Роль учителя в системе подготовки выпускников к ОГЭ
Экзамен - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении несколько лет изучения предмета в школе.
Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность выпускника в сдаче государственной (итоговой) аттестации. Поддерживать обучающегося – значит верить в него.
Подготовка к ГИА является одной из основных проблем выпускников. По своей сути ГИА является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость учащихся является одной из основных характеристик, способствующих успешной ГИА.
Подготовка к ГИА, как правило, идет на протяжении последних лет обучения. Учителя стараются подготовить школьников с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий. Кроме того, учащиеся посещают курсы по предметам, покупают различные пособия для подготовки к ГИА. Все направлено на достижение поставленной цели – сдачи экзаменов.
Но степень тревожности, напряжения у выпускников не снижается. В свою очередь, повышенный уровень тревоги на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания, работоспособности. Тревога – это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность.
Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны психического здоровья школьников, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей школьников.
Процедура прохождения ГИА – деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Эта процедура во многом имеет инновационный для подростков характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.
По результатам опроса, наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:
- сомнение в полноте и прочности знаний;
-сомнение в собственных способностях: умение анализировать, концентрировать и распределять внимание;
- психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе:
- стресс незнакомой ситуации;
- стресс ответственности перед родителями и школой.
Таким образом, условно можно выделить три группы трудностей ГИА для детей:
- познавательные– связанные с особенностями переработки информации в ходе ГИА, со спецификой работы с тестовыми заданиями, недостаточным объемом знаний, неспособностью гибко оперировать системой учебных понятий предмета (эти трудности являются всего периода обучения в школе!);
- личностные – обусловленные особенностями и состояниями, отсутствием возможности получить поддержку взрослых;
- процессуальные – связанные с самой процедурой ГИА и отсутствием четкой стратегии деятельности.
Для преодоления трудностей нужна помощь учителей- предметников и классного руководителя. В школе разработан план подготовки девятиклассников к ГИА. Он охватывает работу всех участников образовательных отношений. В плане отражена работа учителей - предметников, классного руководителя, работа с родителями посредством различных мероприятий с учетом выше сказанного.
В силу специфики предметов каждый педагог сам простаивает работу и создает систему подготовка к ГИА. У каждого педагога она своя. Однако можно выделить несколько аспектов организации подготовки обучающихся к ГИА.
Практические аспекты организации подготовки обучающихся к ГИА, учителям- предметникам и классному руководителю.
Учителям-предметникам необходимо:
- адекватно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
- исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности;
- организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;
- индивидуально выполнить экзаменационную работу по предмету с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей;
- провести анализ собственных затруднений при выполнении тестовых заданий и обозначить способы их устранения;
- проанализировать результаты пробного тестирования и др.;
- составить план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе преподавания предмета к ГИА.
Классный руководитель, является своеобразным создателем эмоционального фона развития личности учащихся в условиях классного коллектива.
Для успешной работы классного руководителя с учащимися в плане подготовки к ГИА предлагается следующая система взаимодействия классного руководителя с родителями, школьниками, учителями-предметниками. Ключевыми позициями предлагаемой системы на всех уровнях взаимодействия (с обучающимися, родителями и учителями-предметниками) выступают:
1) направленность на формирование позитивного отношения к новой форме аттестации;
2) осуществление постоянной связи родитель-учитель-ученик;
3) оказание всесторонней помощи учащимся на протяжении всего периода подготовки к ГИА и во время проведения, а также после окончания процедуры;
4) ориентировка учащихся на действие, как необходимое и обязательное условие успешного прохождения новой формы аттестации.
Таким образом, только совместными усилиями учителей, учащихся, их родителей можно обеспечить подготовку к итоговой аттестации выпускников на хорошем уровне.