8 Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Труд» (технология) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ,утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г№1599 и на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 24.11.2022г. №1026 (вариант 1).Министерством просвещения Российской Федерации от 17.07.2024. №495 «О внесении изменения в приказ Министерства Российской Федерации касающиеся ФАОП»
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формировании личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.
При составлении программы проведена условная дифференциация обучающихся по микро группам:
Микро группа 1- обучающиеся которые овладевают содержанием предмета «Профильный труд»ФАООП (вариант1). Планируемые результаты освоения личностных и предметных результатов по данному предметуна достаточном уровне.
Микро группа2- обучающиеся которые овладевают содержанием предмета «Профильный труд» ФАООП (вариант1). Планируемые результаты освоения личностных и предметных результатов по данному предмету на минимальном уровне.
Микро группа 3- обучающиеся требующие к себе особый подход. Личностные и предметные результаты освоения обучающимися ФАООП (вариант1) рассматриваются в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся
Цель изучения предмета «Труд» (технология) заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры. Развитие инициативы, мобильность, социально-трудовой адаптации учащихся с ОВЗ.
Изучение этого учебного предмета вV-IX- х классах способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Для достижения цели, учебного предмета «Труд» (технология) способствуют решения следующих задач:
- развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т. д.)
- обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда, в семье и по месту жительства;
-расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
-расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
-расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
- ознакомление с ролью человека- труженика и его местом на современном производстве;
- ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
-формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе;
- ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья учащихся;
- формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;
- формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;
- совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно- преобразующей деятельности;
- коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятие, памяти, воображения, мышления, речи);
- коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
- коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;
-развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку деятельности);
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.
Общая характеристика учебного предмета
Программа по профильному труду в 5-9 х классах определяет содержание и уровень основных знаний и умений учащихся по технологии ручной обработки производственных материалов: «Столярное дело», Также в содержание программы включены первоначальные сведения об элементах организации уроков трудового профильного обучения.
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии, вне зависимости от выбора общеобразовательной организацией того или иного профиля обучения.
Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основ-
ных материалов используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов (природные, производимые промышленностью и проч.).
Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного тру-
да, приспособления, станки и проч. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования ― качество и производительность труда.
Технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда; основные профессиональные операции и действия; технологические карты. Выполнение отдельных трудовых операций и изготовление стандартных изделий под руководством педагога. Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности
(правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, русского языка, черчения, биология и др. предметов.
Основными задачами изучения профильного труда являются: сообщение учащимся знаний о назначении столярного дела, о назначении, деталях, способах их обработки и скрепления в изготавливаемых изучаемых столярных изделиях; приобретение навыков владения столярными инструментами и приспособлениями, знакомство с правилами ухода за ними и ТБ, приобретение навыков пиления, строгания, сверления древесины,
применения лаков, клея, красителей, планирования последовательности выполнения трудовых операций, оценивания результатов своей и чужой работы.
По итогам изучения программного материала в конце года проводится контрольное тестирование.
Основные технологии:
личностно-ориентированное,
деятельностный подход,
уровневая дифференциация,
информационно-коммуникативные,
здоровье сберегающие,
игровые.
Методы обучения:
практическая направленность;
игровые действия;
творческий характер обучения;
интерактивность;
разнообразные коммуникации;
диалог;
использование знаний и опыта обучающихся;
групповая форма организации их работы;
вовлечении в процесс всех органов чувств;
деятельностный подход к обучению;
движение и рефлексия.
Методы стимуляции:
демонстрация натуральных объектов,
ИКТ,
дифференцирование, разно уровневое обучение,
наглядные пособия, раздаточный материал,
создание увлекательных ситуаций,
занимательные упражнения,
экскурсии,
декады трудового обучения,
участие в конкурсах,
участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
Основные формы обучения:
урок,
практическая работа,
лабораторная работа,
самостоятельная работа,
фронтальная работа.
Логические связи с остальными предметами учебного плана.
Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, черчения, естествознания и истории. Эти знания помогают им учитывать расходы материалов, понимать процессы изготовления пиломатериалов, вникать в положения трудового законодательства и т. д. В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении столярных операций, способствуют более успешному изучению воспитанниками общеобразовательных предметов. Традиционные формы обучения дополняются экскурсиями. Благодаря конкретным впечатлениям учащиеся прочнее усваивают теоретические сведения.
Обучение столярному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики у аномальных детей. Кроме того, выполнение столярных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:
приобретение знаний о технике и технологии в современном обществе, о тенденциях их развития, о рациональных приемах ручной и автоматизированной обработки материалов из древесины, дизайне и его роли в создании товаров и услуг, о защите прав потребителей;
овладение способами деятельностей в организации трудового процесса, подготовке и оснащении рабочего места, обеспечении безопасности труда, в способах изготовления , ремонта мебели и организации массового производства, в составлении технологических схем и технологических карт изготовления столярных изделий, в формировании профессиональных планов и в выборе профессии; -освоение учебно-исследовательских, информационно-коммуникативной.
Место учебного предмета, курса в учебном плане.
Согласно учебному плану КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» учебный предмет «Труд» (технология) относится к обязательной части учебного плана и является составной частью предметной области «Технология».
Сроки изучения учебного предмета: 5 лет
5 класс – 6 часа в неделю.
6 класс – 6 часа в неделю
7 класс – 7 часов в неделю
8 класс – 7 часов в неделю
9 класс – 7 часов в неделю
Количество учебных недель: 34 недели
Кол-во часов на изучение предмета на весь период обучения: 918 часов.
5 класс – 204 часа
6 класс – 204 часа
7 класс – 238 часов
8 класс – 238 часов
9 класс – 238 часов
Количество проверочных работ в 5 классе – 3 час
Личностные, предметные результаты освоения:
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФАООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися ФАООП, которая создана на основе ФГОС,
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)в культуру, овладение ими социо- культурным опытом. Личностные результаты освоения ФАООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладении социально – бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения ФАООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, норассматриваютсякакоднаизсоставляющихприоценкеитоговыхдостижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В томслучае,еслиобучающийсянедостигаетминимальногоуровняовладенияпредметнымирезультатамиповсемилибольшинствуучебныхпредметов, то по рекомендации психолого -, медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организацияможетперевестиобучающегосянаобучениепоиндивидуальномуплануилина ФАООП
(вариант 2).
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по «Профильному труду» на конец обучения:
Минимальный уровень:
знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
представления об основных свойствах используемых материалов;
знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;
отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы;
представления о принципах действия, общем устройстве станков и их основных
представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;
владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов обработки древесины,
чтение (с помощью учителя) технологических карт, используемых в процессе изготовления изделий;
представление о разных видах профильного труда(деревообработка,
металлообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные работы,
ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело,
цветоводство и др.);
понимание значения и ценности труда;
понимание красоты труда и его результатов;
заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится», «не нравится»);
организация (под руководством учителя) совместной работы в группе;
осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;
выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них;
комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий;
проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения;
посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.
Достаточный уровень:
определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
экономное расходование материалов;
планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы;
знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки древесины в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности
Формирование базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения ФАООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной,
регулятивной, коммуникативной, личностной.
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия представлены следующими умениями:
испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную
социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника,
вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-
пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые меж предметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.