СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

План работы администрации, классного руководителя и педагога-психолога по подготовке обучающихся к сдаче ОГЭ со всеми вспомогательными материалами..

Просмотр содержимого документа
«Приложение_11»

Приложение 11

Социально-психологический тренинг

«На экзамены с уверенностью»

Цель: снижение ситуативно-личностной тревожности во время сдачи экзамена подведение к осознанию необходимости уверенного поведения в ситуации экзамена.

Задачи:

  1. Анализ своего поведения и состояния во время сдачи экзамена.

  2. Повышение стрессоустойчивости.

  3. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

  4. Тренировка навыков уверенного поведения.

  5. Развитие эмоционально-волевой сферы.


Форма организации: групповая

Методы: психологические упражнения, беседа, медитативная техника

Оборудование: бумага, ручки, карточки

Продолжительность: 1ч

План:

  • Приветствие. Сообщение цели встречи

  • Правила группы

  • Игра «Делай как я!»

  • Упражнение «Откровенно говоря»

  • Мини-лекция «Как вести себя во время экзамена»

  • Упражнение «Встряхнись»

  • Техника «Какого цвета ваша уверенность?»

  • Подведение итогов



Ход занятия

Приветствие.

Время: 2-3 мин

Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы подготовить себя к предстоящему экзамену, настроится на уверенное поведение во время сдачи экзаменов. Для этого мы с вами проведем ряд упражнений, направленных на снижение стресса, напряжения и тревоги, возникающих во время сдачи экзаменов».


Правила группы.

Время: 3-4 мин

«После того как мы познакомились, давайте обсудим основные правила взаимодействия в группе. И вам предлагается принять следующие правила:

- конфиденциальность происходящего в группе;

- активность. Это правило предполагает возможность каждого участника высказывать свое мнение, делиться своими мыслями и чувствами;

- общение по принципу «здесь и теперь» (обсуждается только то, что происходит в данный момент);

- уважение к говорящему;

Принятие правил сопровождается их обсуждением в группе».



Игра «Делай как я ! »

Цель: подготовка к основной части занятия, активизация участников, развитие инициативы.

Время: 10 мин.

«Прежде чем перейти к основной части нашего занятия, давайте немного встряхнемся». Все встают в ширину за ведущим, который начинает двигаться по кругу со словами: «Делай как я!» и показывает какое-либо движение. Участники повторяют это движение и делают его до тех пор, пока кто-то другой из участников не скажет: «Делай как я!» и предложит свое движение. Желательно каждому что-то предложить свое».


Упражнение «Откровенно говоря»

Цель: создание положительной мотивации к предстоящему занятию, сплочение группы, углубление процессов самораскрытия.

Материал: карточки с незаконченными предложениями.

Время: 15 мин.

Инструкция: «Перед вами в центре круга лежит стопка карточек. Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить, и брать по одной карточке, на которой написана незаконченная фраза. Вам нужно сразу же, не раздумывая, закончить фразу. Постарайтесь быть предельно откровенным и искренним.»

Примерное содержание карточек:

  1. Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах…

  2. Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам…

  3. Откровенно говоря, когда я вижу незнакомый мне вопрос …

  4. Откровенно говоря, когда я вижу свою отметку …

  5. Откровенно говоря, когда я вижу, что преподаватель не в настроении…

  6. Откровенно говоря, когда я готовлюсь к предстоящим экзаменам…

  7. Откровенно говоря, когда я надеюсь только на удачу или на счастливый случай…

  8. Откровенно говоря, когда я волнуюсь…

  9. Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями…

  10. Откровенно говоря, когда я прихожу на предэкзаменационную консультацию…

  11. Откровенно говоря, когда я вхожу в кабинет…

  12. Откровенно говоря, когда я стою перед дверью в кабинет…


Мини-лекция «Как вести себя во время экзамена»

Цель: познакомить обучающихся с правилами поведения до и во время экзамена.

Время: 10мин.


Рекомендации по поведению до и в момент экзамена

  1. За день до начала экзамена постарайся ничего не делать. Если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся. «Перед смертью не надышишься».

  2. Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.

  3. И вот ты перед дверью кабинета. Успокойся! Скажи несколько раз: «Я спокоен!».

  4. Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.

  5. Смело входи в кабинет с мыслью, что все получится.

  6. Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что все у тебя получится.

  7. Можно выполнить дыхательные упражнения для снятия напряжения:

  • Сядь удобно,

  • Глубокий вдох через нос (4-6 сек.),

  • Задержка дыхания (2-3 сек.) и выдох.

  1. Постарайся сосредоточиться, забыть об окружающих.

  2. Соберись с мыслями.



Игра «Встряхнись»

Цель: избавиться от негативного, ненужного, мешающего и неприятного.

Время: 10 мин.

Инструкция: «Я хочу показать вам, наиболее простой и доступный способ приведения своего эмоционального состояния в норму:

Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с вас, как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились.

Ваше самочувствие после выполнения упражнения?»


Техника «Какого цвета ваша уверенность?»

Цель: возможность расслабиться и набраться оптимизма, уверенности в себе.

Время: 15 мин.

Инструкция: «Представьте себе свою уверенность. Опишите какого она цвета. Высказываться будем по кругу. (Уверенность не должна быть бесцветной, серой, черной, белой или коричневой).

А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза или можете оставить их открытыми. Представьте себе свою уверенность в виде облака того цвета, которого она была изначально…сделайте глубокий вдох и попытайтесь как можно сильнее впитать всю силу облака уверенности… Почувствуйте как ваше тело наполняется силой… Выпрямляется осанка, расправляются плечи, наливаются силой руки и ноги… Вы полны энергии и уверенности!

Прочувствуйте это состояние, запомните его и прибегайте к нему в нужные для вас моменты. Теперь вы можете открыть глаза».


Подведение итогов:

Время: 5-7 мин.

Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия?

А сейчас мы предлагаем вам ответить на вопросы нашей мини-анкеты:


Пол___________________Возраст__________________

  1. Какие открытия Вы сделали для себя?_______________________

__________________________________________________________

  1. Что нового узнали?_______________________________________

__________________________________________________________

  1. Что возьмете на вооружение и будете использовать в дальнейшем?

______________________________________________________________





.

Просмотр содержимого документа
«План подготовки к сдаче ОГЭ (ГИА)»

План психологической подготовки обучающихся 9 класса к ОГЭ (ГИА)


Цель: психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 9 классов и их родителей в подготовке к ОГЭ.

Данная разработка предназначена для педагога-психолога и учителей, которые готовят обучающихся к сдаче ОГЭ.

n/n

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Цель

Анкетирование девятиклассников. (Приложение 1)

Сентябрь

Педагог-психолог

Определить уровень тревожности девятиклассников.

Создание и обновление  информационного стенда по ОГЭ «Экзамен без проблем». (Памятки)

В течение года

Зам. директора по УВР, классный руководитель, педагог-психолог

Дать обучающимся кратко наиболее важную информацию к экзаменам.

Проведение пробных экзаменов по математике и русскому языку

Октябрь

Зам. директора по УВР, учителя- предметники

Познакомить обучающихся с процедурой проведения ОГЭ .

Анкета  «Самооценка психологической готовности к ОГЭ» (Приложение 2)

Октябрь

Педагог-психолог, классные руководители

Провести самооценку обучающихся по результатам пробного экзамена.

Тренинг «Снятие тревожного состояния» (Приложение 3)

Ноябрь

Педагог-психолог

Научить снижать уровень тревожности.

Индивидуальные консультации по преодолению трудностей при сдаче экзаменов.

В течение года

Педагог-психолог, учителя - предметники

Формирование личностной и процессуальной готовности к экзамену

Работа в микрогруппах с учащимися с одинаковыми психологическими проблемами по подготовке к ОГЭ

В течение года

Педагог-психолог, учителя - предметники

Формирование личностной и процессуальной готовности к экзамену

Классный час «Правила поведения на экзамене» (Приложение 4)

Январь

Классный руководитель

Формирование личностной и процессуальной готовности к экзамену

Классный час «Стратегия подготовки к экзамену» (Приложение 4)

Февраль

Классный руководитель

Формирование личностной и процессуальной готовности к экзамену

Родительское собрание «Психологический комфорт в семье во время экзаменов» (Приложение 5)

Март

Зам. директора по УВР, классный руководитель, педагог-психолог

Помочь родителям организовать предэкзаменационный период своим детям.

Тренинг «Как справиться со стрессом» (Приложение 6)

Март

Педагог-психолог

Создать условия для формирования навыков преодоления стресса и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу и страх.

Классный час «Пути достижения успеха на экзамене» (Приложение 7)

Март

Зам. директора по УВР, классный руководитель, педагог-психолог 

Формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как усидчивость, обязательность, добросовестность, умение мобилизовать себя.

Тренинг «Снятие тревожного состояния» (Приложение 8)

Апрель

Педагог-психолог

Научить снижать уровень тревожности.

Родительское собрание «Впереди экзамены»

(Приложение 9)

Апрель

Зам. директора по УВР, классный руководитель, педагог-психолог 

Помочь родителям организовать предэкзаменационный период своим детям непосредственно перед экзаменом.

Классный час «Накануне экзамена» (Приложение 10)

Май

Классный руководитель

Повторить перед экзаменом основные правила подготовки к экзамену и поведения во время экзамена.

Тренинг «Уверенность на экзамене» (Приложение 11)

Май

Педагог-психолог

Снижение ситуативно-личностной тревожности и подведение к осознанию необходимости уверенного поведения в ситуации экзамена.



Просмотр содержимого документа
«Приложение_1»

Приложение 1

Тест школьной тревожности Филипса

Эта методика поможет вам определить уровень и характер тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста.

Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения.


Инструкция.

Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ "+", если Вы согласны с ним, или "-", если не согласны.

Опросник

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?

  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?

  20. Похож ли ты на своих одноклассников?

  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

  24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

  30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

  40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

  43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

  45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

  47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

  48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

  49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

  50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

  51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

  52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

  53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

  54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?

  55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

  56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

  57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

  58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Обработка результатов и интерпретация

Ответы, не совпадающие с ключом, свидетельствуют о наличии у ребенка проявлений тревожности. При обработке результатов подсчитывается:

1) Общее число несовпадений по всему тесту: если она больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если более 75% от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности.

2) Число совпадений по каждому из 8 факторов, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется по той же схеме, что и в первом случае.

Ключ

1 -

11 +

21 -

31 -

41 +

51 -

2 -

12 -

22 +

32 -

42 -

52 -

3 -

13 -

23 -

33 -

43 +

53 -

4 -

14 -

24 +

34 -

44 +

54 -

5 -

15 -

25 +

35 +

45 -

55 -

6 -

16 -

26 -

36 +

46 -

56 -

7 -

17 -

27 -

37 -

47 -

57 -

8 -

18 -

28 -

38 +

48 -

58 -

9 -

19 -

29 -

39 +

49 -


10 -

20 +

30 +

40 -

50 -



Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).

1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.


Факторы

№ вопросов

1. Общая тревожность
в школе

2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58;
сумма = 22

2. Переживание
социального стресса

5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44;
сумма = 11

3. Фрустрация потребности
в достижение успеха

1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43;
сумма = 13

4. Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45;
сумма = 6

5. Страх ситуации
проверки знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26;
сумма = 6

6. Страх не соответствовать
ожиданиям окружающих

3, 8, 13, 17, 22;
сумма = 5

7. Низкая физиологическая
сопротивляемость стрессу

9, 14, 18, 23, 28;
сумма = 5

8. Проблемы и страхи
в отношениях с учителями

2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47;
сумма = 8









Просмотр содержимого документа
«Приложение_10»

Приложение 10

Как вести себя накануне экзамена

День и ночь накануне экзамена – самые напряженные в психологическом плане. Главное в это время – не перегружать мозги. Подготовка в первой половине дня должна быть примерно такой: полчаса занятий – 15-минутный перерыв. Во время «переменки» не стоит сидеть за письменным столом или у телевизора. Лучше сделайте пару несложных упражнений – наклоны, прыжки, махи руками. Умойся прохладной водой, полежи с закрытыми глазами, включив негромко спокойную музыку. Отдохнув, грызи гранит науки дальше.

Кстати, пытаться выучить в последний день все бесполезно. Лучше посвятить это время повторению сложных правил, фактов, цифр и т.п. Весь материал должен четко отложиться в голове.

Во второй половине дня (после 16 часов) перерыв нужно немного увеличить, а продолжительность занятий, напротив, уменьшить. Время «икс» – девять вечера. После 21.00 отложите в сторону учебники и конспекты. Примите душ, выпейте валерьянки для спокойного сна и в постель. Никаких ночных бдений! Только хорошо выспавшись, вы сможете на следующий день сосредоточиться и быть в форме.

Пейте больше минералки, зеленого чая или просто чистой негазированной воды, выжав туда несколько капель лимонного сока. Даже если аппетита нет, «топливо» вашему организму необходимо. Налегайте на свежие овощи, фрукты и ягоды, раз в день обязательно съешьте кусок мяса или рыбы, не забудьте про орехи и шоколад – они активизируют память и мыслительные процессы.

В день экзамена частенько кусок в горло не идет. Но пересильте себя и обязательно позавтракайте. Иначе организм подведет вас в самый ответственный момент. Примерное меню выпускника: любая каша или яйца, кусочек хлеба с маслом или сыром, шоколад, банан (в нем много полезных веществ, он хорошо утоляет чувство голода благодаря своей питательности), свежевыжатый апельсиновый сок.

Как вести себя во время ОГЭ


  • Итак, позади период подготовки. Не пожалей двух-трех минут на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомни о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке. Подыши, успокойся. Вот и хорошо!


  • Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.п.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!


  • Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения ОГЭ в аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, непропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и пр.).


  • Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!


  • Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.


  • Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.


  • Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.


  • Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.


  • Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь 6 неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать баллы.


  • Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти—семи (что гораздо труднее).


  • Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).


  • Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.


  • Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.


  • Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.



Просмотр содержимого документа
«Приложение_2»

Приложение 2

АНКЕТА  «Самооценка психологической готовности к ОГЭ (ГИА)» (модификация методики М.Ю.Чибисовой)

Инструкция: Для успешной сдачи ОГЭ (ГИА) необходимо оценить и скорректировать те психологические трудности, с которыми может столкнуться каждый выпускник. В этом тебе поможет данная анкета, результаты которой ты обработаешь самостоятельно. Оцени свое согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями по 5-балльной шкале – обведи цифру, отражающую твое мнение.

 

 

 

УТВЕРЖДЕНИЯ

Полностью

 не согласен

Скорее

не согласен, чем согласен

Затрудняюсь ответить

Скорее

согласен,

чем не согласен

Абсолютно согласен

1

Я достаточно осведомлен о самой процедуре сдачи ОГЭ (ГИА)

1

2

3

4

5

2

Думаю, что способен правильно распределить свои силы во время ОГЭ (ГИА)

1

2

3

4

5

3

ГИА заранее у меня вызывает тревогу  

1

2

3

4

5

4

Я не очень хорошо представляю, как проходит ОГЭ (ГИА)

1

2

3

4

5

5

Полагаю, что смогу оптимально спланировать свое время в течение экзамена

1

2

3

4

5

6

Я не волнуюсь, когда думаю о предстоящих ОГЭ (ГИА)

1

2

3

4

5

7

Я умею работать с КИМ

1

2

3

4

5

8

Я не знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий

1

2

3

4

5

9

Думаю, что сумею справиться со своей тревогой на экзамене

1

2

3

4

5

10

Я достаточно много знаю про ЕГЭ, чтобы понять его преимущества и недостатки

1

2

3

4

5

11

Я смогу определить конструктивную для себя стратегию деятельности

1

2

3

4

5

12

С моим беспокойством мне будет трудно сдавать ОГЭ (ГИА)

1

2

3

4

5

13

Я знаю, какие задания нужно выполнять, чтобы получить желаемую оценку

1

2

3

4

5

14

Я сумею успокоиться в напряженной ситуации экзамена

1

2

3

4

5

15

Я чувствую, что сдать ОГЭ (ГИА) мне по силам

1

2

3

4

5

 

С П А С И Б О!                                 Алгоритм подсчета в ОБРАТНОМ порядке

5

4

3

2

1

 

АНАЛИЗ  РЕЗУЛЬТАТОВ

Результаты подсчитываются суммированием обведенных тобой баллов. Для этого подсчитай сумму баллов отдельно по каждой из трех СОСТАВЛЯЮЩИХ психологической готовности к ОГЭ (ГИА), учитывая, что балл по некоторым утверждениям считается в ОБРАТНОМ  порядке

СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Подсчет баллов в ПРЯМОМ порядке

Подсчет баллов в ОБРАТНОМ порядке

ВСЕГО

Осведомленность и умелость в процедурных вопросах сдачи ОГЭ (ГИА)

Номера утверждений

1

7

10

13

Номера утверждений

4

баллов

Подсчет баллов

 

 

 

 

Подсчет баллов

 

 

Способность к самоорганизации и самоконтролю

Номера утверждений

2

5

11

14

Номера утверждений

8

баллов

Подсчет баллов

 

 

 

 

Подсчет баллов

 

 

 

Экзаменационная тревожность

Номера утверждений

3

12

Номера утверждений

6

9

15

баллов

Подсчет баллов

 

 

Подсчет баллов

 

 

 

 



РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТЫ «Самооценка психологической готовности к ОГЭ (ГИА)»

 

 Сумма баллов

Уровень психологической готовности к ОГЭ (ГИА)

от 1 до 5 баллов

ОЧЕНЬ НИЗКИЙ

от 6 до 10 баллов

НИЗКИЙ

от 11 до 15 баллов

СРЕДНИЙ

от 16 до 20 баллов

ВЫШЕ СРЕДНЕГО

от 21 до 25 баллов

ВЫСОКИЙ

 

 


Просмотр содержимого документа
«Приложение_3»

Приложение 3

Тренинг «Снятие тревожного состояния»

Цель тренинга – снижение уровня тревожности на предэкзаменационном этапе.

Задачи тренинга:

— повышение уровня работоспособности;

— повышение уровня стрессоустойчивости;

— научение способам эффективного расслабления;

— создание ситуации эмоционального комфорта;

— развитие навыков самоконтроля;

— развитие эмоционально-волевой сферы.

Правила проведения тренинга:

1) Конфиденциальность – то, как ведут себя на тренинге его участники, не обсуждается вне группы;

2) «Здесь и теперь». Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Сосредотачивается внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время;

3) Правило «Я». В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и т. п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть;

4) При обсуждении любых вопросов необходимо говорить по очереди, не перебивая друг друга, действует правило поднятой руки;

5) «Освободи чашу» – для того, чтобы узнать что-то новое, мы предлагаем участникам на время тренинга освободить свою чашу знаний для нового опыта, хотя бы на время тренинга увидеть все новыми глазами;

6) Не критиковать («нет критики, бывает обратная связь», все участники на тренинги учатся, и поэтому задача остальных членов группы – дать им максимальное число рекомендаций).

Упражнения

Упражнение 1. «Знакомство»

Цель – рефлексия, знакомство с классом

Представление себя.

Просьба представить одного человека весь класс.

Упражнение 2. «Счёт»

Цель – снятие психического напряжения

Сядьте поудобнее, сложите руки на коленях, поставьте ноги на пол и найдите глазами предмет, на котором можно сосредоточить своё внимание.

Начните считать от 10 до 1, на каждом счёте делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.)

Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счёте. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и, наконец, исчезает напряжение.

Не открывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в тёплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.

Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.

Упражнение 3. «Перекрёстный шаг»

Цель – гармонизация работы правого и левого полушария

Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, тот правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно подниматься на опорной ноге на цыпочки.

Обязательное условие выполнения этого упражнения — двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.

Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.

Упражнение 4. «Управление телом»

Цель – снятие мышечного напряжения

Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.

Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.

Напрягите и расслабьте икры.

Напрягите и расслабьте колени.

Напрягите и расслабьте бёдра.

Напрягите и расслабьте живот.

Расслабьте спину и плечи.

Расслабьте кисти рук.

Расслабьте предплечья.

Расслабьте шею.

Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте – тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.

Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.

Обратите внимание на то, какие группы мышц у вас напряжены. Заметив напряжение в определенных группах мышц, рекомендуется усилить его, довести до абсурда и, вслед за этим, наступает момент, когда расслабиться, сбросить напряжение становится легче. Если ваши кулаки сжимаются от злости, то можно сделать так: на вдохе сжать кулаки крепче и на выдохе резко их отпустить, разжать пальцы. При необходимости можно повторить это несколько раз.

Упражнение 5. «Дыхание»

Цель – душевное равновесие и спокойствие

1) Наберите побольше воздуха в грудную клетку, задержите дыхание на долю секунды и выдохните до конца. Не торопитесь вдыхать снова. [Повторить упражнение несколько раз до полного успокоения.] Для удлинения фазы выдоха иногда рекомендуется также складывать губы трубочкой и пускать воздух по возможности вверх.

2) При вдохе вы говорите про себя слово вдох, при выдохе – выдох. Постепенно дыхание начнет само замедляться, увеличится пауза между вдохом и выдохом.

3) Медленно выдохните, затем медленно сделайте глубокий вдох. Задержите дыхание на четыре секунды. Вновь медленно выдохните, медленно сделайте глубокий вдох. Задержите дыхание на четыре секунды.

[Повторить шесть раз.]

4) Сядьте поудобнее, руки и ноги не скрещивайте. Закройте глаза. Прислушайтесь к своему дыханию. Прочувствуйте его ритм, глубину. Проследите тот путь, который совершают вдох и выдох в вашем организме. Почувствуйте, как воздух проходит через носоглотку, идет вниз в легкие, окружает их и возвращается снова вверх и наружу. Когда он выходит, представляйте себе, что он уносит с собой ваше напряжение, тревогу.

Сосредоточьте ваше внимание на правой [левой] руке. Прочувствуйте, как она «дышит». Представьте себе, что в руке есть множество мелких отверстий, через которые воздух выходит наружу. Проследите за тем, как каждый выдох проходит через эти отверстия. Обратите внимание на ваши ощущения. Что вы чувствуете? Зафиксируйте эти ощущения в вашем сознании.

Сосредоточьтесь на мышцах лба. Представьте, что Вы дышите через центр лба, поток воздуха входит туда, распространяется по всему лицу и с выдохом уходит, снимая зажатость мышц, прочищая затуманенные участки мозга.

Сконцентрируйте внимание в центре груди. Со вдохом воздух входит в грудь и верхнюю часть тела, распространяется внутри и выходит, унося напряжение.

Попробуйте «продышать» любые проблемные участки тела, каждую клеточку тела.

Закончив, вернитесь к своему обычному дыханию, подышите так несколько минут.

Упражнение 6. «Медитация»

Цель – подавление крайних эмоциональных проявлений и снижение реактивности.

1) Представьте, что вы находитесь на пляже, лежите на теплом песке недалеко от воды. Волны бьются о берег, и каждая следующая подбирается все ближе к вам. Наконец, волны начинают окатывать вас перед тем, как вернуться в море. По мере того, как вас омывает водой, вы чувствуете, как ваше напряжение, злость, стресс уходят. Прочувствуйте, что с каждой следующей волной вы становитесь все более расслабленной. Помните: вы можете “регулировать” силу волн в зависимости от интенсивности вашего стресса.

2) Представьте, что вы – птичье перышко, которое парит в небе высоко над землей. Вы поднимаетесь и опускаетесь, становясь все более расслабленной. Наконец, вы аккуратно приземляетесь, нежно касаясь земли. Вы лежите на ней и чувствуете себя абсолютно спокойно.







Просмотр содержимого документа
«Приложение_4»

Приложение 4

Мини-лекция "Как готовиться к экзаменам"

Цель: сообщить в доступной форме об эффективных способах подготовки к экзаменам.
Время: 15 минут.
Как подготовиться психологически
— Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
— Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.
— Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.
Что делать, если устали глаза?
В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Выполни два любых упражнения:
— посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево — вправо (15 секунд);
— напиши глазами свое имя, отчество, фамилию;
— попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);
— нарисуй квадрат, треугольник — сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.
Режим дня
Раздели день на три части:
— готовься к экзаменам 8 часов в день;
— занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку потанцуй — 8 часов;
— спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.
Питание
Питание должно быть 3–4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.
Место для занятий
Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.
Условия поддержки работоспособности
1. Чередовать умственный и физический труд.
2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.
3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20–30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).
4. Минимум телевизионных передач!











Мини-лекция "Как вести себя во время экзаменов"

Одежда должна быть спокойных тонов. Постарайтесь избегать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не спровоцировать отрицательных эмоций у людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время экзамена. Всегда помните о чувстве меры. Ничего лишнего! А вот после экзамена — все что хотите.
Рекомендации по поведению до и в момент экзамена
1. За день до начала экзамена постарайся ничего не делать. Если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся. "Перед смертью не надышишься". Отдыхай, развлекайся и постарайся забыть о предстоящем экзамене.
2. Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.
3. И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Скажи несколько раз: "Я спокоен! Я совершенно спокоен". Иди отвечать в первых рядах. Чем дольше ты не будешь заходить и оставаться в окружении переживающих одноклассников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха.
4. Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями.
5. Смело входи в класс с уверенностью, что все получится.
6. Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее и у тебя все получится. Сосредоточься на словах "Я спокоен, я совершенно спокоен". Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки.
7. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:
— сядь удобно,
— глубокий вдох через нос (4–6 секунд),
— задержка дыхания (2–3 секунды).
8. Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе все объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.
9. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием. Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.
10. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.
11. Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, — как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.
12. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.
13. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!
14. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
15. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.




Просмотр содержимого документа
«Приложение_5»

Приложение 5

Как помочь детям подготовиться к экзаменам

Уважаемые родители!

ОГЭ основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.

Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить напряжение и тревожность ребенка, а так же обеспечить подходящие условия для занятий.

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате экзамена. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться". -Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс.

Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий – 40 минут, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить из газеты свое настроение, порисовать. В зависимости от того, кто Ваш ребенок – «жаворонок» или «сова», пусть занимается преимущественно утром или вечером.

Днем можно (и нужно) заниматься и «совам», и «жаворонкам».

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность – достаточно повесить на стену картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы цветной бумаги. -Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга.

Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он этого не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью и т.д.

Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка для подготовки были различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренировка ребенка именно в форме тестирования, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

1. пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

2. внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам учащиеся уже предполагают, ответ и торопятся его вписать);

3. если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

4. если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант ответа.

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

Признаки стресса:

  • физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.).

  • эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам.

  • поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточный прием пищи), злоупотребление лекарствами, употребление алкоголя, курение.

Просмотр содержимого документа
«Приложение_6»

Приложение 6

Тренинг «Как справиться со стрессом»

Цель: создать условия для формирования навыков преодоления стресса и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу и страх; раскрыть понятия «тревожность» и «стресс»; познакомить учащихся со «здоровыми» способами преодоления тревожности и упражнениями на расслабление; обучить навыкам саморегуляции.
Форма работы: Занятие с элементами тренинга.
Материалы и оборудование: листы для записей, ладошки из бумаги трех цветов (красная, желтая и синяя), старые газеты, спокойная музыка для релаксации.

Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей занятия.
Занятие посвящено тому, что такое стресс и как следует преодолевать тревожные состояния.
III. Информационный блок.
– Ребята, как вы думаете, что такое тревожность?
Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного.
– Как выглядит тревожный человек? (Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение.)
– Как вы думаете, какие физиологические изменения происходят в его организме? (Учащение сердцебиения, и дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе и т.п.)
1. Что такое тревожность. Стресс.
– Люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Накануне важных событий в большей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх. Вслед за ними, как правило, следует собранность, сосредоточенность, концентрация. Наши отрицательные эмоции считают «сторожами», которые не дают нам впасть в беспечность, что угрожало бы нашей жизни. Однако длительное пребывание в таком состоянии тоже опасно, так как приводит к состоянию ступора. Такое состояние можно называть тревожностью. Тревожность сопровождается неприятными ощущениями. Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек, его организм, испытывает стресс.
Стресс – в переводе с английского языка обозначает давление, натяжение, усилие.

2. Физиологическая сторона тревожности.
– Вы, наверное, замечали, что достаточно просто подумать о предстоящем важном событии, о том, что вас ожидает и начинает сильно биться сердце. С физиологической точки зрения это объясняется просто. Когда мы сталкиваемся с любыми трудностями, наш мозг получает сигналы об этом. Вырабатываются гормоны, которые попадают в кровь и с ней переносятся ко всем внутренним органам, меняя их режим работы. Учащается работа сердца, повышается активность тех зон коры головного мозга, которые отвечают за внимание и слаженную работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
– Какие ситуации вызывают у людей тревожность? Вспомните ситуации, когда вы тревожились.
Стрессоры – ситуации, вызывающие стресс.
3. Анкетирование, тестирование.
Учащиеся заполняют анкеты, отвечают на вопросы тестов, узнавая таким образом свои личностные особенности, связанные с восприимчивостью к стрессам.

4. «Здоровые и нездоровые способы преодоления напряженного состояния».
– Итак, я попутно буду записывать все, о чем вы сказали, и вносить на нашу доску.
– Какие еще способы преодоления тревожности вы можете подметить?
Учащиеся указывают способы, которыми пользуются они, а также могут указать и способы, которые используют их старшие братья, сестры, родители. Учитель вносит записи в две колонки. (Сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями – здоровые способы; переедание, ругань, курение, вино,– в нездоровые…)
– Итак, у нас получилось 2 колонки.
– Все ли перечисленные способы преодоления тревожности здоровые?
– Как вы понимаете смысл выражения нездоровые способы?
Итак, в одну из колонок мы определили здоровые способы преодоления напряженного состояния (учитель подписывает колонку, а другую колонку предлагает назвать нездоровыми способами).
– Какие способы более эффективны здоровые или нездоровые? Почему?
Вывод: Необходимо использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают тревожность, но ценой в здоровье. Употребление ПАВ (психоактивных веществ – веществ, влияющих на головной мозг и вызывающих привыкание) создает иллюзию по снятию тревожности. Через небольшое количество времени человек понимает, что все осталось по-прежнему. (Учитель также объясняет, что переедание вредно для здоровья, а ругань и брань может разрушить отношения и человека изнутри).

IV. Практический блок.
Упражнение «Броуновское движение».
Цель: раскрепощение участников.
Все участники свободно передвигаются. В любой момент ведущий дает сигнал: «Соберитесь в группы по 5 (7, 3, 6 и т.д.) человек. Участникам необходимо быстро организовать такие группы, встав в круг и взявшись за руки. И так несколько раз, меняя число человек в группах (число атомов в молекулах). Последним числом называется количество учащихся в классе.

Игра «Кричалки – шепталки – молчалки».
Цель: саморегуляция, снятие страсса.
Из разноцветного картона изготавливаются три ладони: красная, желтая и синяя. Это – сигналы. Когда учитель поднимает красную ладонь – «кричалку» - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую ладонь – «шепталку» - можно тихо передвигаться и общаться шепотом; синюю – «молчалку» - дети должны замереть на месте и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой».

Игра «Зеваки».
Цель: саморегуляция.
Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (например, хлопок) дети останавливаются, хлопают в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.

Упражнение «Ёжик».
Цель: саморегуляция, снятие стресса.
Участники располагаются по кругу. Игру начинает учитель, он тихим шепотом, еле слышно зовет: «Ежик!» Далее в строгой последовательности ученики должны незначительно повышать голос, причем каждый следующий должен сказать немного громче предыдущего, пока последний не дойдет до громкого крика. Игра проходит несколькими кругами.

Упражнение "Cлепой-поводырь".
Цель: формирование доверительного отношения к одноклассникам, умения общаться.
Упражнение проводится в парах. В каждой паре выбирается "слепой" и "поводырь". Инструкция "повыдырям": "Вы ведете своего партнера за собой. Глаза у него закрыты. Познакомьте его с окружающим миром". Участники в парах расходятся по комнате (возможен выход за пределы помещения). "Поводырь" ведет "слепого" за собой (или поддерживает его сзади), знакомит его с предметами окружающего мира, людьми, интерьером. Через десять минут участники меняются ролями. После завершения упражнения проводится обсуждение. Участники рассказывают, как они себя чувствовали в роли "поводыря" и "слепого", было ли им удобно в этой роли, доверяли ли они своему партнеру.

Упражнение «Вавилонская башня».
Цель: саморегуляция, снятие стресса, формирование умения работать в команде.
Группа делится на две команды. Каждая команда получает скотч, ножницы и стопку газет. Задача: за 15 минут построить башню, которая должна быть как можно выше и после постройки простоять хотя бы минуту. Нельзя использовать стулья, столы, другие предметы, людей.

Упражнение «Бумажные мячики (Снежки)».
Цель: снятие стресса, освобождение от внутренних зажимов.
Материалы: Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды.
- Возьмите каждый по большому листу газеты, как следует скомкайте его и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста на две команды, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника.
Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду , вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, за разделительную линию.

VI. Заключение. Выводы.
Обратная связь. Определили ли вы для себя способы преодоления тревожности?
Рефлексия.
Признанный специалист по стрессам Ганс Селье считает, что небольшая доза стресса прибавляет нам жизненных сил и оттачивает навык справляться с неприятными ситуациями. «Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете» (высказывание вывешивается на доску) Поэтому воспринимать стресс надо позитивно и включить его в список наших помощников! Он нас делает сильнее и выносливее.

Просмотр содержимого документа
«Приложение_7»

Приложение 7

Классный час «Пути достижения успеха на экзамене»

Вопросы для обсуждения на этом классном часе: рациональная организация времени, мнемотехника, управление эмоциями, способы мобилизации. Сценарий включает в себя 3 блока: информационный (советы по подготовке к экзаменам), практический (упражнения на запоминание) и юмористический (экзаменационный юмор).

Цели: расширить представление детей о психотехнических навыках; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как усидчивость, обязательность, добросовестность, умение мобилизовать себя; побуждать детей к рациональной организации своего времени, к овладению, собственными эмоциями, к самосовершенствованию, саморазвитию.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа: распределить роли (4 ученика).

Оформление: На доске написать задания для развития памяти (взять из текста).

План классного часа

I. Вступительное слово «Что такое экзамен?»

II. Проблемная ситуация «Чужие ошибки».

III. Информационный блок «Искусство сдавать экзамены».

1. Полезные советы.

2. Приемы запоминания.

IV. Тренировочные упражнения «Из корзины Мнемозины».

V. Заключительное слово.

VI. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово «Что такое экзамен?»

Классный руководитель. Скоро вас ждут выпускные экзамены. Некоторым предстоят еще и вступительные экзамены в колледжи и техникумы. Большинство детей с ужасом думают о предстоящих страданиях. Но, оказывается, не все так страшно. В переводе с латыни слово «экзамен» означает «испытание». Получается, что во время экзаменов людей испытывают, как космонавтов перед полетом. Причем испытывают не только знания, но и психическую устойчивость человека. А психическая устойчивость возникает, когда есть положительный настрой и уверенность в себе. Специалисты утверждают, что от этого зависит 50% успеха на экзамене. А положительный настрой и уверенность в себе появляются, когда человек правильно готовится к экзаменам, следует некоторым правилам. Сегодня мы и будем говорить об этих правилах.

II. Проблемная ситуация «Чужие ошибки»

Классный руководитель. Послушайте рассказ о том, как готовился к экзамену ваш сверстник, и попробуйте найти у него ошибки.

...Прозвенел последний звонок, и девятиклассник Иван Петров начал готовиться к выпускным экзаменам. Для начала он составил план, в котором был один-единственный пункт: «Каждый день учить билеты». На следующий день с самого утра он засел за подготовку. Решил готовиться к биологии. Целый час он искал билеты, потом еще час - учебник. При этом он обнаружил массу интересных вещей, которые считал потерянными. Наконец билеты были найдены и учебник тоже, но оказалось, что тетрадь с практическими куда-то запропастилась. Пришлось звонить Сереге Перышкину, но у него была та же самая проблема. Вдвоем решили идти к Наташке Сидоровой, у которой всегда все есть. Наташка тетрадь дала только на полчаса, чтобы сделать ксерокопию. Пока нашли ксерокс и копировали Наташкины каракули. Усталые и голодные они вернулись домой с сознанием выполненного долга. Правда, тетрадь эту несчастную Ивану так и не пришлось открыть. Пришел Сашка Петров, попросил билеты, потом Димка Жуков забежал за учебником. Иван решил, что билеты могут потерпеть и до завтра. А завтра с самого утра он как засядет, и никто уже ему не сможет помешать!

Как вы думаете, что будут завтра? Удалось Ивану подготовиться к экзамену? Какие ошибки он сделал во время подготовки? (Высказывания детей.)

III. Информационный блок «Искусство сдавать экзамены»

Полезные советы

Классный руководитель. Какие же правила нужно соблюдать, чтобы успешно сдать экзамен? Наши ребята (имена, фамилии) собрали коллекцию полезных советов для тех, кто собирается сдавать экзамены.

(К доске выходят два ученика, по очереди читают советы.)

- Сначала нужно оборудовать место для занятий: убрать все лишнее, расставить по местам учебники, справочники, карандаши, тетради.

- Психологи советуют поместить на видном месте что-нибудь желтое или фиолетовое, т. к. эти цвета повышают интеллектуальную активность.

- Затем нужно составить план работы, при этом необходимо учитывать, кто вы - «сова» или «жаворонок». Если вы сова, то нужно максимально загрузить вечерние часы, а если жаворонок - утренние.

- В плане нужно четко указать, что именно будете учить, какие разделы, какого предмета.

- Обязательно следует чередовать работу и отдых: 40 минут занятий, 10 минут - перерыв. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, подмести пол.

- Как работать над материалом? Прежде всего, не старайтесь вызубрить весь учебник. Самое главное не вызубрить, а понять. Сначала прочтите материал, потом попытайтесь составить план или схему, обязательно на бумаге.

- Очень полезно рассказывать самому себе перед зеркалом, стоя во весь рост, обращая внимание на позу, жесты, мимику. Хорошо также записывать свой рассказ на магнитофон.

- Каждый день нужно выполнять и практические задания к билетам, при этом полезно комментировать самому себе вслух ход ваших действий и рассуждений.

- Каждый раз, приступая к работе, повторяйте предыдущие билеты. Повторить билет следует хоть один раз в течение 24 часов после выучивания.

- Используйте разные методы запоминания: зрительно, на слух, составляя шпаргалки!

- Во время подготовки к экзаменам не забывайте о вкусной и здоровой пище. Для работы мозга полезен сладкий миндаль, а арахис улучшает память, внимание и слух, снимает утомляемость. Для улучшения памяти полезна соленая селедка! А вот крепкий чай, кофе или специальные препараты могут только навредить.

- Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь, но, напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими.

- За день до экзамена повторите все планы ответов. Обратите внимание только на то, в чем чувствуете затруднение.

- Накануне экзамена прогуляйтесь, выспитесь, чтобы встать здоровым, свежим, отдохнувшим, готовым к борьбе. Ведь экзамены - это и психологический поединок, в котором нужно уметь за себя постоять.

- Если вы очень волнуетесь, используйте прием, который называется «доведение до абсурда». Представьте себе все самое страшное, что может случиться на экзамене. Попытайтесь посильнее напугать себя. И тут вы обнаружите, что бояться вам в сущности нечего и даже самые тяжелые последствия можно пережить.

- В день экзамена утром не забудьте позавтракать! И обязательно запаситесь чем-нибудь сладеньким, ведь при повышенной нагрузке организм будет требовать глюкозы.

- На экзамен следует одеться строго и опрятно, не стоит приковывать излишнее внимание к своей внешности!

- Ни в коем случае не пейте перед экзаменом никаких успокоительных таблеток!

- Надежно спрячьте шпаргалки, но лучше ими все-таки не пользоваться. Как показывает опыт, только четверть шпаргалок остаются незамеченными.

- Во время экзамена, выбирая билет, не паникуйте! И ни в коем случае не просите его заменить. Вторая попытка, как правило, оценивается на балл ниже.

- Когда вы уже вытянули билет и стали готовиться к ответу, начинайте с самого легкого. Пока вы напишете ответ, вы успокоитесь, голова станет работать более ясно и четко.

- Во время ответа могут случиться самые непредвиденные ситуации: провал в памяти, оговорка, ошибка. Ничего страшного! Ни в коем случае не показывайте, что вы растерялись, не старайтесь вызвать жалость к себе. Самое эффективное - сохранить чувство собственного достоинства и, конечно, не терять чувства юмора.

- В любом случае всегда дышите глубже - это помогает справиться с волнением! Удачи!

Классный руководитель. Кто хочет добавить к этому свои полезные советы? (Дети поднимают руки, делятся своими советами.)

Приемы запоминания

Классный руководитель. Готовясь к экзаменам, приходится запоминать огромное количество материала. В этом нам помогут эффективные способы и приемы запоминания. Очень хороший способ - это рассказывать выученный материал вслух, например собаке или кошке. Еще один способ запоминания - картинки, схемы, планы, шпаргалки - все, что активизирует зрительно-образную память. Если нужно запомнить какие-либо данные в определенном порядке, используйте приемы мнемотехники. Придумайте с первыми буквами, слогами или словами связанные предложения. Как, например, в детской считалочке про цвета радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Если нужно запомнить большое количество иностранных слов или непонятных терминов, поможет метод ассоциаций. Ассоциации - это связи. Нужно найти связь этого термина с любым словом или понятием. И чем смешнее и глупее будет эта связь, тем лучше это запоминается. Например, итальянское слово galera переводится как «тюрьма». Для запоминания можно найти такую связь: на галерах было страшно, как в тюрьме. Английское слово - «умный», созвучно русскому слову «клевер». Тут может быть такая связь: «все работают, а умный завалился в клевер и отдыхает». Приемы мнемотехники описаны в книгах о том, как улучшить свою память. С помощью подобных приемов некоторым людям удается достичь феноменальных результатов.

IV. Тренировочные упражнения «Из корзины Мнемозины»

Классный руководитель. А теперь будем тренировать свою память, используя приемы запоминания.

Первое упражнение. Прослушайте один раз пары (тройки) слов, затем я буду называть вам первое слово, а вы должны вспомнить второе (третье) (читает): тарелка - чашка; ложка - вилка; круг - треугольник- небо - планета; дорога - шоссе - поворот- окно - дверь - крыша; поле - лес - река; огород - помидоры - прополка.

(Затем учитель читает первые слова, дети называют остальные.)

Второе упражнение. На доске написаны 10 слов (читает): кот, чашка, камень, бумага, кирпич, ландыш, небо, ветка, мальчик, яблоко. Постарайтесь запомнить их, составив ассоциативную цепочку, например, кот сидит в чашке и т. п. Какие будут варианты? (Дети предлагают свои варианты ассоциативных цепочек (2-3).)

Ну, а теперь, кто может перечислить все 10 слов? (Дети поднимают руки, перечисляют слова.)

Третье упражнение: запомните планеты солнечной системы в определенном порядке. Нужно использовать метод аббревиатуры. Составить предложение из слов, которые начинаются с первых букв планет (Me, В, 3, Ма, Ю, С, У, Н, П).

1. Меркурий.

2. Венера.

3. Земля.

4. Марс.

5. Юпитер.

6. Сатурн.

7. Уран.

8. Нептун.

9. Плутон.

(«Между волком и зайцем маленькая юркая стрекоза успела найти подберезовик»; и т. п.)

Кто может назвать все планеты в такой последовательности? (Ответы детей.)

Как видим, приемы мнемотехники оказались очень эффективными. Они не только помогают запоминать, но и делают эту работу увлекательной и интересной. И скучная зубрежка превращается в творческий процесс. Может быть, у кого-то из вас есть свои приемы и методы запоминания? Расскажите о них.

V. Заключительное слово

Классный руководитель. Сегодня мы говорили о том, как успешно сдать экзамены. Экзамен - это действительно испытание, проверка ваших знаний и умений. На экзамене вы должны показать все, чему научились за 9 лет школьной жизни. Конечно, в ходе такого испытания в более выгодной позиции оказываются те, кто систематически работал, выполнял все задания, накапливал знания по крупицам. Для них подготовка к экзамену - это просто возможность систематизировать и упорядочить материал.

Ну, а для тех, кто «скакал по верхам», у кого есть пробелы в знаниях, подготовка к экзамену - это время открытий: произведений, фактов, имен, дат. А для кого-то это просто время открытия учебника. Ну, и, конечно же, для всех девятиклассников экзамены - это время испытать себя, свой характер, выдержку, силу воли, целеустремленность. Желаю всем вам успешно пройти это испытание!

VI. Подведение итогов

Классный руководитель. Какие советы и секреты подготовки к экзаменам показались вам интересными и полезными? Сможете ли взять себя в руки и хорошо подготовиться к экзаменам?