СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Подвиг длинною в жизнь"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предназначена для использования при проведении уроков мужества, при изучении темы "Повесть о настоящем человеке".  Также может быть использована как воспитательный час по теме воспитываем Человека, такие качеситва как мужество, выдержка, сила воли, целеустремлённость и т.д.

Просмотр содержимого документа
«"Подвиг длинною в жизнь"»

Урок на тему «Подвиг длинною в жизнь»

                                                                                   

                                               

Цели:

  1. Познакомить обучающихся с выдающимся летчиком, героем Советского союза А.П.Маресьевым.(поисково-исследовательская работа учащихся под руководством учителя). С подвигом женщин-лётчиц Таманского полка.

  2. Развивать интерес к героической истории и героическому прошлому нашего народа.

  3. Воспитывать уважительное  отношения  к людям, чьё  служение

Отечеству – пример мужества и доблести;

воспитывать  чувство патриотизма, любви к Родине; формировать

героические  качества личности, чувство гордости за ратные подвиги

наших дедов; сохранить в памяти юного поколения имена великих

сынов и дочерей нашей Родины.

  1. Воспитывать чувство сопричастности к судьбе своей Родины и ответственности за нее, демократизма, общенационального достоинства и патриотизма.

Задачи:

- Соединить теоретические знания, практические навыки и умения

с формированием активной жизненной позиции;


      - развивать умение работать в коллективе и группе;

- развивать умение самостоятельно разыскивать, анализировать нужный

материал, используя при этом  информационно-компьютерные

технологии;

      - развивать умение критически мыслить и делать выводы.

Метод групповых проектов( «Героями не рождаются»), ролевая игра «Жил-был обыкновенный мальчик…»


Проектную деятельность организую на трех уровнях:

  • объяснение учителем технологии подготовки ученического проекта (знание);

  • выполнение учащимися проекта под руководством учителя (умение);

  • самостоятельное выполнение и публичное представление учащимися учебного исследовательского проекта (действие).




https://www.youtube.com/watch?v=MF7NL2PshCY 1 видео 1 мин.



Дунькин полк 2 видео




Ход занятия.

I.Организационный момент.( https://vk.com/video89671361_168786465)

II.Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня я вместе с моими учащимися познакомимся с одним героем Вов.

Но вначале мне бы хотелось нацелить моих учеников на то, что в результате проведения этого урока, вы,ребята, должны будете суметь дать ответы на несколько вопросов: (на доске)

- Кого народ называет героем? ( Герой, человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.)

- Какие основные качества необходимо в себе воспитывать, чтобы быть способным на проявление героизма.

- Почему мы говорим : «Героями не рождаются – героями становятся»

III. Вступительная беседа.

- Говорить мы будем о далёком и трудном для нашей страны времени – о войне, которая была более 70 лет назад.

Мы готовились к этому уроку. Учащиеся были разделены на 3 группы: первая гуппа занмалась поиском материалов о жизни и военной биографии Алексея Маресьева; вторая – поиском сведений о женском батальоне лётчиц, которых называли «ночными ведьмами», а третья группа искала материал о лётчицах, погибших на территории нашего города во время Великой Отчественной войны. Поэтому сами учащиеся ознакомят присутствующих о том, какие материалы им удалось отыскать. А в конце нашего урока, я надеюсь ответят на проблемные вопросы, которые я им поготовила и самостоятельно сделают выводы. Итак, внимание! Ничинаем наш урок-поиск. (Видео из к\ф «В бой идут одни старики».

Итак, проведём краткий блиц-опрос:

-Кто знает, как называется эта война?

- Кто напал на нашу страну?

- Какое оружие было у наших солдат?

- Сколько лет шла война?

- Кто победил?

- Когда в нашей стране отмечают День Победы?

Учитель: Да, конечно, на такие вопросы мы не имеем права не знать ответов.

А сейчас мне хотелось бы услышать, что удалось отыскать первой группе учащихся, которые занимались поиском материалов по жизни лётчика-истребителя, Героя Советского Союза Алексее Петровиче Маресьеве.

Учащиеся в военной форме (мальчики) демонстрируют распечатанные фотографии и презентацию своего проекта.

IV. Рассказ учащихся с презентацией слайдов.

V. Заключительная беседа.

- Почему Маресьева А. П.  называют героем?

- Какой подвиг он совершил?

- Какой медалью он был награжден за свой подвиг?

VI. Обобщение. (https://www.youtube.com/watch?v=kOvs6F-2HXQ) – “В бой идут одни старики..» песня и видео

Закончить урок словами из стихотворения:


Эпиграф к уроку:(доска)

Страх присущ всем.

Если вам кто-то будет говорить,

что он ничего не боится, - не верьте.

Надо просто уметь побеждать в себе это чувство.

(из интервью с А.Маресьевым)


1 ученик:

        Великая Отечественная война длилась очень долго - четыре года. А началась она 22 июня 1941 года. Ранним утром без объявления войны границу нашей страны перешли немецкие войска, на танках, грузовиках, мотоциклах. Эта была сильная хорошо вооруженная армия. Их называли фашистами, потому что они считали, что их народ самый лучший, что только они заслуживают хорошей жизни, а всех других людей надо убить или превратить в рабов и заставить на себя работать.

  2 ученик:     

 Немецкие самолёты бомбили наши города, погибали люди. Наши войска первое время отступали, потому что армия не была готова к такой войне. Но вскоре на фронт призвали много солдат, на заводах построили много самолётов, танков, пушек, пулеметов. Наши генералы продумали план наступления. Много тяжелых боев было на той войне. Погибло 20 миллионов человек, это по численности столько людей, сколько было бы в 20 таких городах , как наш Донецк.

Показ слайда – Звезда героя СССР

        Самой большой наградой для солдат была золотая звезда Героя Советского Союза. (Тогда наша страна называлась Советский Союз).

11 тысяч солдат получили такую награду.

3 ученик Показ слайда

        И среди них был человек, о котором я вам сегодня расскажу.

Это Алексей Петрович Маресьев. До войны он окончил летное училище и был летчиком – истребителем.

- Как вы понимаете слово истребитель?

Показ слайда

4 апреля 1942 в районе так называемого «Демьянского котла» (Новгородская область) в бою с немцами его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Совершил вынужденную посадку на территории, занятой немцами. Восемнадцать суток раненый в ноги лётчик ползком пробирался к линии фронта.

Показ слайда

Первыми обнаружили его, еле живого, мальчишки из деревни Плав-Кисловского сельсовета Валдайского района, Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.

Больше недели колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая вблизи деревни приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьев был отправлен в Москву, в госпиталь. Врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги в области голени.

Показ слайда.

Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в лётную школу, которая находилась в п. Ибреси Чувашской АССР.

В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Ему посочувствовал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.

20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни 2 советских лётчиков и сбил сразу три вражеских истребителя Fw.190. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.

24 августа 1943 года Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения.

- Подвиг А. П. Маресьева повторили еще несколько летчиков, которые после тяжелых ранений и операций вернулись в свои полки и продолжали летать. Про подвиг лётчика писатель Борис Полевой написал книгу «Повесть о настоящем человеке». Был снят художественный фильм о Маресьеве.

- На родине героя в городе Камышине поставлен памятник Алексею Петровичу Маресьеву. (Показ слайда)

20 мая 2017 года исполнится 101 год со дня рождения легендарного лётчика, Героя Советского Союза, человека, который в годы Великой отечественной войны,  несмотря на тяжелую инвалидность, сумел продолжить летать и сбивать в нашем небе самолеты фашистских захватчиков, АлексеяПетровича Маресьева. 

Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в г. Камышине Саратовской губернии. В три года остался без отца, мать одна воспитывала троих сыновей. После окончания школы Алексей получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую деятельность.

     В 1934 году Камышинский райком комсомола направил его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Здесь, без отрыва от производства, Маресьев занимается в аэроклубе. В 1937 году был призван в армию.

Вначале служил в авиапогранотряде на Сахалине, затем был направлен в Батайское авиационное училище им. А. К. Серова, которое окончил в 1940 году и был оставлен в училище инструктором. Там же, в Батайске, встретил войну.  

 В августе 1941 года Маресьев был направлен на Юго-Западный фронт и      23 августа 1941 года совершил свой первый боевой вылет в районе Кривого Рога. В марте 1942 года был переброшен на Северо-Западный фронт. К этому моменту на счету у Маресьева числилось 4 сбитых немецких самолёта.    

 4 апреля 1942 года самолёт Маресьева был подбит, а сам лётчик тяжело ранен в ноги. Совершил вынужденную посадку на занятой немцами территории и восемнадцать суток сначала на покалеченных ногах, а потом ползком пробирался к линии фронта.

    Еле живого Алексея обнаружили мальчишки из деревни Плав, Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвёз Маресьева на подводе в свой дом. Больше недели колхозники ухаживали за лётчиком, в селе не было врача, а Маресьеву нужна была квалифицированная медицинская помощь. В первых числах мая на окраине села приземлился самолёт и Маресьев был отправлен в Москву. Врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги. 

    Ещё в госпитале Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Примером ему служил лётчик  Первой мировой войны Прокофьев - Северский, который потерял правую ногу, но несмотря на это, вернулся в небо. Он убедил себя и врачей в том, что сможет летать и воевать.          Затем продолжил тренироваться в санатории, куда был направлен в сентябре 1942 года.  В начале 1943 года прошёл медкомиссию и практиковался в Ибресинской лётной школе в Чувашии.  Любил пошутить, мог сплясать под гармошку. Ходил, поскрипывая кожаными ботинками. Даже в крепкие морозы не обувал валенки.  Тогда ещё не все знали, что этот оптимистичный парень передвигается на протезах и заново учится летать.

   Командование полка не отпускало Алексея на боевые задания: обстановка в небе накануне Курской битвы была очень напряжённой. Но Маресьев рвался в бой и очень переживал после каждого отказа. Однополчане улетали к линии фронта, а он продолжал тренироваться, оттачивая мастерство над аэродромом. Разгоралось крупнейшее сражение на Курской дуге, и командир эскадрильи, наконец,  дал Алексею добро на полёты.

 В феврале 1943 года он совершил первый после ранения вылет.

Свой новый боевой счёт Алексей Маресьев открыл уже 6 июля 1943 года. За два дня, летая на Ла-5, он сбил пять вражеских самолётов. Слава о безногом лётчике разнеслась по 15-ой воздушной армии и по всему Брянскому фронту.

Командир эскадрильи А. М. Числов взял Маресьева с собой в пару и после нескольких удачных вылетов, доверие к Маресьеву установилось полное.

    20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя спас жизни двух советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя.

Представляя героя к награде, командир полка H.П.Иванов писал: "Истинный русский патриот, он, не жалея жизни и крови, сражается против врагов и, несмотря на серьезный физический недостаток, добивается в воздушных боях отличных успехов".

24 августа 1943 года за этот подвиг Алексею Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Однако нагрузки все время возрастали и поэтому уже в 1944 году, когда Маресьеву предложили стать инспектором - летчиком и перейти из боевого полка в управление Вузов ВВС, он согласился. Но сам об этом, он никого не просил... К тому времени заместитель командира эскадрильи 63-го ГвИАП  Гвардии Старший лейтенант Алексей Маресьев совершил 87 боевых вылетов и сбил 11 вражеских самолетов, в том числе 7 - после возвращения на фронт после ранения и ампутации ног.

В 1944 году Маресьев ушёл из боевого полка и стал инспектором — лётчиком в управлении Вузов ВВС.  Свои последние вылеты на самолете        (учебном У-2) Алексей Петрович совершил в начале 50-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве. На этом его небесная эпопея закончилась.

 Со свойственной ему неукротимой волей он взялся за учебу. В 1952 году успешно окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, а в 1956 году - аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. В том же году кандидат исторических наук Алексей Петрович Маресьев вошел в состав Советского комитета ветеранов войны.

О судьбе этого героического человека Борисом Полевым была написана книга «Повесть о настоящем человеке», по которой в дальнейшем был снят фильм.

   Алексей Петрович никогда не жаловался на судьбу, жил скромно, не поддавался недугам и удивлял окружающих жизнерадостностью, обаянием и оптимизмом. 

  Он награждён орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, Красной Звезды и медалями.

   18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но за час до начала у Алексея Петровича случился сердечный приступ. Его доставили в реанимацию одной из московских клиник, где он скончался, не приходя в сознание. Торжественный вечер всё же состоялся, но начался он с минуты молчания... Похоронен Маресьев в городе - герое Москве на Новодевичьем кладбище, где 23 февраля 2005 года в торжественной обстановке открыт памятник на могиле Героя.

На доме по улице Тверская, 19 в Москве, где жил Алексей Маресьев висит мемориальная доска.

В честь него поставлен бюст в городе Комсомольске–на-Амуре.

В честь Маресьева названа малая планета 2173 Maresiev, во многих городах улицы носят имя героя.    В городе Камышин стоит монумент недалеко от дома, где жил лётчик-ас.

   Он был почётным солдатом воинской части, почётным гражданином городов Комсомольск-на-Амуре, Камышин, Орёл, Стара - Загора. Его именем названы молодёжные патриотические клубы, общественный фонд, малая планета Солнечной системы.

 Он навечно останется в памяти человечества.


Он бился в схватках равных и неравных!

До конца! Платил врагу сполна!

Помнил, что он правнук и праправнук

Доблестных солдат Бородина.