Подходы к обучению иностранному языку учащихся специальности «Информационные системы (по отраслям)»
С.Г.Саблукова, преподаватель иностранных языков
НОУ СПО «Нижегородский экономико-технологический колледж»
В современных социально-экономических условиях, в системе подготовки специалистов в области программирования, информатики и вычислительной техники, конкурентоспособных на рынке труда, значительно возрастает роль иностранного языка, грамотное использование которого становится неотъемлемой частью профессиональной компетентности данного профиля.
Существенно меняется роль и место иностранного языка в системе профессиональной подготовки кадров в области программирования и информатики в целом. Первостепенное значение приобретают не только практические навыки владения иностранным языком, предполагающие знание делового языка в устной и письменной речи, умение использовать язык в своей профессиональной деятельности, но и комбинации этих умений с профессиональной работой на компьютере. На первое место выходят навыки грамотного технического перевода, быстрой реакции и осмысления переданной по каналам связи иноязычной компьютерной информации, способность и готовность специалиста к адаптации ее в профессиональной деятельности.
В связи с тем, что в настоящий период возрастает доля востребованных специалистов со знанием иностранного языка, способных осуществлять эффективную профессиональную деятельность в области международного экономического сотрудничества, возникает потребность в необходимости обучения иностранному языку в среднем специальном учебном заведении с позиций компетентностного подхода.
Дисциплина «Иностранный язык» не относится к специальным предметам, однако имеет четкую межпредметную направленность. Изучая иностранный язык, студенты получают не только набор базовых компетенций (определенный словарный запас, знание основных грамматических структур, закономерностей и особенностей функционирования изучаемого языка и т. д.), но и знакомятся с совокупностью универсальных стереотипов профессионального поведения будущего специалиста, развивая, таким образом, профессионально-языковые компетенции. Последние предполагают использование иностранного языка студентами для решения практических задач, например, для поиска необходимой информации с точки зрения профессиональной направленности.
Для успешной реализации компетентностного подхода в обучении иностранным языкам требуется основательная подготовка студентов. Возникает потребность в выборе эффективных педагогических технологий, методов, приемов и форм обучения. На уроках в процессе изучения иностранного языка широко применяются информационно-развивающие технологии, ведущая цель которых подготовка эрудированного специалиста, владеющего стройной системой знаний, обладающего большим запасом информации. Изложение преподавателем учебной информации сопровождается качественной самостоятельной работой студентов по пополнению своих знаний. В рамках самостоятельной подготовки студенты специальности «Информационные системы (по отраслям)» активно используют справочную учебную и учебно-методическую литературу, технические и электронные средства информации, обогащая свои знания за счет Интернет-ресурсов, применяют знания, полученные на занятиях по специальным дисциплинам.
Исходя из принципов демократизации и гуманизации образования, в обучении иностранному языку необходим личностно-ориентированный подход, технологии которого направлены на формирование в процессе обучения активной личности, способной самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность, при этом акцент ставится на развитие активности личности в учебном процессе.
Личностно-ориентированный подход имеет различные пути реализации. Одним из наиболее интересных и продуктивных путей является обучение в сотрудничестве. Основные идеи, присущие данной методике – общность целей и задач, индивидуальная ответственность и равные шансы на успех – реализуются при совместной работе студентов, студентов и преподавателя иностранного языка, студентов, преподавателя иностранного языка и преподавателей специальных дисциплин. При этом создаются условия для активной совместной учебной деятельности учащихся, каждому из них предоставляется возможность осознать и осмыслить конкретный языковой материал и получить достаточную практику для формирования необходимых навыков и умений. Процесс обучения иностранному языку строится на базе реальных межличностных отношений преподавателя и учащихся в реальных видах их коллективной деятельности.
Так при совместной работе со студентами над определенным разделом каждый учащийся выполняет конкретное задание: одни работают с понятийным аппаратом, делают выборку профессиональных терминов, используемых в текстах; другие, совместно с первыми, пытаются дать определения найденным в тексте терминам; третьи составляют вопросы для дискуссии; остальные подготавливают дополнительный материал, используя знания, полученные в процессе изучения специальных дисциплин, консультируясь с преподавателями специальных дисциплин.
Успешно организуется деятельность студентов при делении их на микрогруппы (3 – 4 человека). Учащимся дается одно задание, которое может быть одинаковым для всех групп, однако занятие проходит намного интереснее, когда студентам предлагается несколько вариантов задания и они сами коллективно его выбирают. Разбирая текст профессиональной направленности, в каждой группе студенты работают по определенному плану: знакомство и изучение терминологии с помощью специального словаря, составление плана, опорных схем и таблиц к прочитанному тексту, подготовка перевода текста и др. Преподаватель в данном случае выполняет роль переводчика, недостаточно компетентного в области знаний тематики текста, а учащиеся – роль специалистов, испытывающих трудности с переводом.
При подведении итогов оценивается работа всей команды в целом, независимо от того кто какую часть выполнял.
Обучение в сотрудничестве позволяет решить целый ряд проблем академического и социально-психологического характера. Использование данной технологии обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения, позволяет увеличить время речевой практики.
Ситуация учебного сотрудничества принципиально изменяет тип учебного реагирования учащихся: учебные задачи воспринимаются не как репродуктивные, а как творческие. Сотрудничество с преподавателем в обучении «разрушает» привычную для учащегося социальную роль студента, перестраивает его на роль участника совместного творчества. Организация обучения на базе совместной творческой деятельности преподавателя и студента существенно ускоряет процесс формирования знаний и умений учащегося. Существенно повышается уровень мотивации в учебной деятельности, а также происходит расширение мотивации за предел собственно познавательных интересов учащихся.
Личностно-ориентированный подход успешно реализуется и в ходе применения на уроках иностранного языка метода проектов, позволяющего органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.
При изучении темы «Интернет. Вебсайты» студенты представляют творческие проекты (личностные, парные, групповые), описывающие создание и работу вебсайта. Студенты также могут наглядно продемонстрировать проект вебсайта, используя технические средства.
Результаты творческой деятельности оформляются в виде презентации, рекламного проспекта, инструкции, плаката или доклада.
Индивидуальные и коллективные проекты выполняются студентами с энтузиазмом – ведь они сами заинтересованы в результате. Метод проектов помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся, требующего для своего оформления владение определенными языковыми средствами. Данный метод позволяет превращать уроки иностранного языка в дискуссионный клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей профессиональной направленности.
Растущая потребность в специалистах, владеющих иностранными языками, требует четкой организации обучения, использования эффективных технологий в комплексе, постоянного поиска новых методов, адаптируя их к уровню языковой подготовки студентов в соответствии со спецификой и условиями учебной деятельности.
Литература
ИвановаЕ.О. Личностно-ориентированное обучение: индивидуализация содержания образования. // Журнал «Завуч», № 8, 2002.
Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Коммуникативное обучение иноязычной культуре: Сборник научных трудов. Выпуск 4. - Липецк, 1993.
Максимова Э.В. Формирование ключевых компетенций студентов ссуз в процессе изучения иностранных языков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.- Казань, 2007.
Морозова И.О. Компетентностный подход в обучении деловому английскому языку. Доклад на фестивале педагогических идей «Открытый урок», 2008.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. // Тезисы Всесоюзной конференции «Развитие личности». - М.: МГУ, 1989.