СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка учителя-дефектолога к работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе повышения квалификации

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрен процесс подготовки учителя-дефектолога к работе с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии в процессе повышения квалификации.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка учителя-дефектолога к работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе повышения квалификации»

УДК 378.014.3


Баранова Галина Анатольевна

канд. пед. наук, доцент

ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО»,

г. Тула, РФ


Подготовка учителя-дефектолога

к работе С ДЕТЬМИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

в процессе повышения квалификации


Аннотация

В статье рассмотрен процесс подготовки учителя-дефектолога

к работе с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии

в процессе повышения квалификации


Ключевые слова:

дефектологическое образование, квалифици­рованные учителя-дефектологи, повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических кадров, коррекционно – развивающая работа с детьми

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Keywords:

defectological education, qualified teachers, speech pathologists, advanced training and professional retraining of pedagogical personnel, correctional – developing work with children with mental retardation (intellectual disabilities)

В условиях модернизации образовательных систем актуализируется необходимость насыщения системы специального образования профессионально подготовленными кадрами, в том числе квалифици­рованными учителями-дефектологами. Дефицит педагогов, имеющих базовую психолого-педагогическую подготовку и дефектологическое образование, становится все очевиднее и характеризует современное состояние кадрового обеспечения многих образовательных организаций.

Коррекционно – развивающая работа с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляет особые требования к профессиональной компетентности учителя - дефектолога. Формирование профессиональных компетенций происходит «в процессе непрерывной профессиональной подготовки, которая может реализовываться в условиях учебно-информационной среды учреждений дополнительного профессионального образования» [1,с.65].

В системе дополнительного профессионального образования разрабатываются программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров. Например: «Олигофренопедагогика: обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями». Данная программа ориентирована на формирование профессиональных компетенций учителя – дефектолога, повышение качества коррекционных педагогических услуг. Большое внимание в программе уделяется государственной политике в области образования, основным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); основным направлениям развития образования Тульской области.

Программа предусматривает ознакомление слушателей с новейшими достижениями в области теории и практики дефектологии; концептуальными психолого-педагогическими основами воспитания и обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Центральное место в программе отведено коррекционно-педагогической работе как целостной системе, ее структурным компонентам и специфике коррекции в общеобразовательном процессе. В программе детально раскрывается содержание коррекционно-развивающего обучения. Данный процесс органично увязан со специальными методами обучения и дидактическими средствами, с формами организации предметных и специальных коррекционных занятий.

В процессе изучения общих основ дефектологии и коррекционной педагогики слушатели знакомятся с фундаментальными и прикладными теориями, концепциями по олигофренопедагогике и специальной психологии и педагогике. В методологические основы курса заложены дидактические положения о единстве человека и окружающей среды, учение о всестороннем развитии личности, идеи о целостности и системности в рассмотрении коррекционного процесса, единства сущности и системности в рассмотрении коррекционного процесса, сущности познавательной деятельности в норме и патологии. Эти положения и идеи раскрываются на лекционных и практических занятиях.

В программу включены вопросы гигиены и профилактики различных нарушений развития у детей, вызванных интеллектуальной недостаточностью, предусмотрен разбор положений о медико-психолого-педагогической диагностике школьников, организационно-методических рекомендаций и их использования в образовательном процессе. Изучение этих вопросов позволит дифференцировать и индивидуализировать коррекционно-педагогическую работу с учетом конкретных психофизических отклонений у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В лекционном материале представлены разные направления и подходы по определению сущности, форм и видов, особенностей реализации психолого-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях общеобразовательной школы и специальных (коррекционных) образовательных организаций. В лекциях раскрывается содержание вопросов, имеющих особое значение в повышении квалификации учителя – дефектолога:

- этиология отклонений в умственном развитии детей;

- дифференциальная диагностика нарушений в интеллектуальном развитии;

- система дефектологической работы в преодолении различных видов отклонений в умственном развитии детей в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Продолжением лекционного материала являются практические занятия. Они расширяют и углубляют видение тех актуальных проблем дефектологической практики, которые составляют содержательный и технологический аспекты коррекционно-педагогической деятельности. Практические занятия направлены на:

- обучение учителей - дефектологов применению в практической работе разнообразных форм, методов психолого-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- использованию нетрадиционных методик по коррекции нарушений интеллектуального развития на уроках и занятиях;

- создание развивающей среды в образовательной организации.

Практические занятия предполагает включение в учебный процесс различных видов деятельности слушателей: посещение и анализ открытых занятий, работа с документами, обсуждение, дискуссии, рефлексия. В процессе работы активно используются ИКТ.

Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки педагогических кадров «Олигофренопедагогика: обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями» ориентируется на требования к уровню подготовленности современного учителя - дефектолога, рассчитана на овладение им необходимыми компетентностями для проектирования личной профессиональной траектории непрерывного повышения педагогического мастерства. Особое «…внимание уделяется формированию и совершенствованию целого комплекса профессионально-педагогических умений: аналитических, интерпретационных, коммуникативных, проектировочных, прогностических и других педагогических умений и рефлексивных способностей»[2, с.12]. Наряду с теоретическим материалом, в ходе занятий, слушатели осваивают содержание программ, учебников, требования к проектированию различных форм занятий в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


Список использованной литературы:

1. Баранова Г.А. – Повышение профессионального уровня педагога в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. –2015. – № 10-3. – С. 65.

2. Баранова Г.А. – Подготовка учителя к организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ОВЗ // В сборнике: Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы XXIV Международной научно-практической конференции. – М.: Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований»: Изд-во «Перо». – 2015. – С. 12.








© Г.А. Баранова, 2016