занятия, постановка цели и задач занятия: научиться создавать высказывание, содержащее рассуждения на тему «Что такое настоящее искусство?» (задание 15.3); развивать свою речь, собрать материал для собственного сочинения на заданную тему.

4) Запись даты, темы занятия: Сочинения-рассуждения на тему «Что такое настоящее искусство?» (задание 15.3)

Произведения искусства хранятся в музеях и коллекциях, но наша задача исследовать это понятие, а исследования проводятся в лабораториях, поэтому предлагаю вам сегодня виртуальному квест-экскурсию по интерактивному музею Речеведения, где нам предстоит и серьезная исследовательская работа и одновременно приобщение к искусству. Вот путеводитель нашей экскурсии, в каждом зале нам предстоит решение каких-либо задач (квестов), которые приведут нас к нужному результату.


1. Касса музея (повторение): повторить изобразительно-выразительные средства речи, стилистические синонимы, виды подчинительной связи в словосочетаниях, правописание приставок, СП.

2. Практическая лингвистика (тест): выполнить индивидуально тестовую работу по тексту. Провести взаимопроверку.

3. Зал красноречия (опорная схема): составлить опорной схемы сочинения-рассуждения.

4. Библиозал (словарная работа): выразительно прочитать произведения известных поэтов. Провести исследование, собрать материал для определения понятия «искусство», синонимы к слову, прилагательные, глаголы.

5. Картинная галерея (выступление подготовленных учащихся, эмоциональное восприятие произведений искусства): прослушать сообщения, познакомиться с произведениями искусства.

6 . Творческая мастерская (развитие речи): работа над высказыванием.


III. Актуализация знаний.

1 квест. Касса музея. Повторение.

Пропускным билетом в музей является знание лингвистического материала.

Блиц-опрос по карточкам.

Дайте определение изобразительно-выразительным средствам: эпитет, метафора, сравнение, фразеологизм.

Что такое стилистические синонимы?

Расскажите о правописании приставок

Какие виды подчинительной связи в словосочетаниях вы знаете?

Назовите средства связи в ССП

Оценивание: ставят плюс те, кто правильно ответил

Теперь вы готовы пройти тест по тексту, работаем индивидуально.

2 квест. Зал практической лингвистики. Тест.

Выполнить индивидуально тестовую работу по тексту. Провести взаимопроверку.

Мини-тест по тексту.

(1)Лина уже полмесяца жила в Москве. (2)Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.(3)Забыться было невозможно.

(11)Она бродила по улицам, села на скамейку отдохнуть и стала оглядываться.(12)Увидев глобус, Лина догадалась: Планетарий. (13) Она пошла вовнутрь здания, купила билет.

(20)Погас свет, и зазвучал голос лектора. (21)Он рассказывал о Вселенной. (22)На небе Планетария появились кинокадры: представление древних людей о строении мира, портреты Галилея, Джордано Бруно. (26)И вдруг купол над ней зацвёл звёздами, и откуда-то с высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка.

(27) Лина слышала эту музыку не раз. (28)Она даже знала, что это музыка Чайковского, и на мгновение увидела сказочных лебедей и тёмную силу, подстерегающую их. (29) Нет, не для умирающих лебедей была написана эта музыка. (30)Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания и летела сюда, к Лине, долго-долго летела, может, дольше, чем звёздный свет.

(31)Звёзды сияли, звёзды лучились, бесчисленные, вечно живые. (32)Музыка набирала силу, музыка ширилась и взлетала к небу всё выше, выше. (33)Рождённый под этими звёздами человек посылал небу свой привет, славил вечную жизнь и всё живое на Земле. (34)Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир. (35)Лине хотелось рвануться и крикнуть:

– (36)Люди, звёзды, небо, я люблю вас!

(37)Вскинув руки, она приподнялась с сиденья и устремилась ввысь, повторяя заклинание:

– (38)Жить! (39)Жить!

(По В. П. Астафьеву)* * Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – русский советский писатель, автор широко известных романов, повестей, рассказов.


1. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1) Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.

2) И вдруг купол над ней зацвёл звёздами.

3) Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.

4) Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.

2.Из предложений 3336 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости  звонкости последующего согласного.

Ответ: ___________________________.

3.. Замените разговорное слово «рвануться» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________.

4.. Замените словосочетание «звёздный свет», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: ___________________________.

5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

И вдруг купол над ней зацвёл звёздами,(1) и откуда-то с высот,(2) нарастая,(3) ширясь и крепчая,(4)полилась музыка. Она даже знала,(5) что это музыка Чайковского,(6) и на мгновение увидела сказочных лебедей и тёмную силу,(7) подстерегающую их.

Ответ: ___________________________.


Проводим взаимопроверку с использованием ключей, оцениваем: каждый правильный ответ – 1 балл.

1. 3

2. разлилась

3. встать

4. свет звезд

5. 1

3 квест. Зал красноречия. Составление опорной схемы сочинения-рассуждения.

Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо - у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому. Платон

1. Вопросы классу:

- Как вы понимаете смысл высказывания? Что мы с вами должны вспомнить?

(Схему построения сочинения-рассуждения – композицию)

2. Задания группам. Соберите опорную схема сочинения-рассуждения, используя задания.

1 группа: составьте схему на доске, отобрав нужные понятия (тезис, описание, эпитет, аргументы, текст, вывод)

2 группа: выберите нужные определения композиционных частей и дополните схему (что такое тезис, аргументы, вывод) а) это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис; б) это заключение, итог проведённого рассуждения; в) это утверждение, которое требуется доказать;

3. В результате работы групп на доске появляется опорная схема:

Тезис – это утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

4. Коллективная аналитическая работа над построением сочинения – рассуждения 15.3, задание классу:

1.Прочитайте формулировку задания 15.3

2. Выберите элементы соответствующие нашей схеме, назовите их

3. Дополним нашу опорную схему.


15.3 Как Вы понимаете значение слова …? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое …», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй –  из Вашего жизненного опыта.


5. В результате работы опорная схема дополняется:

Тезис – это утверждение, которое требуется доказать: определение понятия

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис:

1 пример-аргумент из прочитанного текста,

2 пример-аргумент  из Вашего жизненного опыта.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

Получают печатную опорную таблицу.

Оценивание работы в группе: пассивность-0, участие -1, активность -2


IV. Открытие новых знаний.

4 квест. Библиозал. Перед нами библиозал музея: для входа в него необходимо выразительно прочитать произведения известных поэтов. Определите основную мысль каждого произведения



Микеланджело 

Творенье может пережить творца: 

Творец уйдет, природой побежденный, 

Однако образ, им запечатленный, 

Веками будет согревать сердца. 

Я тысячами душ живу в сердцах 

Всех любящих, и, значит, я не прах, 

И смертное меня не тронет тленье. 



Марк Львовский

Есть много путей

В современном искусстве,

Где есть и любовь,

И высокие чувства.

Простой обыватель

Живёт, как умеет,

Художник по-своему

Мир лицезреет.


В библиозале мы проведем исследование различных источников, найдем определение понятия «искусство», подберем возможные синонимы к слову, прилагательные, глаголы. На основе собранного материала составим кластер

Искусство - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Синонимы: творчество, мастерство;

прилагательные: настоящее, современное;

глаголы: воздействует, вдохновляет, восхищает, отражает.

Запись в опорную таблицу.

Пояснение: эти слова помогут при написании комментария к тезису (2-3 предложения, содержащие размышления в соответствии с заявленным тезисом. Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта).

Оценивание работы в группе: пассивность-0, участие -1, активность -2


5 квест. Картинная галерея

Итак, настоящее искусство – это произведения творчества способные воздействовать на нас, волновать, преображать. Пройдем в нашу картинную галерею, вы видите здесь портреты известных людей: В.А.Моцарта, А.С.Пушкина, М. Глинки. Все они жили в разное время. Что же их связывает? Искусство.

Индивидуальное сообщение о стихотворении Пушкина и романсе Глинки

Индивидуальное сообщение о творчестве Моцарта и трагедии Пушкина

Просмотр видео.


V. Первичное применение полученных знаний

6 квест. Творческая мастерская.

Итак, мы в последнем зале нашего музея. Это творческая мастерская. Используя материалы урока, ваши впечатления, составьте в группе небольшое высказывание о воздействии искусства на человека.

Оценивание работы в группе: пассивность-0, участие -1, активность -2


VI. Рефлексия. Подведение итогов

Наша экскурсия подошла к концу. Проверьте, все ли оценили свое участие в залах нашего музея. В ваших маршрутах есть графа рефлексия. Заполните ее, кратко ответив на вопросы.

1. Достигли ли вы целей, поставленных в начале урока?

2. Чему вы научились?

3. Продолжите фразу «На уроке мне…»

Сдайте листы. Кто хочет высказать впечатления от занятия, ваши пожелания.


VII. Домашнее задание. Напишите сочинение-рассуждение по тексту, с которым вы работали на уроке, используя все полученные материалы.

7