МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕРЕНЬГУЛЬСКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Принята на заседании Утверждаю:
Педагогического совета Директор МУ
МУ ДО «Тереньгульский ЦДТ» ДО «Тереньгульский ЦДТ»
от «___» _________2021г. __________А.А. Падерова
Протокол №______ «____» ___________ 2021г.
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«ПЕСНЯ ЛЕТА»
Уровень программы: стартовый
Срок реализации программы: 38 часов
Возраст обучающихся: от 8 до 14 лет
Автор-составитель:
Мельников Денис Александрович,
педагог дополнительного образования
2021
I. Комплекс основных характеристик
1.1 Пояснительная записка
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Песня лета» является модифицированной и разработана на основании:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79)
-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (проект)
-СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
-Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
-Приказ Минпросвещения РФ 30.09.2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросещения РФ от 09.11.2018 года №196»
-Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года
-Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ")
- Положения о структуре, порядке разработки, утверждения и сопровождения дополнительных общеразвивающих программ МУ ДО «Тереньгульский ЦДТ»;
-Устава МУ ДО «Тереньгульский ЦДТ».
-Положение о проведение текущего, промежуточного и итогового контролей по результатам реализации дополнительных общеразвивающих программ МУ ДО «Тереньгульский ЦДТ»
Форма организации содержания и процесса педагогической деятельности – модульная;
Уровень реализации программы - стартовый (начальный, ознакомительный).
Лето – время действий, проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира ребёнком, это возможность для разрядки от накопившейся в процессе учебной деятельности напряженности, пополнения утраченных сил, развития творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к культурным и образовательным ценностям и вхождения в систему новых социальных связей.
Актуальность и общая характеристика программы.
Актуальность программы заключается в том, что одной из проблем современной жизни является занятость детей в каникулярное время. Организация досуга — традиционное направление деятельности учреждений дополнительного образования. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей.
Данная программа позволяет развить индивидуальные творческие способности учащихся, исполнительность, артистизм.
Новизна программы.
Новизна программы состоит в том, что она разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в следующем:
- принципы обучения (индивидуальность, доступность, результативность)
- формы и методы обучения (занятия).
- методы контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов конкурсов, просмотр творческих работ и т. п.)
Возрастные особенности учащихся 8-9 лет.
Учащиеся данного возраста отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Учащиеся весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать, что у них есть определенные обязанности, ответственность и доверие. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. В этом возрасте учащиеся очень общительны, они активно ищут контакты, и находят их, любят коллективную деятельность, хотя стремление к самореализации выражено у этих ребят также весьма ярко.
Возрастные особенности учащихся 9-10 лет.
В этом возрасте у учащихся резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением. В этом возрасте ребята склонны к творчеству, где можно проверить волевые качества: усидчивость, настойчивость, выдержку. Поэтому в работе с этим возрастом педагогу так важно иметь авторитет среди детей, быть для них примером во всём.
Объём программы:
1 модуль - 10 часов;
2 модуль – 28 часа;
Всего – 38 часов.
Режим занятий:
Периодичность занятий: 3 раза в неделю по 2 часа
-продолжительность занятия- 45 минут,
-перерыв между учебными занятиями – 15 минут,
Адресат - учащиеся в возрасте от 8 до 14 лет.
Формы обучения: очное.
Формы занятий: практические, теоретические.
Особенности организации образовательного процесса:
Занятия по данной дополнительной общеразвивающей программе возможно как в очном формате, так и с применением обучения в дистанционном формате.
Продолжительность занятия в дистанционном формате: 2 академических часа, в которые входит 30 минут занятия с применением интернет-платформ для дистанционного обучения (он-лайн), остальное время отводится на выполнение творческих заданий и индивидуальные консультации с учащимися (оф-лайн).
1.2 Цель и задачи программы.
Цели.
Создание условий для развития у детей и подростков сознательного отношения к музыкально-творческой деятельности, воспитание их активными пропагандистами музыкального искусства.
Задачи.
развивать интерес к музыке;
обучить основам и навыкам игры на шестиструнной гитаре;
обогатить знания учащихся в области бардовских, туристских и авторских песен;
формировать навыки игры в ансамбле;
формировать у воспитанников коммуникативную, социальную, этическую и гражданскую компетентности.
1.3 Содержание программы.
Учебный план
№ раздела и темы | Название раздела, темы | Количество часов | Форма контроля |
всего | теория | практика |
1 модуль |
1 | Вводные занятия. | 10 | | 8 | |
1.1 | Правила техники безопасности Краткая история гитары и её современное состояние. | 2 | 2 | 0 | |
1.2 | Характеристика гитары. | 2 | 0 | 2 | |
1.3 | Уход за инструментом. | 2 | 0 | 2 | |
1.4 | Струны для гитары. | 2 | 0 | 2 | |
1.5 | Итоговое занятие | 2 | 0 | 2 | Опрос -викторина |
2 модуль |
2 | Работа над техникой игры на гитаре | 28 | 6 | 22 | |
2.1 | Посадка и постановка руки при игре. | 4 | 0 | 4 | |
2.2 | Строй гитары. | 4 | 2 | 2 | |
2.3 | Приём игры «бой». | 2 | 0 | 2 | |
2.4 | Приём игры «перебор». | 2 | 0 | 2 | |
2.5 | Аппликатура первой позиции. | 6 | 2 | 4 | |
2.6 | Натуральные звуки первой позиции. | 8 | 2 | 6 | |
2.7 | Итоговое занятие. | 2 | 0 | 2 | Опрос -викторина |
| Итого: | 38 | 8 | 30 | |
Содержание учебного плана
1 модуль
1. Вводные занятия- 10 часов.
Правила техники безопасности – 2 часа.
Теория. Набор группы детей, выявление их интересов и творческих способностей. Правила внутреннего трудового распорядка. Инструкция по технике безопасности и правилам противопожарной безопасности.
Краткая история гитары и её современное состояние.
Теория. Происхождение инструмента. Родственники инструмента. Мастера изобретавшие и усовершенствовавшие гитару. Композиторы и исполнители на гитаре. Гитара в наше время.
1.2. Характеристика гитары-2 часа.
Практика. Сольный и аккомпанирующий инструмент. По характеру своему гитара особенно подходит для сопровождения голоса, создавая для него мягкий и приятный фон.
1.3. Уход за инструментом-2 часа
Практика. Гитару следует хранить в футляре, при определённых температурах. Протирать гитару сухой тряпкой.
1.4. Струны для гитары-2 часа.
Практика. На гитаре обычно применяют струны двух видов: жильные и шелковые. Толщина каждой отдельной струны должна быть строго равномерной по всей её длине.
1.5. Итоговое занятие- 2 часа.
2 модуль
Работа над техникой игры на гитаре-28 часов
2.1. Посадка и постановка руки при игре – 4 часа
Практика. В процессе обучения играть на гитаре следует однозначно сидя, так, как только так навыки сформируются правильно. Существует несколько видов посадки, и для каждый выбирает посадку сугубо для себя. Одна из самых распространённых посадок это классическая.
2.2. Строй гитары- 4 часа
Теория. Прежде чем говорить о настройке гитары, необходимо сказать несколько слов о звуке. Звуки имеющие определённую высоту, составляют основной элемент музыки и называются музыкальными.
Практика. Для того чтобы настроить гитару, необходимо знать, что при натяжении струны, звук делается выше, а при ослаблении струны звук понижается, причём высота звука во время подстройки всё время должна проверятся на слух при помощи удара одним из пальцев правой руки. Ми, Си, Соль, Ре, Ля, Ми.
2.3. Приём игры «бой» - 2 часа
Практика. Объяснить приёмы игры левой и правой руки. Расстановку палец, их последовательность. Буквенное обозначение каждого пальца.
Правая рука. Извлечение звука на гитаре производится ударами-щипками правой руки. Левая рука. Пальцы левой руки прижимают соответствующие струны с достаточной силой возле самого лада, иначе звук не будет чистым.
2.4. Приём игры «перебор» - 2 часа
Практика. Объяснить приёмы игры левой и правой руки. Расстановку палец, их последовательность. Буквенное обозначение каждого пальца.
Правая рука. Извлечение звука на гитаре производится перебором правой руки. Левая рука. Пальцы левой руки прижимают соответствующие струны с достаточной силой возле самого лада, иначе звук не будет чистым.
2.5. Аппликатура первой позиции- 6 часов
Теория. Высота звука зависит не только от толщины и степени натяжения струны, но также от её длины, а потому, укорачивая струну путём прижатия её на разные ладах, мы получаем более высокий по отношению к открытый струне звук, причём, чем выше лад, тем выше звук.
Практика. На гитаре струны прижимаются лишь четырьмя пальцами левой руки (кроме большого). При игре на одной струне естественным положением для левой руки будет такое, когда четыре её пальца прижимают струну на четырёх соседних лада.
2.6. Натуральные звуки первой позиции – 8 часов
Теория. Чтобы уметь ориентироваться на грифе, т.е. находить тот или иной звук, необходимо твёрдо усвоить интервальные соотношения между натуральными простыми звуками.
Практика. Отношение по высоте двух звуков, взятых вместе или порознь, называется ИНТЕРВАЛОМ. Самый маленький интервалом является- Полутон. Звук на открытой струне и звук на той же струне, получаемый на первом ладу. Такой интервал называется ПОЛУТОНОМ.
1.5. Итоговое занятие- 2 часа.
1.4 Планируемые результаты.
По окончанию курса учащиеся
Должны знать:
Правила техники безопасности;
Характеристику гитары;
Строй гитары;
Нотную запись;
Аккорды.
Должны уметь:
Настраивать гитару;
Играть перебором;
Играть аккорды;
Петь под гитару;
К навыкам, полученным каждым учащимся по окончанию первого года обучения можно отнести навык работы в коллективе.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарно-учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 модуль |
1 | 7 | 14 | 10.00-12.00 | теоретическое занятие | 2 | Правила техники безопасности Краткая история гитары и её современное состояние. | Кабинет6№17 | |
2 | 7 | 16 | 12.00-14.00 | практическое занятие | 2 | Характеристика гитары. | Кабинет №17 | |
3 | 7 | 19 | 14.00-16.00 | практическое занятие | 2 | Уход за инструментом. | Кабинет №17 | |
4 | 7 | 21 | 10.00-12.00 | практическое занятие | 2 | Струны для гитары. | Кабинет №17 | |
5 | 7 | 23 | 12.00-14.00 | практическое занятие | 2 | Итоговое занятие | Кабинет №17 | Опрос -викторина |
2 модуль |
1 | 7 | 26 | 14.00-16.00 | практическое занятие | 2 | Посадка и постановка руки при игре. | Кабинет №17 | |
2 | 7 | 28 | 10.00-12.00 | практическое занятие | 2 | Посадка и постановка руки при игре. | Кабинет №17 | |
3 | 7 | 30 | 12.00-14.00 | теоретическое занятие | 2 | Строй гитары. | Кабинет №17 | |
4 | 8 | 02 | 14.00-16.00 | практическое занятие | 2 | Строй гитары. | Кабинет №17 | |
5 | 8 | 04 | 10.00-12.00 | практическое занятие | 2 | Приём игры «бой». | | |
6 | 8 | 06 | 12.00-14.00 | практическое занятие | 2 | Приём игры «перебор». | Кабинет №17 | |
7 | 8 | 09 | 14.00-16.00 | теоретическое занятие | 2 | Аппликатура первой позиции. | Кабинет №17 | |
8 | 8 | 11 | 10.00-12.00 | практическое занятие | 2 | Аппликатура первой позиции. | Кабинет №17 | |
9 | 8 | 13 | 12.00-14.00 | практическое занятие | 2 | Аппликатура первой позиции. | Кабинет №17 | |
10 | 8 | 16 | 14.00-16.00 | теоретическое занятие | 2 | Натуральные звуки первой позиции.. | Кабинет №17 | |
11 | 8 | 18 | 10.00-12.00 | практическое занятие | 2 | Натуральные звуки первой позиции. | Кабинет №17 | |
12 | 8 | 20 | 12.00-14.00 | практическое занятие | 2 | Натуральные звуки первой позиции. | Кабинет №17 | |
13 | 8 | 23 | 14.00-16.00 | практическое занятие | 2 | Натуральные звуки первой позиции | Кабинет №17 | |
14 | 8 | 25 | 10.00-12.00 | практическое занятие | 2 | Итоговое занятие. | | Опрос -викторина |
2.2. Условия реализации программы
Удобный, хорошо проветриваемый класс.
Музыкальные инструменты
Пюпитры.
Сценическая площадка.
Аудио- и видеоаппаратура:
компьютер, видеокамера.
2.3. Форма контроля
Для отслеживания результативности прохождения программного материала используется педагогический мониторинг. Мониторинг проводится на основании разработанных педагогом контрольных заданий, тестов, анкет.
2.4. Оценочный материал
Для осуществления контроля используется оценивание уровня самостоятельности исполнительства и проявление креативности.
2.5. Методические материалы
Методическое обеспечение предусматривает наличие необходимой документации:
Обучающие схемы, таблицы аккордов;
Сборники авторских и эстрадных песен, в том числе созданные автором программы;
Тезаурус;
Подборка песенного репертуара из периодических изданий;
Электронные носители (диски, флэшки);
Интернет-ресурсы:
III. Список литературы.
1. Воспитательная направленность работы детского оздоровительного лагеря - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2016.
2. Гусева Е. Отдыхая обучаемся или обучение с увлечением.- Внешкольник.-2014.
3. Куженова О.А. формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни// Дополнительное образование и воспитанте.-2014.
4.Летний лагерь: вчера и сегодня.- М.: ООО « ДОД», 2008.
5. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. Книга для обучающихся старших классов. – М., 2014.
6. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – М.: Народное образование, 2012.
7. Павленко Б.М. Поем под гитару. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2014.
8.Захаров В.В. Лучшие песни под гитару. – М.: АСТ, 2017. - 62 с.
9.Лихачев Ю.Г. Экспресс-курс игры на гитаре. – М.: АСТ: Астрель, 2017. – 222 с.
10.Лихачев Ю.Г. Шпаргалка гитариста. Иллюстрированное пособие по технике игры на гитаре для начинающих. – М.: Книжкин дом: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2018. – 64 с.
Литература для дитей.
1. Агеев, Дмитрий Большая книга гитариста. Техника игры + 100 хитовых песен / Дмитрий Агеев. - М.: "Издательство "Питер", 2011.
2.Бровко, В. Л. Аккордовая техника для начинающих гитаристов / В.Л. Бровко. - М.: Лань, Планета музыки, 2008.
3.Разумовский, В. Учебник дворового гитариста / В. Разумовский. - М.: Феникс, 2013.