СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подвижные игры в условиях перехода из сада в школу

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подвижные игры в условиях перехода из сада в школу»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 91»

 

Принята на заседании педагогического совета

от «___»________________20___г.

Протокол № __________________


УТВЕРЖДАЮ

Директор

__________________(инициалы, фамилия)

«___»_____________________20__ г.


 

 



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа


ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Направленность программы: физкультурно-оздоровительная

Уровень программы: начальный

 


Возраст учащихся: 5-7 лет

Срок реализации программы: 1 год

 

 


Автор-составитель программы:

Казакова Юлия Викторовна

учитель физической культуры

ГБОУ «Школа № 91» 

 







  

Москва – 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность программы - физкультурно-оздоровительная

Уровень программы - начальный/базовый


Программа курса «Подвижные игры» входит в общий курс подготовки к школе, который проводится в ГБОУ Школа № 91 в течении учебного года. Таким образом, данный курс преподается с такими предметами как художественное творчество, музыка, развитие речи и графических навыков, логоритмика, а также конструирование и математические игры.


Актуальность программы

Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая новыми ощущениями, понятиями, представлениями.

Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Физкультурные занятия - самая эффективная школа обучения движениям. С целью укрепления здоровья ребенка и совершенствования организма средствами физической культуры особое внимание следует уделить физкультурно-оздоровительной работе с детьми.

Игры для детей – важное средство самовыражения, пробы сил, снятия напряжения. Игра поможет сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению рассчитывать свои силы и возможности организма, правильно и объективно оценивать поступки других, управлять собственными эмоциями.

Подвижные игры улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье, способствуют всестороннему гармоничному развитию детей, помогают формированию межличностных отношений, развивают наблюдательность, сообразительность, самостоятельность, инициативность. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в основе их содержатся все виды естественных движений, свойственных человеку: ходьба, бег, прыжки, метание, броски и др.

Так как основной задачей подготовки детей к школе является формирование предпосылок для овладения навыками письма, чтения и счета, то в наш курс будут включены различные оздоровительные практики. Это упражнения дыхательной гимнастики, традиционные (утренняя гигиеническая гимнастика, элементы самомассажа и упражнения для снятия напряжения) и нетрадиционные формы оздоровительной работы (мудры, сянгун: индийских, китайских оздоровительных методик для детей, восточная гимнастика), что позволит детям более мягко, спокойно и, без особых усилий переключаться на разные режимы работы в течение дня.


Цель и задачи программы


Цель программы – удовлетворить потребность дошкольников в движении и обогатить их двигательный опыт, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества, способствовать укреплению здоровья учащихся через повышение их двигательной активности средствами подвижных игр, дыхательных и оздоровительных упражнений.


Задачи программы:

- укреплять здоровье обучающихся посредством развития физических качеств;

- формировать представление о собственном теле и умению работать с ним;

- развить у детей умение к взаимодействию и общению с ровесниками, внимание к словам других людей, терпение, вежливость, доброжелательность, доверие, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;

- обучать ориентированию в игровом пространстве;

- развивать сообразительность, пространственное и логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, психологическое раскрепощение;

- развивать двигательные реакции, точность движения, ловкости, умение двигаться в нестандартной/игровой ситуации, согласованность движений, внимательность;

- вовлекать детей в составление и проведение комплексов разминки, а также игр на занятиях;

- развивать коммуникативные умения;

- воспитывать культуру поведения, умение играть по правилам;

- обучать  умению работать индивидуально и в группе,

- развить природные задатки  и способности детей.


Категория учащихся по программе: подготовительная группа в возрасте 5-7 лет.


Срок реализации программы: программа рассчитана на 28 занятий в год (1 занятие в неделю) с октября по апрель.


Формы и режим занятий

Форма обучения:

- специально организованные занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него. При проведении занятий в основном используются игровой метод.

- очная (практические аудиторные занятия: урок, беседы, урок- сказочное путешествие, соревнования, игры в спортзале, эстафеты, конкурсы, оздоровительная и дыхательная гимнастика);

- групповая (занятия проводятся в одновозрастных группах, численный состав группы – 15 человек).


Для обеспечения успешной реализации программы предполагается использование широкого спектра методов, приемов и средств:

  • использование материала для речевой и познавательной активности детей (загадки, пословицы, поговорки, народные приметы);

  • игры разнообразного характера (подвижные, познавательно-развлекательные, оздоровительные).

Принципиальной установкой программы является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении игрового материала на занятиях.


Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 мин. учебного времени во второй половине дня.


Планируемые результаты реализации программы


Предметные результаты:

- к концу года ребенок осваивает способы преодоления различных препятствий и около 30 подвижных игр, считалок, жеребьевок;

- владение двигательными действиями, составляющими содержание подвижных игр, разминки, дыхательных упражнений, а также упражнений на расслабления и снятия напряжения;

- укрепление здоровья и повышение физической подготовленности и выносливости;

- соблюдать осторожность и правила безопасности при выполнении заданий.


Метапредметные результаты:

- умение проявлять самостоятельность в принятии решений в условиях игровой деятельности;

- уметь организовать самостоятельно свободную деятельность, в том числе занять себя и своих одноклассников на переменах в школе;

- ребенок научится использовать полученные знания, умения и навыки в свободной игровой деятельности


Личностные результаты:

– будет способен преодолевать застенчивость, стремиться взять на себя не только второстепенные, но и главные роли в играх;

- умение управлять своими эмоциями, владеть культурой общения в процессе подвижных игр и занятий физической культурой.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный (тематический) план


п/п

Название разделов и тем

Количество часов

1.

Вводное занятие

1

2.

Подвижные игры


2.1.

Бессюжетные игры

9

2.2.

Игры-забавы

5

2.3.

Народные игры

7

2.4.

Любимые игры детей

6

3.

Дыхательные упражнения в различных техниках

На каждом занятии

4.

Упражнения оздоровительной гимнастики

На каждом занятии

5.

Нетрадиционные оздоровительные техники

На каждом занятии

6.

Всего часов

28


Примечание.

Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:

- 28 учебных недель;

- одну учебную группу;

- теория каждого занятия



ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:

– входной контроль проводится на первом специально организованном игровом занятии;

– текущий контроль осуществляется через наблюдение педагогом в ходе занятий, в свободной игровой деятельности (на переменах, на прогулке);

– итоговый контроль осуществляется на заключительной эстафете в конце учебного года, отражается оценкой зрителей и анализом результатов интервьюирования детей, выступлений на различных спортивных досугах, праздничных, развлекательных мероприятиях, конкурсах, организованных школой.

Формы и критерии оценки учебных результатов программы: в данной программе не предусмотрены.


Формы подведения итогов реализации программы: предоставление результатов наблюдения на малом педагогическом совете.


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Материально-техническое обеспечение программы

Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.
При необходимости, инвентарь для занятия изготавливается педагогом самостоятельно.


Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система обозначений:

Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);

К - комплект (из расчета на каждого учащегося исходя из реальной наполняемости класса);

Г - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.

 

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Необходимое количество

Примечание

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Стандарт основного общего образования по физической культуре

Д

Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)

1.2

Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (базовый профиль)

Д

1.3

Авторские рабочие программы по физической культуре

Д

1.4

Учебник по физической культуре

Г

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации

1.5

Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению

Д

В составе библиотечного фонда

1.6

Методические издания по физической культуре для учителей

Д

Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе»

2

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

2.1

Надувные мячи легкие

Г


2.2

Гимнастические палки

Г


2.3

Скамейки гимнастические

Г


2.4

Обручи гимнастические

Г


2.5

Комплект матов гимнастических

Г


2.6

Набор для подвижных игр

К/Г

Изготавливается для каждого занятия

2.7

Скакалки



2.8

Аптечка медицинская

Д


3

Спортивные залы (кабинеты)

3.1

Спортивный зал игровой (гимнастический)

1

С раздевалками для мальчиков и девочек

3.2

Кабинет учителя

1

Включает в себя: рабочий стол, стулья, шкафы книжные (полки)

3.3

Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования

1

Включает в себя стеллажи, контейнеры

3.4

Учебный кабинет

1

Включает в себя: рабочий стол, стулья, шкафы книжные (полки)



Нормативно-правовые акты и документы


- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785);

- Приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный № 19707).;

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».


Список литературы


1. Гайдай Е. П. Москва «АРКТИ» 2000г. «Игры, забавы, развлечения».

2. Голубева Л.Г.Москва «Просвещение» 2003г. «Растём здоровыми».

3. Ионова А. Н. Москва «Экзамен» 2010г. «Играем, гуляем, развиваем».

4. Казак О.Н.Москва «АРКТИ» 2000г. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет».

5. Кенеман А. В.Санкт-Петербург «Детство» 2000г. «Народные подвижные игры для детей».

6. Муравьва В. А. Москва «АЙРИС» 2004г. «Воспитание физических качеств».

7. Патрикеева А.Ю. Москва «ВАКО»2007г. «Подвижные игры».

8. Щербак А.П. Москва «Просвещение» 2008г. «Тематические физкультурные занятия».

9. http://detsad-6.ru/2015-02-04-09-25-11/2015-02-04-09-28-38/2015-02-04-09-35-29/18-советы-специалистов/лукьяненко-е-и/314-«эффективные-нетрадиционные-формы-оздоровительной-работы-в-доу».html

10. http://metodisty.ru/m/gnews/group/fizicheskaya_kultura/news/uchebno-metodicheskoe_i_materialno-tehnicheskoe_obespechenie_obrazovatelnogo_processa________________________________________________________________po_fizicheskoi_kulture/

11. https://urok.1sept.ru/статьи/637964/ Пример программы по физическому воспитанию дошкольников.

12. http://school-32.tomsk.ru/files/img/podv_igri.doc Примерная рабочая программа внеурочной деятельности.

13. https://kopilkaurokov.ru/fizkultura/planirovanie/proghramma_dopolnitiel_nogho_obrazovaniia_podvizhnyie_ighry Копилка игр

14. https://urok.1sept.ru/статьи/637964/ Народные игры для дошкольников.

15. https://infourok.ru/rabochaya-programma-kruzhkovoy-raboti-podvizhnie-igri-429524.html Копилка игр-потешек.


ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ


Календарно-тематический план


Неделя

Лексическая тема

Название игр (на выбор)

Основные виды движений

Атрибуты и пособия

1

Знакомство (вводное)



Мягкий мяч (игрушка)

2

Осень

"Пеньки"

"Угадай, чей голосок"

Бег; бег поскоками; прыжки на двух ногах с продвижением вперед

Кубы 25х25 (на 1 куб меньше, чем играющих)

3

Овощи

"Посади-собери"

"Редька"

Бег, равновесие

Корзинки (2шт.) с муляжами овощей (по кол-ву детей в каждой), гимнастическая стенка

4

Фрукты

"Фрукты"

"Водяной"

Бег, лазание, ориентировка в пространстве.

Головные уборы покупателям Повязка на глаза

5

Лес

Деревья

Ягоды Грибы

"Бабка Ёжка"

"Девочка и медведь"

Бег, прыжки

Равновесие

Веточка (помело), канат, маска медведя, платок

6

Я и моя семья

"Аленушка и Иванушка"

"Ушки"

Ходьба с увертыванием, ориентировка в пространстве

Платок, фуражка.

7

Поздняя осень

"Перелет птиц"

"Жар-птица"

Бег, лазание, владение мячом

Гимнастическая стенка, скамейки, мяч - "Жар-птица"

8

Части тела

Предметы гигиены

"Арина"

"Цапки"

Бег с увертыванием, ориентировка в пространстве


9

Одежда

"Меняются местами",

"Пронеси, не урони"

Внимательность

Равновесие

Стульчики

Скамейки, детские шапки

10

Обувь

"Бег в калошах"

"Быстро шагай!"

Бег, ходьба семенящим, приставным шагом

Калоши - 2 пары

11

Зима

"Дед Мороз"

"Метелица"

Бег, метание.

Равновесие

Шапка деда Мороза

12

Зимующие птицы

"Воробьи и вороны"

"Огородник и воробей"

Бег, бег с увертыванием

Маска воробья, фуражка для огородника.

13

Зимние забавы

"В снежки"

"Озорные гномы"

Бег

Прыжки

Белые листы писчей бумаги.

14

Новый год

"Золотые ворота"

"Шел козел по лесу"

Перетягивание каната,

Маска козла

15

Каникулы.

"Два Мороза"

"Чурилки"

Бег и ходьба с увертыванием, ориентировка в пространстве

Маски двух морозов, колокольчик

16

Домашние животные и птицы.

"Петушки"

"Пастух и стадо"

Прыжки на одной ноге, равновесие

Ползание на четвереньках.

Шапка пастушка, гимнастическая палка.

17

Дикие животные.

"Укротитель диких зверей"

"Змея"

Бег,

ползание

Кубы 25х25 (на 1 куб меньше, чем играющих),

Маска змеи

18

Город. Улица.

"Теремки"

"Быстро шагай"

Перебежки, семенящий шаг

Обручи (на 1 меньше, чем играющих).

19

Дом. Мебель. Быт. техника.

"На стульчике"

"Сковорода"

Бег на скорость

Стульчик или куб.

20

Защитники отечества.

"Полоса препятствий"

Равновесие, лазание, прыжки, метание, ползание

Мягкие модули (скамейка, гимнастическая стена, тоннель, надувной мяч с ручками) по 2 шт., мешочки с песком, обручи

21

Мамин праздник Женские профессии

"Мамины помощницы"

"У Маланьи"

Бег, быстрая ходьба


22

Посуда

"Федорино горе"

"В кувшинчики"

Бег; быстрая ходьба,

Владение мячом

Платок, мяч

23

Весна

"Солнышко"

"Родничок"

Бег с увертыванием, прыжки

Маска солнца.

24

Перелетные птицы

"Ласточка и пчелы"

"Журавль"

Лазание, бег,

равновесие

Маски ласточки, журавля.

25

День космонавтики

"Космонавты"

"Угадай, кого не стало"

Бег

Обручи (на 1 меньше, чем играющих)

26

Части суток

Дни недели

"День и ночь"

"Солнце и месяц"

Владение мячом, равновесие

Мячи по кол-ву детей.

27

Цветы

Комнатные растения

"Крути-верти, роза"

"Садовник"

Прыжки

Скакалка

28

Труд людей в природе

"Дедушка Мазай"

"В клубок"

Бег с разным темпом, на равновесие

Шапка деда

29

Здравствуй, Лето!

"Краски"

"Невод"

Бег с увертыванием, ориентировка в пространстве, прыжки.




© 2023, 130 0