Бутурлиновский муниципальный район
Школьная научно-практическая конференция
обучающихся
«Школьная исследовательская инициатива»
Гуманитарная секция
ПОЭТЫ БУТУРЛИНОВСКОГО РАЙОНА
О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Исследовательская работа по родной литературе
Автор: Коржова Ксения,
обучающаяся 8 класса,
МКОУ Бутурлиновская ООШ №7
Руководитель: Чупрынина Т.И.,
учитель русского языка и литературы,
МКОУ Бутурлиновская ООШ №7
2020 год.
Оглавление
Введение……………………………………………………………3-4
Война пером поэтов……………………………………………….5-7
Зачем помнить о войне?.........................................................5
Краткие биографические сведения о поэтах-земляках Бутурлиновского района…………………………………...5-7
Суровая правда войны в глазах поэтов-земляков……………….8-14
Тема Родины в лирике бутурлиновских поэтов…………..8-9
Тема Памяти в поэзии о ВОВ………………………………9-11
Тема Победы в поэтических текстах о ВОВ………………11-12
Изобразительно-выразительные средства, используемые в стихотворениях о войне…………………………………….12-14
Заключение…………………………………………………………15-16
Список используемой литературы………………………………..17
Введение
Тема Великой Отечественной войны была и будет одной из ведущих как в литературе прошлого, так и современной литературе. Память о войне нашла свое отражение на страницах книг, объединяя поколения русских писателей.
Для нашей страны данная тема имеет особый смысл. Это священная память о погибших на полях сражения, наша история, наша боль, наша надежда…Основной долг всех последующих поколений – сохранить историческую память о войне.
В 2020 году Россия будет отмечать 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. В канун этой знаменательной даты на уроках родной (русской) литературы мы говорили о поэтах Бутурлиновского района, писавших о войне. Меня эта тема очень заинтересовала и, поэтому свое исследование я хотела бы посвятить именно ей.
Актуальность работы
Актуальность заключается в том, что мы очень мало знаем о своей малой родине, а в частности о поэтах нашего города Бутурлиновка и района. Именно они отразили в своих произведениях те далёкие исторические события.
Гипотеза:
События времен Великой Отечественной войны все дальше отдаляются от нас. В нашем родном городе уже почти не осталось участников ВОВ, но мы должны помнить о них, а литературные произведения наших писателей и поэтов – это хранилище нашей родной истории, они играют важную роль в формировании нравственности школьников.
Цель – посмотреть на ВОВ глазами поэтов, наших земляков, и выяснить, что же объединяет людей, посвятивших свое творчество этой теме.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- расширить свои знания о Великой Отечественной войне;
- из местных газет, литературных сборников узнать о земляках, писавших о ВОВ;
- выделить основные темы военной лирики;
- провести анализ изобразительно-выразительных средств, использованных в стихотворениях о войне;
- систематизировать информацию, полученную из разных источников;
- исследовать и обобщить результаты анкетирования учащихся 7-9 классов МКОУ Бутурлиновская ООШ №7 о творчестве местных поэтов, посвящённом событиям Великой Отечественной войны
Объект исследования: поэтическое творчество земляков - Бутурлиновцев
Предмет исследования: ВОВ в творчестве Бутурлиновских поэтов и писателей
В данной работе я использовала описательный метод исследования, который включает в себя сбор и первичный анализ материала, а также методы сравнения и обобщения, анкетирование.
Я думаю, что результаты моей работы имеют практическое значение, так как могут быть использованы на уроках, во внеклассных мероприятиях, школьном музее.
Война пером поэтов
1.1.Зачем помнить о войне?
Для нас, жителей XXI века, Великая Отечественная война – это история. Много ли мы знаем о войне? Да, прочитали несколько книг, посмотрели десяток-другой фильмов, стихотворения в школе учили… Но настоящие ли это знания? Позволяют ли они нам увидеть ту реальную войну, в лицо которой смотрели наши прадеды?
Нет, и никогда не позволят, иначе мы бы не захотели таких знаний: боли, страха за себя, Родину, голода и холода, состояния, когда уже готов пасть под пули или сдаться – только бы подальше с фронта…[1,135].
Тогда зачем нам помнить о событиях войны, таких пугающих?
На этот вопрос у каждого найдётся свой ответ.
Я же решили поискать ответы в стихотворениях поэтов-современников Бутурлиновского района и понять, как в них отражается память о войне.
. Краткие биографические сведения о поэтах-земляках Бутурлиновского райрна.
Много на земле красивых мест, но историю делают люди. В наше, время мы знаем, как некоторые города, сёла меняли своё название от зарождения и не раз. Но все люди, кто когда-то проживал на данной территории, и проживает сегодня, считаются земляками.
В своей работе я хочу рассказать о наших знаменитых поэтах - земляках.
Вот уже ровно 35 лет при Бутурлиновском отделе культуры действует районное литературно-музыкальное объединение «Радуга». Потребность в общении и желание лучшие произведения из рукописных тетрадей передать широкому кругу читателей привели к тому, что творческий народ Бутурлиновского района приступил к изданию коллективных сборников стихов и прозы. В 2000 году вышла в свет книга «Мой край, мой дом, моя семья», в 2004 - «Стихов торжественная святость», в 2010 - «Разнотравье». Много лет на страницах районной газеты «Призыв» выходит тематическая страница «Бутурлиновка литературная», в которой публикуются стихи и рассказы «радужан» [3,4]. Поэты - народ сердечный, открытый. Вот почему-то решили четвертую книгу назвать «Откровения». Она вышла в юбилейный для «радужан» год - 30 лет со дня образования и Год литературы. Творческие люди всегда были в гуще событий нашего района, области и страны. Диапазон тем, отражаемых поэтами и прозаиками в своих произведениях, велик и масштабен. Увлеченные магией слова, поэты и писатели творили свои произведения и днем, и ночью [4,4].
Издание «Откровения» включает в себя произведения 60 авторов, как членов литобъединения, так и одаренных людей, живущих или живших в нашем районе. «Откровения» - плод вдохновения и неустанного труда.
Душ поэтических причал.
Среди членов объединения есть настоящие мастера своего дела – это Ольга Александровна Одинцова, Анатолий Иванович Пузаков, Николай Васильевич Матвиенко, Вера Николаевна Часовских, Александр Иванович Сердюков, Александр Иванович Братчиков и другие. Их творчество, на мой взгляд, объединяет беззаветная любовь к родному краю, к людям, которые здесь живут.
Пузаков Анатолий Иванович. Родился в 1939 г. В Бутурлиновке проживает с 1969 г. Окончил исторический факультет ВГУ. Печатался в Таловской газете «Заря», в газетах московского военного округа « Красный воин» и прикарпатского военного округа «Слава Родине», в областной газете «Коммуна», в районной газете «Призыв». Работал директором Чернавской восьмилетней школы, преподавателем в БМТК. Его стихи вошли в трехтомник местных авторов. В 2014 г. выпустил двухтомник своих произведений [4,9].
Мисюра Людмила Сергеевна. Родилась в 1956 г. в г. Бутурлиновка. Окончила педагогический институт. Преподаватель БМТК. Печатается в газете «Призыв» [5,8].
Шавло Татьяна Сергеевна. Родилась в 1971 г. в г. Архангельске. После окончания Бутурлиновского педагогического училища работает воспитателем в детском доме. Печатается в газете « Призыв». Её стихи вошли в поэтический сборник «Разнотравье». Живёт в г. Бутурлиновка [4,12].
Сизинцев Ярослав Николаевич. Родился в 1997 г., учился в Пузевской СОШ. Живёт в г. Бутурлиновка [4,11].
Литвинова Зинаида Абрамовна. Родилась в 1940 г. Профессия – педагог дошкольного воспитания. Ветеран труда. Отличник народного просвещения. Пенсионерка. Живет в г. Бутурлиновка. Основатель районного праздника «У Шиповой дубравы». Член областного авторского клуба «Созвучие». Печатается в газете «Призыв». Некоторые её стихи положены на музыку [5,7].
Чаркин Василий Порфирьевич (1930-2015). Родился в селе Пузево Бутурлиновского района. Стихи начал писать в пятом классе. После службы в армии (в Германии) с отличием окончил школу механизации. Всю жизнь работал в колхозе, из них 25 лет комбайнёром. Печатался в газете «Призыв». Его стихи вошли в третью книгу поэтов района «Разнотравье». Издал при жизни три тетради своих стихов и побасенок [4,11].
Суровая правда войны глазами поэтов-земляков
. Тема Родины в лирике бутурлиновских поэтов.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов была важнейшим героическим периодом в истории нашего Отечества. С самого начала она была справедливой, освободительной войной нашего народа за свободу и независимость Родины против фашисткой Германии и ее союзников. В поэзии Л.С. Мисюра есть суровость военного времени, какой-то особый дух сопричастности событиям, она не может оставить читателя равнодушным, возвращая к порой забытым чувствам. Нашему народу есть чем гордиться, что хранить как святыню.
Когда-то бомбы корежили землю родную, солдату надо было выжить, отразить удар врага, а как страшно было детям на войне, когда у тебя нет дома и некуда бежать. В своем стихотворении «За Родину!» автор стремиться увековечить подвиг русского народа во имя Родины:
Когда гремела канонада,
Вокруг пылал войны пожар,
Солдату выжить было надо,
Чтоб отразить врага удар,
Чтоб отстоять поля и села,
И защитить свою семью…
Чтоб для детей не быть укором,
А надо - жизнь отдать свою! [4,14].
Стихотворение Анатолия Пузакова наполняет образы: Родины, мужества, чести. Ближе к концу тусклые краски печали сменяются броским призывом не забывать заслуги павших солдат:
… Уж так в сражениях устроено:
Не все становятся героями,
Не все в сраженьях отличаются,
Не все за Родину сражаются.
Они не без вести пропавшие,
Своею смертью смерть поправшие…[4,19].
2.2. Тема Памяти в поэзии о ВОВ
Стихотворения поэтов-земляков - дань памяти тем суровым дням, преклонение перед величием и самоотверженностью участников боев, выковавших победу.
В стихотворных строках Анатолия Пузакова « Не без вести пропавшие» звучит тема памяти защитников нашего Отечества, которые ценой собственной жизни, «своею смертью смерть поправшие» шли на защиту своей Родины:
…Им обелиски не поставлены,
Они в легендах не прославлены,
Солдаты Родины, которые
Вошли без почестей в историю.
Они не без вести пропавшие,
Несут им гимны мира светлые
И наши помыслы заветные…[4,14].
В стихотворении Людмилы Мисюра «Имя твое неизвестно»» мы видим взаимосвязь героического и трагического. В своем сознании автор бережно хранит память о тех совсем юных мальчишках, кто погиб: их просто убили, но сломить не удалось перед лицом врага. Что им пришлось пережить, какие муки вынести во время войны, и какой ценой досталась Победа:
…Собой, как щитом, вы страну заслонили
Вас просто убили, но не сломили.
И вас, безымянных лежат миллионы…
От нас, от живых, вам земные поклоны…[4, 17].
Поля, дороги, родная земля, завещанная нам предками, обильно полита потом и кровью. Когда гремела война, бомбы разрывали родную землю, превращая все в кромешный ад. Эта картина предстает перед нами в стихотворении «Дорогами войны» Зинаиды Литвиновой. Как в зеркало смотрясь в былое, поэт видит фронтовые дороги. Память вновь возвращает его к той тревожной продымленной дате, когда война нарушила тишину и Родина отправила на войну. Полевая дорога, ее красоты и тишина, навевают у писателя воспоминания о днях минувшей войны:
…И бомбы корежили землю родную,
И падали люди в кромешном аду.
Я голову низко склоняю седую
Пред теми, кто дал нам сейчас тишину [4,14].
В строках Людмилы Мисюра «Вспоминают молодость солдаты» через воспоминания, еще живых ветеранов просит нас оглянуться назад: вспомнить весну сорок пятого года:
…Шли с боями они на Берлин,
Отстояв свои земли и хаты.
Пролетели семьдесят лет,
Ветеранами стали солдаты.
Многих рядом давно уже нет,
Те, что молоды были когда-то…[4, 15].
2.3. Тема Победы в поэтических текстах о ВОВ
Победа далась нашему народу колоссальным напряжением сил: огромной волей, невыносимыми муками, неистовством русского духа и колоссальными жертвами.
В стихах Татьяны Шавло «Солдат Победы» преобладает естественное чувство удовлетворения Победой:
…И настал в той войне перелом-
У Москвы, Сталинграда, в Крыму…
Шел к победе солдат напролом,
Как бы ни было трудно ему…[4,27].
Благодаря Великой Победе мы снова и снова возвращаемся в воспоминания. И хотя этот праздник с очень горьким привкусом, мы можем показывать почтение и передавать уважение стихами и памятью о тех, кто защищал нашу землю. В стихах Ярослава Сизинцева «Девятое мая» автор призывает помнить («Пусть помнят…») воинов, зло победивших:
… Девятое мая – день памяти павших бойцов,
Что жизни отдали за мирное небо над нами.
Девятого мая приносим букеты цветов,
И вечным огнем внутри каждого сердце пылает…[4,22].
Эта Победа, выстраданная старшим поколением, дала нам возможность мирно жить, работать, любить, радоваться каждому дню. Оставшиеся в живых еще ветераны помнят, а мы должны уважать эту память и быть бесконечно благодарны героям Великой Отечественной войны, восстановившим мир в стране, уважать их подвиг. Об этом в стихах Людмилы Мисюра:
…Батальонов редеет строй,
Но – «воюют» в больничных палатах,
Вспоминая свой главный бой,
За Победу весной в сорок пятом!...[4, 15].
2.4. Изобразительно-выразительные средства, используемые в стихотворениях о войне
Страшную картину сражений, в которых участники проявили стойкость и героизм, передают эпитеты: «изувеченная, истерзанная земля», «кромешный ад», «пуля-бритва», «настороженно-зыбкая темнота», «пылающая, гневная река», «кровавые сны» и другие. С этой целью используются также и развернутые метафоры:
«…С шумом разорвалась тишина:
Разбудил нас гул аэродрома…»
(Я. Сизинцев «Небесные солдаты»)
«…Стонала земля, задыхаясь от гнева,
Ее почерневшие раны зияли,
И болью звенели открытые раны»
(В.Чаркин «Ветеран»)
«…Но думаю я про те страшные годы,
Когда в нашем крае гремела война…»
(З. Литвинова «Дорогами войны»)
Раскрыть характер русских солдат в годы Великой Отечественной войны помогают риторические восклицания и риторические обращения. Стойкость, выдержка, неимоверная сила воли, мужество простых солдат и тех, кто ковал победу в тылу, – вот что восхищает авторов стихотворений.
…Услышьте просьбы ветеранов
И окружите добротой…
(Л. Мисюра «Ветераны»)
…И в этот весенний прекрасный и праздничный день
Хочу всех поздравить я вас с Днем Великой Победы!...
(Я. Сизинцев «Девятое мая»)
… Ты помнишь той войны начало-
Оставил всё, чем дорожил…
(В. Чаркин «Ветеран»)
Чувство сострадания, глубокая человеческая боль поэта передается и через образы родной природы, мастерски используя при этом прием олицетворения:
…Как сильно влекут полевые дороги,
Зовущие в даль разноцветных полей…
(З. Литвтнова «Дорогами войны»)
… Сорок пятого года весна
Просит вас оглянуться назаж…»
(Л. Мисюра «Вспоминают молодость солдаты»)
…Солнца луч над взлётной полосой
Пробежал, оставив след красивый…
(Я. Сизинцев «Небесные солдаты»)
… И ветры, травами пропахшие,
Несут им гимны мира светлые…
(А. Пузаков «Не без вести пропавшие»)
Сравнения, используемые в военной лирике, помогает увидеть новые, невидимые стороны войны, которые придает описанию особую наглядность:
… Собой, как щитом, вы страну заслонили
Вас просто убили, но не сломили…
(Л.Мисюра «Имя твое неизвестно..»)
… Ты помнишь, как рвался плацдарм, словно конь на дыбы…
(Я. Сизинцев «Девятое мая»)
…Сколько пыльных прошёл он дорог
По войне этой страшной, как ад?!...
(Т. Шавло «Салют Победы»)
Заключение
Выросло уже не одно новое поколение, которое знает о войне лишь по книгам и фильмам. Но никогда не померкнет в веках подвиг советских солдат.
В ходе исследовательской работы было установлено, что основными темами, раскрывающими представление поэтов Бутурлиновского района о событиях ВОВ стали темы Родины, Памяти и Победы.
Важной темой в творчестве поэтов - бутурлиновцев является тема Родины. Все испытания, выпавшие на ее долю, она выдержала.
Тема Памяти раскрывается как воспоминания ветеранов ВОВ о тех, давно прошедших событиях, но до сих пор теребивших изнутри. В конце таких стихов делается акцент на том, что дань памяти суровым военным дням, преклонение перед величием и самоотверженностью участников войны, выковавших победу. Чувством вины, неоплатного долга перед погибшими проникнуты многие поэтические произведения.
Победа была за нами! Этим проникнуты стихотворные строки поэтов воспевающих тему Победы.
Чтобы правдивее и ярче показать картины сражений, поэты-земляки используют различные средства выразительности. Прежде всего, тропы: метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворение. Авторами также использовались такие синтаксические приемы, как: вопросительные предложения, риторические обращения и риторические восклицания. Только настоящий патриот сумеет сказать так трепетно, пронзительно, гордо. Материалы исследования могут быть использованы на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности.
В процессе работы было проведено анкетирование. Результаты анкетирования учащихся 7-9 классов МКОУ Бутурлиновская ООШ №7 о творчестве местных поэтов, посвящённом событиям Великой Отечественной войны, показали, что школьники либо совсем не знакомы с творчеством наших поэтов, либо их запас знаний очень невелик.
Бутурлиновские поэты в своей поэзии возвращаются к событиям войны, чтобы вновь и вновь показать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерёг от ошибок в будущем. Литературные произведения наших писателей и поэтов – это хранилище нашей родной истории, они играют важную роль в формировании нравственности школьников.
Список использованной литературы
Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. М.: Современная энциклопедия, 1995. – 527 с.
Великая Отечественная война. Энциклопедия для школьников./
Сост. И. Дамаскин, П. Кошель.- М.: «Олма – Пресс», 2001
Поэтический сборник. «Стихов торжественная святость». Бутурлиновка, 2004, 409 с.
Сборник стихов и прозы. «Откровения». Воронеж: ОАО «Воронежская областная типография». – 2015, 256 с.
Стихи и проза поэтов Бутурлиновского района. «Мой край, мой дом, моя судьба». Бутурлиновка, 2000, 383 с.
Приложение 1
Анкетирование «Что мы знаем о поэтах-земляках?»
В анкетировании приняли участие 32 учащихся 7-9 классов МКОУ Бутурлиновская ООШ №7. Я предложила школьникам следующие вопросы:
1. Назовите фамилии бутурлиновских поэтов, с творчеством которых вы знакомы?
2. Назовите стихотворения бутурлиновских поэтов, посвящённые Великой Отечественной войне.
3. Знаете ли вы наизусть стихотворения поэтов - земляков, посвящённых Великой Отечественной войне?
В результате анализа полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1. 5 учащихся МКОУ Бутурлиновская ООШ №7 назвали фамилии бутурлиновских поэтов.
2. 2 ученика вспомнили стихотворения наших поэтов, посвящённые Великой Отечественной войне.
3. Учащиеся МКОУ Бутурлиновская ООШ №7 не знают наизусть стихотворений бутурлиновских поэтов, посвящённых Великой Отечественной войне.
Приложение 2
Роль изобразительно-выразительных средств
в поэтических текстах.
Языковые средства | Возможная роль в тексте |
Эпитеты | Эпитеты усиливают выразительность, образность языка произведения; придают художественную, поэтическую яркость речи; обогащают содержание высказывания; выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак; создают живое представление о предмете. |
Метафора | Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта. |
Сравнение | Сообщает явлению и понятию то освещение, оттенок смысла, какой намерен придать ему писатель; помогает более точно представить предмет или явление; помогает увидеть в предмете новые, невидимые стороны; сравнение придает описанию особую наглядность. |
Олицетворение | Олицетворения придают тексту яркий, зримый характер, подчеркивают индивидуальность стиля автора. |
Риторическое восклицание | Риторическое восклицание отмечает высшую точку накала чувства и одновременно - важнейшую мысль речи (часто в ее начале или конце). |
Риторическое обращение | Риторическое обращение служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния. |