Подготовка к ОГЭ по литературе
9 класс.
Пояснительная записка.
Литература вооружает учащихся определенными знаниями. Это в первую очередь теоретико- и историко – литературные знания, позволяющие войти в художественный мир писателя, осознать место его творчества в литературном процессе.
Предметом изучения в литературе является произведение искусства, в основе которого лежит словесный образ. Постижение смысла литературного произведения требует от читателя активной работы разума, воображения, чувства, предполагает возможность различного восприятия и интерпретации прочитанного.
В основе экзаменационных заданий – анализ эпических, драматических фрагментов и стихотворных текстов. Такой формат заданий позволяет выяснить , как девятиклассник научился читать, анализировать, интерпретировать, сравнивать литературные произведения, а также оформлять результаты своей работы в виде связного развернутого речевого произведения.
Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей. В ходе ее выполнения девятикласснику предстоит сделать выбор дважды. Выполняя первую часть работы, необходимо выбрать для анализа эпический фрагмент или стихотворный текст. Выполняя вторую часть работы – одну тему сочинения из четырех предложенных.
Содержание и структура экзаменационной работы, во-первых, дают возможность проверить знание учащимися содержательной стороны курса: образной природы словесного искусства, теоретико-литературных понятий, содержания изученных литературных произведений; во-вторых, позволяют выявить уровень владения специальными умениями по предмету, названными в Федеральном компоненте государственного стандарта основного общего образования по литературе:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героям;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать своё отношение к прочитанному;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
В основу экзаменационной модели положены читательские, литературоведческие и речевые навыки учащихся как ключевые компетенции, формирующие личность школьника-читателя. Их проверке подчинены все структурно-содержательные компоненты новой экзаменационной модели.
Отбор художественных произведений, на которые ориентирована экзаменационная работа, определяется кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по литературе (далее – кодификатор).
Содержание курса литературы представлено в 8 разделах кодификатора:
«Сведения по теории и истории литературы»;
«Из русского фольклора»;
«Из древнерусской литературы»;
«Из русской литературы XVIII в.»;
«Из русской литературы первой половины XIX в.»;
«Из русской литературы второй половины XIX в.»;
«Из русской литературы XX в.»;
«Из зарубежной литературы».
Для того чтобы сдать экзамен по литературе, необходимо знать основные теоретико-литературные понятия: художественный образ, фольклор, литературные роды и жанры, основные литературные направления, форма и содержание литературного произведения, система образов, образ автора, язык художественного произведения, изобразительно-выразительные средства в художественном произведении, проза и поэзия, основы стихосложения.
Специальных заданий, которые проверяют знание определений тех или иных литературоведческих терминов, в экзаменационных вариантах нет. Однако литературоведческие понятия используются в формулировках вопросов, требующих развернутого ответа. Следовательно, чтобы дать прямой исчерпывающий ответ, нужно хорошо понимать суть литературоведческого явления, обозначенного термином. Кроме того, литературоведческие понятия необходимы при анализе текста произведения и написания сочинения.
Программа подготовки к ОГЭ по литературе рассчитана на 30 занятий ( 1 раз в неделю). В качестве домашнего задания рекомендована тренировка в написании развернутых ответов.
Календарно – тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятия | Форма контроля |
1 | 3.10 | Художественная литература как искусство слова. | Видео лекция |
2 | 10.10 | Форма и содержание литературного произведения | Видео лекция, тест |
3 | 17.10 | Литературные роды и жанры | Видео лекция, тест |
4 | 24.10 | Художественный образ. | |
5 | 14.11 | Язык художественного произведения | Видео лекция, тест |
6 | 21.11 | Лексические выразительные средства | Беседа, таблица, тест |
7 | 28.11 | Синтаксические выразительные средства | Беседа, таблица, текст |
8 | 5.12 | Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм | Видео лекция, тест |
9 | 12.12 | Тема, идея, проблема произведения | Лекция, анализ текстов, тест |
10 | 19.12 | Герой в художественном произведении | Интерактивный плакат, тест |
11 | 26.12 | Средства создания образа героя в художественном произведении | Лекция, анализ текстов, тест |
12 | 23.01 | Портретная характеристика героя | Беседа, анализ текстов |
13 | 30.01 | Особенности речи героя в художественном произведении | Анализ текстов |
14 | 6.02 | Образ автора, автор – повествователь, литературный герой, лирический герой. | |
15 | 13.02 | Роль пейзажа в художественном произведении | Лекция, анализ текстов, тест |
16 | 20.02 | Художественная деталь, ее роль в произведении | Беседа, анализ текстов, тест |
17 | 27.02 | Фольклор. Жанры фольклора. | |
18 | 5.03 | Жанры древнерусской литературы | Интерактивный плакат, тест |
19 | 12.03 | Тема нравственного выбора в произведениях литературы | Беседа, сочинение |
20 | 19.03 | Анализ эпического текста | Беседа, анализ |
21 | 26.03 | Анализ поэтического текста | Беседа, анализ |
22 | 2.04 | Сравнительная характеристика эпического и прозаического текстов | Беседа , анализ |
23 | 9.04 | Решение КИМов | Вариант№1 |
24 | 16.04 | Решение КИМов | Вариант№2 |
25 | 23.04 | Решение КИМов | Вариант№3 |
26 | 30.04 | Решение КИМов | Вариант№4 |
27 | 7.05 | Решение КИМов | Вариант№5 |
28 | 14.05 | Решение КИМов | Вариант№6 |
29 | 21.05 | Решение КИМов | Вариант№7 |
30 | 28.05 | Решение КИМов | Вариант№8 |
Приложение №1.
Мониторинг посещения занятий и отработки заданий.
№ | Дата | Тема | Ахметчанова | Рохманюк | Силаева | Кузюкова | Сайфуллина | Тарасова |
1 | 3.01 | Художественная литература как искусство слова. | + | + | + | + | | |
2 | 10.10 | Форма и содержание литературного произведения | + | + | + | + | | + |
3 | 17.10 | Литературные роды и жанры | | | | | | |
4 | 24.10 | Художественный образ. | | | | | | |
5 | 14.11 | Язык художественного произведения | | | | | | |
6 | 21.11 | Лексические выразительные средства | | | | | | |
7 | 28.11 | Синтаксические выразительные средства | | | | | | |
8 | 5.12 | Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм | | | | | | |
9 | 12.12 | Тема, идея, проблема произведения | | | | | | |
10 | 19.12 | Герой в художественном произведении | | | | | | |
11 | 26.12 | Средства создания образа героя в художественном произведении | | | | | | |
12 | 23.01 | Портретная характеристика героя | | | | | | |
13 | 30.01 | Особенности речи героя в художественном произведении | | | | | | |
14 | 6.02 | Образ автора, автор – повествователь, литературный герой, лирический герой. | | | | | | |
15 | 13.02 | Роль пейзажа в художественном произведении | | | | | | |
16 | 20.02 | Художественная деталь, ее роль в произведении | | | | | | |
17 | 27.02 | Фольклор. Жанры фольклора. | | | | | | |
18 | 5.03 | Жанры древнерусской литературы | | | | | | |
19 | 12.03 | Тема нравственного выбора в произведениях литературы | | | | | | |
20 | 19.03 | Анализ эпического текста | | | | | | |
21 | 26.03 | Анализ поэтического текста | | | | | | |
22 | 2.04 | Сравнительная характеристика эпического и прозаического текстов | | | | | | |
23 | 9.04 | Решение КИМов | | | | | | |
24 | 16.04 | Решение КИМов | | | | | | |
25 | 23.04 | Решение КИМов | | | | | | |
26 | 30.04 | Решение КИМов | | | | | | |
27 | 7.05 | Решение КИМов | | | | | | |
28 | 14.05 | Решение КИМов | | | | | | |
29 | 21.05 | Решение КИМов | | | | | | |
30 | 28.05 | Решение КИМов | | | | | | |