СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Подходы ученых к возрастной периодизации развития»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Подходы ученых к возрастной периодизации развития»»

Психология профессионального образования   Тема: «Подходы ученых к возрастной периодизации развития»

Психология профессионального образования Тема: «Подходы ученых к возрастной периодизации развития»

Периодизация психического развития - это принцип рассмотрения развития психики в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий, периодов). Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей.

Периодизация психического развития - это принцип рассмотрения развития психики в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий, периодов). Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей.

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н. э.) создал первую возрастную периодизацию, указав на особенности каждого возраста, определив цели, содержание и методы воспитания в каждый возрастной период.

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н. э.) создал первую возрастную периодизацию, указав на особенности каждого возраста, определив цели, содержание и методы воспитания в каждый возрастной период.

До 7 лет ребенок воспитывается в семье, где главное внимание следует уделять его физическому развитию через закаливание, здоровое питание, гигиену С 7 до 14 лет основным занятием становится учение (письмо, грамматика, рисование, музыка), в этот же период следует формировать опыт нравственного поведения путем упражнения в нравственных поступках. С 14 до 21 года юноши должны изучать математику, литературу, астрономию, историю и физику.

До 7 лет ребенок воспитывается в семье, где главное внимание следует уделять его физическому развитию через закаливание, здоровое питание, гигиену

С 7 до 14 лет основным занятием становится учение (письмо, грамматика, рисование, музыка), в этот же период следует формировать опыт нравственного поведения путем упражнения в нравственных поступках.

С 14 до 21 года юноши должны изучать математику, литературу, астрономию, историю и физику.

Я. А. КОМЕНСКИЙ (1592-1670) создал единую систему образования

Я. А. КОМЕНСКИЙ (1592-1670) создал единую систему образования

Первоначальные представления, живые впечатления об окружающей природе и общественной жизни; воспитание умеренности, опрятности, трудолюбия, послушания, правдивости, справедливости, любви к людям; приобщение к религии. От рождения до 6 лет (детство) С 6 до 12 лет  (отрочество) Родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, священное писание, пение, ознакомление с ремеслами, нравственное воспитание. С 12 до 18 лет (юность) Семь свободных искусств, естествознание, история, география. С 18 до 24 лет (возмужалость) Богословие, медицина, юриспруденция.

Первоначальные представления, живые впечатления об окружающей природе и общественной жизни; воспитание умеренности, опрятности, трудолюбия, послушания, правдивости, справедливости, любви к людям; приобщение к религии.

От рождения

до 6 лет (детство)

С 6 до 12 лет

(отрочество)

Родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, священное писание, пение, ознакомление с ремеслами, нравственное воспитание.

С 12 до 18 лет

(юность)

Семь свободных искусств, естествознание, история, география.

С 18 до 24 лет (возмужалость)

Богословие, медицина, юриспруденция.

Возрастная периодизация ЖАН-ЖАКА РУССО (1712-1778):

Возрастная периодизация ЖАН-ЖАКА РУССО (1712-1778):

Физическое воспитание (грудное вскармливание, свобода движений ребенка, закаливание) 0-2 года 2-12 лет (период ``сна разума'', когда ребенок еще не может логически мыслить) Развитие органов чувств, так как сенсорное воспитание предшествует умственному Нравственное воспитание: воспитание добрых чувств (посредством наблюдения человеческих страданий, положительных примеров) 12-15 лет Умственное воспитание (при выборе предметов для изучения следует исходить из интересов ребенка, из того, что он видит вокруг, так называемые реальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы: природоведение, астрономия, география). С 15 лет до совершеннолетия (возвращение в общество, ``период бурь и страстей'')

Физическое воспитание (грудное вскармливание, свобода движений ребенка, закаливание)

0-2 года

2-12 лет

(период ``сна разума'', когда ребенок еще не может логически мыслить)

Развитие органов чувств, так как сенсорное воспитание предшествует умственному

Нравственное воспитание: воспитание добрых чувств (посредством наблюдения человеческих страданий, положительных примеров)

12-15 лет

Умственное воспитание (при выборе предметов для изучения следует исходить из интересов ребенка, из того, что он видит вокруг, так называемые реальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы: природоведение, астрономия, география).

С 15 лет до совершеннолетия (возвращение в общество, ``период бурь и страстей'')

Жан Пиаже (1896 - 1980) – швейцарский психолог

Жан Пиаже (1896 - 1980) – швейцарский психолог

В развитии интеллекта можно выделить четыре основные стадии развития: стадию сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2 летнего возраста), стадию дооперационального мышления (от 2 - до 7 лет), стадию конкретных операций (7-11 лет) стадию формальных операций (от 11-12 - до 14-15). Интеллектуальное развитие обеспечивает, по мнению Пиаже, адаптацию ребенка со средой, достигая равновесие с ней. Он полагал, что развитие интеллекта имеет универсальный характер, и идет всегда одним и тем же путем: стадии следуют друг за другом в неумолимом порядке. Возрастные границы могут сдвигаться, но последовательность стадий остается постоянной.

В развитии интеллекта можно выделить четыре основные стадии развития: стадию сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2 летнего возраста), стадию дооперационального мышления (от 2 - до 7 лет), стадию конкретных операций (7-11 лет) стадию формальных операций (от 11-12 - до 14-15). Интеллектуальное развитие обеспечивает, по мнению Пиаже, адаптацию ребенка со средой, достигая равновесие с ней. Он полагал, что развитие интеллекта имеет универсальный характер, и идет всегда одним и тем же путем: стадии следуют друг за другом в неумолимом порядке. Возрастные границы могут сдвигаться, но последовательность стадий остается постоянной.

 Лоренц Колберг (1927 - 1987) английский психолог

Лоренц Колберг (1927 - 1987) английский психолог

Колберг исходил из того, что в психическом развитии детей не только формирование знаний об окружающем мире, о нравственных критериях, но и эмоциональное развитие, развитие половой идентификации связаны с познавательными процессами

Колберг исходил из того, что в психическом развитии детей не только формирование знаний об окружающем мире, о нравственных критериях, но и эмоциональное развитие, развитие половой идентификации связаны с познавательными процессами

Выготский, Лев Семёнович 5 (17) ноября 1896 — 11 июня 1934) советский психолог, основатель исследовательской традиции, названной в критических работах 1930-х годов «культурно-исторической теорией» в психологии.

Выготский, Лев Семёнович

5 (17) ноября 1896 — 11 июня 1934) советский психолог, основатель исследовательской традиции, названной в критических работах 1930-х годов «культурно-исторической теорией» в психологии.

Существенным вкладом в педагогическую психологию является введённое Выготским понятие зона ближайшего развития. Зона ближайшего развития — «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющие задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым.

Существенным вкладом в педагогическую психологию является введённое Выготским понятие зона ближайшего развития. Зона ближайшего развития — «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющие задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым.

Даниил Борисович Эльконин (1904—1984) советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии.

Даниил Борисович Эльконин (1904—1984) советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии.

Периодизация возрастного развития Д.Б. Эльконина Возрастные периоды Ведущая деятельность Младенческий (-1 год) Система отношений Общение со взрослым Раннее детство Предметная деятельность Человек - человек Дошкольный возраст Младший школьный возраст Игра Человек - предмет Учебная деятельность Человек - человек Подростковый возраст Человек - предмет Общение со сверстниками Юношеский возраст Учебно-профессиональная деятельность Человек - человек Человек - предмет

Периодизация возрастного развития Д.Б. Эльконина

Возрастные периоды

Ведущая деятельность

Младенческий (-1 год)

Система отношений

Общение со взрослым

Раннее детство

Предметная деятельность

Человек - человек

Дошкольный возраст

Младший школьный возраст

Игра

Человек - предмет

Учебная деятельность

Человек - человек

Подростковый возраст

Человек - предмет

Общение со сверстниками

Юношеский возраст

Учебно-профессиональная деятельность

Человек - человек

Человек - предмет

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!