Внученкова Светлана Вячеславовна,
учитель начальных классов МБОУ «Кардымовская СШ»
Кардымовского района Смоленской области
Практические приемы работы с обучающимися
4-х классов в ходе подготовки к ВПР
на уроках русского языка
Подготовка к ВПР – это систематизированное повторение учебного материала, которое любой учитель организует вне зависимости от того, кто и как проводит итоговое оценивание. Это не отдельное мероприятие, это систематическая целенаправленная работа по формированию предметных, метапредметных и личностных результатов в течение всего периода обучения в начальной школе.
Подготовка к ВПР не должна быть сведена к натаскиванию на тот или иной вид задания. А вот помочь обучающимся обобщить и систематизировать знания, полученные за годы обучения в начальной школе, необходимо.
Я со своими учениками буду писать ВПР второй раз. Четыре года назад я еще плохо представляла, как и к чему нужно готовить своих учеников. Теперь, обобщив опыт прошлых лет, стало более понятно, как проводить подготовительную работу.
С чего же начинать? Сначала я подробно изучила работы, которые писали четвероклассники в прошлом и позапрошлом годах, сравнила задания, форму и направленность вопросов, обратила внимание на объём работ и отобрала из массы существующего материала, те пособия, которые посчитала более актуальными. Пересмотрела все задания, тщательно их изучив, поняла, где дети теряют баллы. Подготовку надо начинать с начала учебного года, как в урочной, так и в неурочной деятельности. Сейчас когда почти весь материал курса начальной школы у нас пройден, мы, проработав с детьми подобные задания, выяснили, что у нас получается хорошо, а над чем ещё надо поработать.
При подготовке к первой части проверочной работы по русскому языку я много внимания уделяю умению писать тексты под диктовку, соблюдая при письме изученные орфограммы и нормы пунктуации. Первая часть ВПР как раз включает в себя написание диктанта, поэтому на уроках я постоянно использую орфографические минутки, зрительные, объяснительные, предупредительные диктанты, списывание текстов с пропущенными буквами, с исправлением орфографических ошибок, с пропуском запятых. При этом тексты для диктантов стараюсь использовать интересные, увлекательные. Хочется, чтобы детям было интересно писать диктанты. Для отработки заданий из второй части я использую дополнительную литературу, дидактические материалы, тетради с проверочными работами, тесты. Каждый урок русского языка я начинаю с минутки чистописания. Здесь я пользуюсь советом, который много лет назад на курсах повышения квалификации дала Болотова В.А. Пишем букву, далее говорим какие звуки она обозначает и даем характеристику этому звуку. На каждом уроке делается обязательно какой -то разбор. В понедельник фонетический, вторник –синтаксический разбор предложения, среда – разбор слов по составу, четверг – разбор слова как части речи.
Также на каждом уроке выполняем какое - либо из упражнений в классификации звуков, для развития умения разбирать слова по составу, для развития умения распознавать значение конкретного слова по тексту и формировать значение слова в письменной форме, для развития умения распознавать части речи и их грамматические признаки в предложении.
По прошлому опыту я знаю, что с первой частью обучающиеся справились довольно хорошо, т.к. на уроках умению писать диктанты всегда уделяется больше времени. Орфографическая работа тоже занимает большую часть времени. А вот работа с текстом вызвала затруднения. Это связано с тем, что дети плохо понимают прочитанное. Не всегда правильно понимают задания.
Это, к сожалению, одна из слабых сторон наших детей. И как показывает практика , такая работа вызывала у ребят затруднения.
Хуже всего у учащихся получается определять тему и главную мысль текста, находить содержащуюся в тексте информацию.
Поэтому сейчас особое внимание я уделяю работе над развитием речи.
Такими видами работ мы занимаемся на занятиях внеурочной деятельности.
Использую много заданий творческого характера, таких как «Напиши письмо другу», «Составь приглашение на день рождения», или «Поздравь маму с праздником» и т.д. Поэтому, начиная с первого класса, это стало системой работы по развитию речи. Провожу работу, когда по содержанию одного текста детям предлагается ответить на ряд вопросов.
Развитию способности аналитического мышления, навыка осмысленного восприятия произведений способствуют такие виды упражнений, как:
- самостоятельное озаглавливание текста из данных абзацев;
- составления плана текста;
- создание текста по предложенному заголовку;
- составление рассказа по даноому началу;
- составление рассказа по его концу;
- анализ и корректировка текста с нарушенным порядком предложений;
- нахождение в тексте смысловых пропусков;
- корректировка текстов, в которых допущены нарушения культуры речи;
- письменные ответы на вопросы;
Занятия внеурочной деятельности дают возможность проводить разноуровневые занятия с одаренными и со слабыми учащимися.
Работа с одаренными детьми:
- выполнение нестандартных заданий сформулированных в нетрадиционной форме
- участие в дистанционных олимпиадах по предметам
- проведение пробных проверочных работ
- психологическая подготовка обучающихся к проведению ВПР
Работа со слабыми учащимися
- проведение дополнительных групповых и индивидуальных занятий с учащимися
- совершенствовать методы и приёмы работы с текстовой информацией
- психологическая подготовка обучающихся к проведению ВПР
Есть у нас еще один помощник – это учебный портал Учи.ру. Мои ученики с удовольствием занимаются на нем начиная с первого класса
Учи.ру — это, прежде всего, интернет портал, где ученики в интерактивной форме выполняют задания.
Упражнения построены таким образом, чтобы ребенок сам «выводил» правило на практике, а не заучивал его.
Учи.ру — это cистема адаптивного интерактивного образования, полностью соответствующая ФГОС и значительно усиливающая классическое школьное образование. Учебный материал разложен на множество взаимосвязанных интерактивных заданий в понятной детям игровой форме.
Для каждого ученика система подбирает персональные задачи и уровень сложности, таким образом, строится индивидуальная образовательная траектория. Ребенок движется по курсу последовательно, при прохождении каждого задания система анализирует поведение ученика и собирает детальную аналитику его успеваемости. Результат — каждый ученик в своем темпе и в удобном для себя формате движется по курсу параллельно с классическим школьным обучением. Учи.ру — незаменимый помощник для учителя. Позволяет отслеживать прогресс и успехи учеников.
При желании каждый учитель может использовать то или иное задание (систему заданий) на обучающих уроках или на уроках, цель которых – оценить уровень подготовки обучающихся к выполнению аттестационной работы по тому или иному разделу программы.
В результате работы по подготовки к ВПР, я вижу пробелы в знаниях каждого ребенка и строю работу по ликвидации пробелов. Знаю какие трудности он может испытывать при обучении в основной школе и в оставшееся время буду стараться помочь преодолеть трудности.
1.Винокурова И. Увлекательные диктанты по русскому языку для начальной школы/И.Винокурова. – Ростов-на Дону, 2015
2.Бондаренко А.А. Пишу правильно./А.АБондаренко – Москва. Просвещение. 2013
3. Мишакина Т.Л. Тренажер по русскому языку. – Москва. Ювента. 2014
4. Вакуленко Ю.А. Веселая грамматика: Разработки занятий, задания, игры./Ю.А.Вакуленко. Волгоград:Учитель,2013.
5. Русский язык. Разноуровневые задания. 4 класс/Сост. Н.С.Ульянова. – М.: ВАКО, 2016